Культурно-исторический анализ представлений о любви. Такая разная любовь

  • 01.08.2019

Чувство любви, это то чувство, которые испытывают все люди на планете, во все времена. Но мало кто знает, что само понятие любовь, зависит от социального уровня и общества, в котором проживает человек. У разных народов и рас, идеальная любовь, это абсолютно разные понятия. Если говорить о Европе, то там, настоящая и идеальная любовь, считается в стиле Ромео и Джульетты. Она должна быть страстная, всепоглощающая, романтическая и вечная. Если это присутствует, то только тогда европейцы готовы соединить себя узами брака. Но существуют и такие расы и культуры, где романтическая любовь, не только не одобряется, но и подлежит критическому осуждению.

Психологи сделали опрос среди студентов одиннадцати стран, и задали им такой вопрос. Если парень или девушка имеют такую характеристику и качества, которые соответствуют вашему идеалу, но между вами нет чувства любви, то сможете ли вы пожениться? И выяснилось, что в развитых странах запада, большинство опрашиваемых, ответили, нет. Тогда, как в восточных странах, положительных ответов было гораздо больше.
И если в западных странах, учитывается личное мнение человека, то есть, он сам решает жениться ли ему или нет, то в странах востока, это решает его родители и родственники и часто их браки заключаются по расчёту. И к тому же, их любовь приравнивается больше к дружбе, чем к романтике и страсти. А в понятие романтики у них входит например, если он отремонтировал табуретку или починил плиту, в общем обычная помощь в быту.

Если проанализировать понятие любви в африканских племенах, то там вообще, можно сказать, что такого понятия и нет. Это и не удивительно, ведь они практически не живут, а выживают. Поэтому их браки заключаются, исходя из того, какое поголовье скота и сколько земли имеется у претендентов на брачный союз. Это же касается и жителей далёкого севера. В большинстве, даже можно сказать исключительно, за них всё решают их родители и родственники. Сами же кандидаты на брачный союз, не имеют абсолютно никакого права выбора и собственного мнения.

Если пристально изучить, приглядеться и проанализировать, принципы любви и семейных отношений во всех странах мира, то можно обнаружить, что есть абсолютно чудовищные понятия об этом факторе, но это только для нас. Тогда, как для тех культур, это является не только нормой, но и догмой. А наше понятие любви, будет для них не понятно и смешно. Так, что любовь, во всех странах разная. Конечно же, само чувство любви может быть одно, но понятие о совместной жизни и семье, абсолютно различается.

Любовь - самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его.

Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Узнаем как представители различных культур воспринимают любовь!

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира .

Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным.

Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии.

Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур?

Романтическая любовь - это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения.

Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств - это суть романтической страстной любви.

В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор.

Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?"

При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски.

Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг" . Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения.

Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку.

Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" - чувство , которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.

Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ» ; самое близкое по значению слово — зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное - это то, что она есть в Вашей жизни.

Любовь – самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его. Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Редакция Estet-portal решила разобраться в данном вопросе и понять, как представители различных культур воспринимают любовь.

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира. Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным. Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии. Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур

Романтическая любовь – это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения. Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств – это суть романтической страстной любви. В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор. Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?" При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски. Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг". Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения. Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку. Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" – чувство, которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.
Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Японская культура крайне ценит такое понятие как "амэ". Оно означает сильную эмоциональную привязку одного человека к другому за счет ухода за ним и получения удовольствия от этой заботы. Чем-то любовь по-японски больше напоминает взаимоотношения между матерью и ребенком. В других языках, конечно, нет эквивалента слову "амэ", но самым близким по значению может стать – эмоциональная зависимость. Интересно, что в западной культуре подобные отношения между двумя взрослыми людьми считаются странными.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное – это то, что она есть в Вашей жизни. Редакция Estet-portal желает Вам любить и быть любимыми.

Любовь как тема искусства и философии, психологической и социологической, медицинской и сексологической литературы, гендерных исследований, публицистики, бытовых коммуникаций между людьми и т.п. является одним наиболее распространенных предметов интеллектуальных и эмоциональных рефлексий раз­ного жанра 1 .

Однако собственно культурологических исследований, где бы любовь анализировалась как одно из значимых явлений человеческой культуры, как ни странно, очень мало. Культурологи предпочитают изучать не любовь как таковую, а именно те или иные виды рефлексий на нее (чаще всего художественных и философс­ких) 2 .

Более того, как мне кажется, этот необъятный вал рефлексий фактически заслоняет собой саму любовь как явление человеческой жизни и уводит интерес ученых от самой любви к тому, что про любовь написали Шекспир, Кант, Пушкин, Соловьев, Толстой и т.п. Видимо, нет нужды доказывать, что сама любовь отнюдь не сводится к тому, что о ней сказали Шекспир или Кант, тем более, что далеко не все авторы высказываний на эту тему относятся к корифеям мировой культуры. Не будем забывать и про то, что основная масса нецензурных и циничных высказываний, тоже сосредоточена в основном вокруг любовно-эротической темы. Но это как раз стало объ­ектом достаточно интересных и серьезных исследований в области мифологии и социальной жаргонистики 1 .

В чем же собственно заключается культурологический подход к этому вопросу? Прежде всего, в том, что любовь анализируется как сложный биокультурный комплекс, выражающийся в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах своего внешнего выражения, а так же в бесконечных рефлексиях (интеллектуальных, эмоциональных и пр.), о которых уже шла речь. Наверное, в человеческой жизни нет другого такого явления, о котором говорили, писали, размышляли и т.п. столько же, сколько о любви. Для того, чтобы этот необъятный по объему материал как-то проанализировать, мне придется дифференцировать его на пласты: эротико-эмоциональный, семиотический, социальный и, конечно же, рефлексивный (куда теперь от него денешься).

1. Эротико-эмоциональная основа любви

Здесь имеются в виду как физиологические и психологические, так и культурные аспекты, формирующие любовь как специфическое отношение двух людей друг к другу 2 .

Наш известный социал-антрополог Э.А.Орлова как-то в приватной беседе высказала следующую версию возникновения любви. У каждого человека время от времени (естественно, в молодом возрасте намного чаще, чем в пожилом) по каким-то внутренним биологическим причинам наступает период нарушения адреналинового баланса в крови. Это состояние резко повышает половую потребность, и человек начинает внимательно изучать свое окружение (часто специально расширяя круг общения), как бы сканируя окружа­ющих людей и стремясь найти представителя про­тивоположного пола, в данный момент страдающего таким же нару­ше­нием адреналинового баланса. В случае, если такой потенциальный партнер обнаружен и чисто человеческое сближение с ним проходит успешно, отношения между этими людьми принимают любовный характер. В подтверждение этой теории приводилась масса примеров, когда между людьми, хорошо знакомы­ми на протяжении долгого времени и годами поддерживавшими сугубо дружеские отношения, эти отношения на каком-то этапе без всяких видимых причин быстро превращались в любовные и даже могли привести к браку.

Не возражая против подобного объяснения актуализации половой потребности и возникновения сексуальных отношений (которые, кстати, далеко не всегда перерождаются в эмоционально-любовные), я не нахожу здесь оснований для той высокой индивидуальной избирательности и тщательности, проявляемой в выборе партнера, которая отличает именно любовные отношения.

Мне представляется, что в основе этой избирательности лежат преимущественно следующие факторы:

Эротическая привлекательность партнера (в социальных слоях, которые можно назвать отстающими по своему интеллектуально-культурному и образовательному уровню, это сводится к соответствию партнера модному в настоящее время сексуальному имиджу и стилю поведения; в более развитых и образованных слоях существенную роль играют также и индивидуализиру­ющие, оригинальные черты личности партнера);

Интеллектуально-культурная близость между партнерами (общность интересов, ценностных ориентаций, общекультурной эрудиции, иногда – это общность образования или профессии и т.п.);

Социальная адекватность (принадлежность партнеров к единой иди близким социальным стратам; несмотря на распространенные сейчас социальные мезальянсы между представителями разных сословий и социокультур­ных групп, как правило, такие дуэты оказываются неустойчивыми и весьма недолговечными; к тому же социальный мезальянс обычно означает отсут­­ст­вие должной интеллектуально-культурной близости);

Психологическая совместимость (это очень коварный фактор, который на ранней стадии романа может не играть большой роли, но с момента начала совместной жизни его значимость неуклонно взрастает, хотя он является обстоятельством, более или менее компенсируемым);

Фактор практической осуществимости альянса (очень многие складывающиеся пары не могут выдержать некоторых чисто технических препятствий, которые возникают в лице вмешивающихся в их отношения родителей, отсутствия места для совместной жизни или хотя бы интимных встреч, дефицита свободного времени, а также финансовых сложностей, наличия сопер­ников и т.п.) 1 .

В связи с проблемой индивидуального выбора и его эротических оснований возникает традиционный вопрос о возможности платонической любви, вообще лишенной сексуального компонента. Я думаю, что при каких-то экстраординарных обстоятельствах отсутствие сексуального компонента может психологически замещаться какими-то другими факторами. Но в обычных обстоятельствах – это ненормальная ситуация, чреватая скорым крахом отно­шений. Мы живем уже в XXI веке, прошли через «сексуальную революцию» 1970-х гг., существенные достижения движения феминизма ХХ века, и современная культура любви уже существенно отличается от эпохи «тургеневских девушек», будучи гораздо более «раскованной» в вопросах интимных отношений.

Другое дело, что многие молодые девушки влюбляются и даже выходят замуж, не испытывая выраженной потребности в половой близости с избранником. Как ни парадоксально, но при всей эмоциональности такой влю­бл­ен­ности она фактически является формой чисто дружеской привязанности. Не будем забывать, что дружба между мужчиной и женщиной (в ее эмоциональном аспекте) очень мало отличается от любви. А точнее – только отсутствием сексуального компонента. В этой связи можно сказать и так: любовь – это друж­ба плюс секс (а вот секс без дружбы – это уже вид спорта). Поэтому подобное замужество или любовничество «по дружбе» могут развиться в полноценную любовь лишь по мере развертывания всего комплекса интимных отношений в альянсе.

Очень важной и плохо объяснимой чертой любви является необычайно высокий накал эмоций, особенно характерный для стадии ухаживания и первого периода любовных отношений. Впрочем, из литературы и социальной практики мы знаем и немало примеров того, когда такой высокий накал эмоций сохраняется длительное время и при совместной жизни. Видимо, в любовном дуэте каждой конк­ретной пары присутствует множество черт и деталей, сугубо индивидуальных именно для данной пары и не являющихся широко распространенными.

Можно объяснить эту неординарную эмоциональность остротой страс­ти, силой сексуального влечения, и я думаю, что это значимый компонент подобной эмоциональности. Есть объяснение, согласно которому все сводится к психологической потребности в успехе, любовной победе, завоевании предмета своей страсти. Возможно, что в каких-то случаях дело обстоит имен­но так, хотя в этом проскальзывают и некоторые моменты шизоидальности (не путать с шизофренией как заболеванием).

Мне представляется, что в статистическом большинстве случаев столь высокая эмоциональность любви строится на совершенно ином основании, а именно на поиске собственной востребованности и очень высокой психологической значимости этой обретенной востребованности для человека. Заявления типа: «Я люблю сам и не нуждаюсь во взаимности» – не более, чем игра. На самом деле именно взаимность, т.е. не только твоя потребность в любимом человеке, но в еще большей мере его потребность в тебе и лежит в основе столь высокой любовной эмоциональности и особенно ревности. Не про­с­­то остаться одному, но – главное – никому не нужным – это очень большой психологический стресс для человека.

Я думаю, что это одна из очень показательных черт социальности человека, его потребности во взаимодействии с социальным окружением, но в данном случае выплеснутая в сферу сугубо при­ватной личной жизни. Кстати, в основе глубокой и верной дружбы лежит по существу тот же принцип – востребованности. Поэтому потеря близкого друга бывает не меньшим горем, чем потеря любимого. Собственно любимый – это и есть близкий друг, с которым тебя связывает еще и сексуальная близость, общие дети и т.п.

Важным компонентом эротико-эмоционального пласта любовной куль­туры является уровень соответствия в типах сексуального поведения каждого из партнеров. Понятие «тип сексуального поведения» означает довольно сло­ж­ный комплекс, как эротических намерений человека, так и его практической «раскованности» и технических умений в данном вопросе. От степени сочетаемости этих типов, свойственных каждому из партнеров (или, говоря иначе, от сочетания их эротических склонностей), в немалой мере зависит уровень сексуальной удовлетворенности каждого (как в чисто физиологическом, так и особенно в психологическом плане), а отсюда – устойчивость и длительность альянса, склонность к изменам или отсутствие этого и т.п. Традиционно типы сексуального поведения делились на мужские и женские, но одной из побед движения феминизма стало устранение (в основном) подобного деления в современной культуре любви.

В принципе этих типов довольно много: от инертно-пассивного до жестко агрессивного (свойственного обоим полам); они различаются прежде все­го уровнем сексуальной ак­тивности, интенсивностью (по крайней мере, на уровне готовности), воспитанной с детства стеснительностью, допустимыми техническими формами интимных контактов (то, что раньше называлось степенью распущенности) и т.п. Эти типы не обязательно должны совпадать, они могут и органично дополнять друг друга. Главное, чтобы оба партнера были довольны сложившимся альянсом. Впрочем, тип сексуального поведения, как правило, яв­ляется лишь продолжением в постели типа социального поведения в межли­ч­ностных отношениях в целом. Так или иначе, этот аспект представляется абсолютно культурным по своему происхождению, обусловленным традици­ями культуры любви, свойственной тому или иному народу, результатом домашнего воспитания, социального происхождения, начитанности и другими формами художественной эрудированности и пр.

Не будем забывать о том, что у каждого народа исторически складывается свой высоко специфичный комплекс компонентов культуры любви, который у одних народов является сравнительно динамичным и склонным к саморазвитию (или заимствованию чего-то из других культур), у других народов, напротив глубоко традиционным. Не менее сложной дифференцированностью культура любви обладает у разных социальных страт, сословий, профессиональных групп.

Я рассмотрел в этой части только несколько вопросов эротико-эмо­ци­онального пласта культуры любви; те, которые, на мой взгляд, являются в на­ибольшей мере культурогенными. Разумеется, только этим проблема не исчерпывается.

Любовь как культурная универсалия

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Половое влечение является основой возрождения жизни на Земле. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика.

Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, сколь широк диапазон этого чувства. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».

Способность любви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации», в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей».

«Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях», - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию – религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал «эротической любовью», любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

«Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия «влюбленность» и «страсть». Влюбленность чаще всего – чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

· Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").

· Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми").

· Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания").

· Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь").

· Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

· Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг").

Таким образом, единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. На наш взгляд, это происходит именно из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов. Таким образом, широкое поле человеческих чувств находит свое отражение в линвистической сфере.


Литература

1. Василев С. Психология любви. М., 2002.

2. Гэри. Ф. Келлер Основы современной сексологии (Gary F. Kelly. SEXUAULITY TODAY. The Human Perspective. Sixth edition). СПб., 2000.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М., Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.


Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.


Ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов (текст см. Приложение 1.) Тема: «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». План: 1. Понятие «свобода». 2. Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры. 3. Взаимосвязь философского, педагогического и культурологического аспектов понятия. 4. Свобода – ...

Пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических масштабов. Говоря о концептосфере слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями, репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера...

... ? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия? Проблемы сознания в истории философии Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания: 1. Религиозная (сознание дано...

Повседневность захламлена и запущена. Но никак не меньше ему нужны пламенные носители веры и смысла, ибо только взятое в духовном измерении оно обретает единство. Цивилизационный процесс имеет два взаимосвязанных аспекта: инструментально-практический, инфраструктурный, призванный обеспечить единое экономическое, информационное, правовое пространство, и духовно-ценностный, призванный сообщить...