Маленькая большая любовь. Детская влюбленность

  • 24.09.2019

Первая детская любовь может «нечаянно нагрянуть» в самый неожиданный момент – даже в детском саду, но несмотря на кажущуюся «умилительность» и забавность ситуации, для малыша это очень важный этап в жизни. Ребёнок делает первый шаг в мир привязанностей и взаимоотношений, и тот факт, что дети не испытывают таких разнообразных ощущений, как взрослые, отнюдь не должен вызывать в родителях иронию или поверхностное отношение к глубоким эмоциональным переживаниям своего чада. Любые родители рано или поздно замечают, что ребёнок испытывает тёплые чувства к кому-либо из сверстников. Поэтому лучше наперёд задуматься о том, как лучше всего вести себя с малышом, чем потом винить себя в его неспособности строить нормальные взрослые отношения.

Почему первая влюблённость ребёнка так важна? Ответ на этот вопрос прост и не требует каких-то особых философских измышлений: да потому что любовь – самое главное и лучшее чувство в нашей жизни, основа всего и вся. И пусть она бывает такой разной – счастливой во взаимности, мучительной без ответа, созидательной по отношению взрослых к детям… всё же она заслуживает уважения, и ей покорны все возрасты. У детей в разные периоды развития она проявляется по-разному, но, так или иначе, влюблённость помогает реализовать на практике представления об отношениях с противоположным полом, образец которых формируется под воздействием домашней обстановки и примера родителей. Ребёнок учится проявлять нежность и заботу, переживать различные конфликты и находить компромисс, проявлять свои эмоции, познавать свой внутренний мир и порой даже забывать о таком естественном детском эгоизме! Этот бесценный опыт пригодится малышу во взрослой жизни, пусть и с другой «половинкой». А ведь за очень редкими исключениями бывают и такие парочки карапузов, которые впоследствии благополучно продлевают свои отношения до золотой свадьбы (чаще всего если семьи родителей дружат, а дети практически неразлучны). Но обычно всё не так серьёзно – первые детские отношения просто помогают научиться жить в соответствии с самыми важными человеческими ценностями.

Чтобы иметь примерное представление о том, что происходит в голове дочки или сына - и действовать соответственно, - следует отталкиваться от возраста любимого чада:

От 3 до 5 лет


Примерно до трёх лет в психологии мальчиков и девочек нет различий, но потом постепенно приходит осознание отличий между детьми, а вместе с тем и интерес к противоположному полу. Именно на этот период обычно приходится знакомство с детстким садом – а там, как говорится, «дело вкуса». Причём зачастую вкусы эти изменчивы, как погода – сегодня ребёнок «влюбился» в Олечку, завтра задарит конфетами Машеньку, а через неделю предложит на полном серьёзе руку и сердце Сонечке. У девочки это проявляется несколько иначе: Вовочка у неё жених номер один, а на лавке запасных ещё несколько претендентов в порядке убывания «ценности» (сами претенденты, скорее всего, и не догадываются об этом). Да-да, уже в таком нежном возрасте девочки мыслят куда более фундаментально, чем мальчишки-мотыльки, метающиеся от одного огонька к другому… Если ухажёр не угодит чем-то, иная кроха-серцеедка запросто собщит ему, что теперь её женихом будет Гошенька. Дети в этом возрасте могут испытывать симпатии по внешним признакам: буквально за красивые глазки и выразительный голос, за общительность и весёлый нрав, за умение хорошо танцевать, лазить по деревьям или быстро бегать. Но это не значит, что детская влюблённость – просто какой-то природный отбор. Некоторые дети испытывают сильное чувство привязанности и своего рода «верности» объекту обажания – это чувствительные и тонкие натуры, чьи чувства могут быть серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Но, в любом случае, влюблённого малыша довольно легко раскусить: он послушен, очень хочет понравиться и не скрывает своей симпатии. От родителей требуется деликатно выслушать своего ребёнка, поддержать его, просто обнять и приласкать - и ни в коем случае не показывать, что ситуация нелепа, смешна или просто несерьёзна. Обрушившиеся новые ощущения могут даже пугать кроху, и ему как никогда важно чувствовать вашу поддержку, чтобы не растеряться окончательно.

Другой вариант – это влюблёность в родителя противоположного пола. Такой этап случается в жизни каждого ребёнка, и делать с этим практически ничего не нужно. Но, во-первых, просто мягко объясните чаду, что мама и папа созданы друг для друга и уже поженились, а свою половинку малыш ещё встретит – и тоже будет очень счастлив. А во-вторых, современная психология уже не рассматривает эдипов комплекс во фрейдовском ключе (с его инцестом, детской сексуальностью и, чего доброго, страхом кастрации). Сам автор, с позволения читателей, склоняется к трактовке Отто Ранка – ребёнок тянется к тому из родителей, который не подавляет его индивидуальность! Таковым обычно является мама для мальчика и отец для девочки. Ребёнок испытвает не ревность, а лишь подсознательно пытается настроить «доброго» родителя против чрезмерного эго другого, чтобы сохранить собственное «Я». Вот и задумайтесь: а не пытаетесь ли вы или ваша супружеская половина навязать ребёнку стереотип «будь таким, как я – ты моё продолжение».

От 5 до 7


Ребёнок уже вступил в сознательную и более-менее логическую часть своей жизни – теперь на первое место выходят не только его эмоции, но и осознанное подражание миру взрослых. Дети могут вести себя аналогично тому, как понимают отношение своих мам и пап – обниматься, целоваться, дарить цветы и другие подарки. Бывает, что влюблённый сынок дарит девочке украшения своей мамы – он не столько крадёт, сколько просто ещё не понимает разницы между «наше семейное» и «лично мамино». Об этом стоит очень спокойно и доброжелательно поговорить с ребёнком, и предложить альтернативные варианты – например, делать подарки своими руками (открытки, поделки и т.п.) В этом возрасте ребёнок нуждается в ваших советах: как завоевать симпатию мальчика или девочки, как ухаживать, как пережить безразличие или «измену»… То, что взрослые скурпулёзно вычитывают в глянце и рассылках типа «как стать успешным пикапером» и «как сохранить брак», детям желательно в подходящей и позитивной форме узнавать от родитетелей.

От 7 до 12


В этом возрасте нередко понять влюблённость ребёнка можно по совершенно противоположному поведению: мальчики, не усвоившие вовремя, что девочек нужно беречь и защищать, начинают обижать их – дёргать за волосы, дразнить, кидаться снежками или брызгать водой. Налицо отсутствие коммуникативных навыков и страх перед «общественным мнением» (сверстники склонны смеяться над влюблённостью в этом возрасте, о причинах чего можно рассуждать долго и нудно – но не сегодня). Причиной влюбленности младшеклассников могут буть лидерские качества избранника, его успехи в спорте, творчестве или учёбе. Что же касается ненаходящих выхода эмоций школьников, то их нужно направить в более мирное русло. Решить конфликт поможет беседа с чадом, хотя, по идее, «кодекс джентельмена» лучше прививать сыну ещё до того, как объект его ранней влюблённости возненавидит его всеми фибрами души.

А вот средняя школа – это уже совем иная тема, ведь говорить придётся уже не о детях, а о подростках. Но говорить нужно обязательно – чем мы и займёмся в ближайшем будущем.

С началом полового созревания (9 – 11 лет) младшие подростки вступают в платоническую стадию развития сексуальности. Им предстоит научиться знакомиться, обращать на себя внимание и общаться с объектом своей любви. О том, что ребенок достиг этой стадии, можно судить по таким признакам:

Появление интереса к своей внешности, косметике и украшениям. Возможно желание выделить себя из среды сверстников, причем способы привлечения к себе внимания могут быть экстравагантными;

Просьбы купить новую (уже не детскую) одежду или обувь;

Длительные разговоры по телефону, часто бессодержательные;

Знаки внимания объекту влюбленности (в том числе дерганье за косу или удары учебником по голове);

Дети могут ходить, взявшись за руки, и с умилением смотреть друг на друга.

Самое главное в детской влюбленности – стремление к близкому «душевному» общению. На этом этапе развития подростки учатся показывать свои симпатии, общаться наедине, обсуждать разные темы, ухаживать и проявлять свою любовь. Они впервые решаются написать записку, признаться в своих чувствах... Отношение взрослых к детской влюбленности должно быть чутким, бережным, понимающим, без всякой иронии. Ведь переживания подростков остры и ярко окрашены, они болезненно обретают свой первый опыт полоролевых взаимоотношений. В платоническом влечении пока еще нет собственно сексуальной стороны.

Именно детская влюбленность в значительной степени формирует эмоциональный и чувственный компонент любви в будущих отношениях. К сожалению, традиционно и в семье, и в школе проявления детской влюбленности не принимаются всерьез, а то и подавляются. Многие матери болезненно реагируют на динамику нарастания сексуальности дочерей: «Не время думать о глупостях. Главное – учеба». Или, хуже того, осуждают избранника дочери, отмечают его недостатки, отзываются о нем презрительно. В них говорит страх потерять ребенка, ведь первая влюбленность – первый шаг к отделению ребенка от родительского дома. В этот момент успеваемость может снизиться, но дело тут не в самой влюбленности, а в физиологических изменениях. С началом полового созревания повышается активность подкорковых структур мозга, в частности гипоталамуса. Именно это обеспечивает пубертатный скачок роста. А активность коры головного мозга, отвечающей за интеллект, временно снижается. Запреты родителей на общение с объектом влюбленности могут вызвать у подростка протестные реакции, мысли об уходе из дома и даже суицидальные попытки.

Чем больше возможностей для влюбленности у ребенка будет на ранних этапах становления сексуальности, тем легче ему в последующем найти спутника жизни. Напротив, единственная и безответная любовь с подросткового возраста может затруднить «переключение» на другого человека и впоследствии ограничить возможности создания семьи. Самое главное в детской влюбленности – стремление к общению. Влюбленность вызывает желание быть лучше, это важный стимул для самосовершенствования... Ребенку предстоит понять, что без нежности, страданий и переживаний, заботы друг о друге не может быть полноценной любви. Это понимание убережет подростка от раннего (и опасного) начала половой жизни.

10 – 11 лет: младший подростковый возраст

Начинается процесс полового созревания. Организм претерпевает физиологические изменения, меняется характер ребенка, его предпочтения, поведение. Чувственные переживания становятся глубже, случаются резкие перепады настроения.

Дети до десяти лет растут равномерно. В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста. У девочек, как правило, половое созревание и бурный рост начинаются в 10 – 11 лет, а у мальчиков - в 13 лет.

Основные половые гормоны девочек – эстрогены, вырабатываемые яичниками, обеспечивают развитие половых органов и молочных желез. Формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса, тело постепенно приобретает женские формы.

У детей могут появляться эротические фантазии, они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, на телевидении и в интернете, и это усиливает их любознательность. При этом взрослым, когда те пытаются об этом заговорить, они демонстрируют равнодушие или стеснительность.

На этой стадии подростки делают первые шаги в романтических отношениях: начинают встречаться, держаться за руки, целуют друг друга в щеку.

Нечаянно нагрянет , когда ее совсем не ждешь » … в самый неожиданный момент, даже в самом нежном возрасте…

«Мама, я влюбился (влюбилась ), я на ней (на нем) женюсь »! Кроха взахлеб рассказывает о самой красивой девочке или о самом лучшем мальчике.

Многие родители, услышав такое откровение, отмахиваются: «Да разве это любовь! Вот вырастишь…»

Не понят и ему приходится одному справляться со своими первыми чувствами.

Родителям все детское кажется маленьким, игрушечным, ненастоящим, как бы черновиком взрослой жизни. Забыли, что когда-то сами были детьми и у самих была первая влюбленность, первые чувства…

Открытость и наивность

Не так давно малыш делал первые шаги, произносил первые слова и вот краснея заявляет: «Я решил жениться»!

Как правило первая любовь приходит в детском саду. Сосед или соседка по шкафчику или по горшку может вызвать яркие, запоминающиеся на всю жизнь эмоции.

Что уж скрывать, родители, впервые столкнувшись с нескрываемой наивной детской влюбленностью либо подсмеиваются над симпатией своего чада, либо отмахиваются, отрицая серьезность чувств крохи, либо делают влюбленность крохи ярко обсуждаемым событием.

Малыш доверил свой секрет, а взрослые начинают подтрунивать: «жених и невеста », подстраивать встречи, смакуя подробности… а так можно не долго и доверие малыша потерять.

Любовь, когда бы она не пришла, всегда нужно уважать.

Что же делать родителям?

Бездействовать! Да, именно бездействовать советуют детские психологи и быть благосклонными. Ни в коем случае не вмешиваться в первые чувства своего чада, выслушивать, но не критиковать и ничего не предпринимать.

В столь нежном возрасте дети склонны очень быстро переключать внимание, менять объекты влюбленности.

Подражание взрослым

Маленькие детки любят подражать взрослым. В детском саду они активно играют в школу, учителей и учеников. С таким же рвением они играют в любовь, точнее школу отношений, проигрывая гендерные сценарии.

Влюбившись в детском саду, ребенок ведет себя как настоящий джентльмен: при встрече обнимает и целует в щечку, открывает двери перед возлюбленной, просит купить цветы…

Влюбленная девочка прихорашивается, надевает на себя украшения, просит купить красивое платье и туфли на каблуках…

Как реагировать на это родителям?

Не обесценивать чувства малыша и не высмеивать. Не осуждать объект внимания, даже если он или она вам не симпатичны.

Ну, а если девочка или мальчик не отвечает взаимностью вашему чаду, ни в коем случае не давать советов из ряда: «Плюнь на нее, она тебя не стоит»! «Не парься, найдешь другую»!

Лучше рассказать чаду о своей первой любви и ненавязчиво, как бы между прочим, подсказать выход из создавшейся ситуации.

Романтика и скрытность

Совсем другие особенности имеет первая любовь, настигшая ребенка в младших классах.

В этом возрасте в душе детей борются две противоположные тенденции:

  1. : принадлежность к группе «девочка» или «мальчик»
  2. Огромное желание романтики

Зачастую в начальной и средней школе мальчики и девочки обособленно держатся друг от друга, что не дает возможности открыто проявлять свои чувства. Ребенку приходится тщательно скрывать свои чувства, в особенности в школе.

Мамам и папам приходится выслушивать замечания, что их сын обижает чью-то девочку.

Задача родителей помочь своему чаду понять собственные чувства и «не наломать дров». Может быть подсказать как лучше проявить чувства, какие поводы придумать для встреч и при этом не быть осмеянным сверстниками.

В начальной и средней школе дети часто обращают внимание на старшеклассников. Это нормально! Ученики старших классов для них недосягаемы и поэтому привязанность к ним на подсознательном уровне абсолютно безопасна.

Любовь – главное в жизни

Любовь в подростковом возрасте – одержимая идея и благодатная почва, на которой может прорасти любое семя, даже уроненное случайно. Объектом любви может стать кто угодно: одноклассник, сосед, друг по интернету, вожатая, модный певец или актер и даже учитель.

Главное для подростка чтобы в сердце кто-то поселился. Это важно для ребенка, так как является доказательством его ликвидности, то есть способности любить. Такой своего рода тест на любовь.

С гормонами бороться невозможно, родители должны это понимать. Они могут лишь попытаться направить поток страстей и эмоций в безопасное русло. Только спокойное и доверительное общение с подростком.

Настало время для взрослого разговора с сыном или дочерью о , о ее последствиях, и ответственности.

Но… никаких упреков! Не «обрезайте крылья»! Иначе подросток замкнется в себе и не будет доверять.

Главная стратегия родителей поддержка, повышение самооценки, культивирование веры в себя, помощь дельными советами.

Уважаемые родители! Именно от Вашей реакции и от Вашего отношения зависит дальнейшая личная жизнь вашего ребенка.

Первая любовь должна навсегда остаться в памяти радостной светлой и возвышенной.

Посмотрите еще

Весной, когда первые лучи солнца пробуждаются от зимнего сна, начинаешь замечать вокруг не только первые весенние признаки, но и множество влюбленных пар.

Нужно признать, что кроме любви взрослой, существует и детская любовь, которая возникает еще в дошкольном или младшем школьном возрасте. Многие родители иронизируют, некоторые пытаются понять детские чувства. А как правильно реагировать на романтические увлечения сына или дочки?

Любви все возрасты покорны

Работая воспитателем в детском саду и наблюдая за детьми на протяжении нескольких лет, я пришла к выводу, что чувства детей - самые настоящие и искренние. И не смотря на то, что многие взрослые отказываются верить в это, наши дети влюбляются и учатся строить взаимоотношения с противоположным полом уже в дошкольном возрасте.

Четырехлетняя Настя очень долго не могла привыкнуть к детскому саду и каждое утро начинала плакать, как только мама ее оставляла. Ситуация резко изменилась когда пятилетний Максим обратил на нее внимание и взял ее под свое покровительство.

Утром он приветливо встречал девочку, брал за руку и вел в группу. Максим был настоящим защитником и не давал Настю в обиду. А она словно хвостик весь день ходила за ним следом. Но на следующий год Максим ушел в школу, у него появились новые друзья и новые интересы.

Вот только Настя ежедневно грустила, вспоминала и ждала его в гости… Таких историй я знаю много и могу рассказывать их бесконечно долго. Да и каждый из нас, я думаю, сможет вспомнить собственную историю любви, которая произошла еще в детском саду и начальной школе.


Юные Ромео и Джульетта могут стать жертвами Амура уже в младшей группе детского сада. Но, как утверждают психологи, первая любовь, как правило, настигает малышей в 5 лет. Причем девочки начинают проявлять симпатию значительно раньше мальчиков.

Детская любовь: жизнь или игра?

Чувства детей чище и значительно ранимее чувств взрослых. Какой след они оставят в душе ребенка, зависит во многом от родителей. Любые насмешки взрослых могут нанести большую душевную травму и даже убить желание любить.

Конечно же, глядя на юных влюбленных, которые совсем недавно пешком под стол ходили, трудно сдержать улыбку. Но любые разговоры с детьми должны быть очень деликатными. Смех и подшучивание над детским увлечением - это высмеивание самых сокровенных чувств.

Иногда первая любовь может вызывать у родителей и более сильный негатив, заключающийся в осуждениях или прямых запретах. Но как можно запретить или заставить любить? Можно лишь научить ребенка скрывать свои чувства и не доверять родителям.

Что может быть плохого в этом невинной влюбленности, которая выражается лишь в словах, взглядах, умении выслушать, прийти на помощь или поднять настроение друг другу?

Первая детская любовь свидетельствует не о какой-то нравственной распущенности, а о том, что у ребенка хорошие отношения со сверстниками и он проявляет здоровый интерес к миру взрослых, из которого и была перенята эта любовь.

Мотив подражания в дошкольном возрасте играет не последнюю роль в развитии ребенка. Дети копируют поведение взрослых, в том числе и их супружеские взаимоотношения. Опыт, почерпнутый в семье, непременно отразиться на их собственной взрослой жизни.


Любовь - это очень серьезно!

Предательство или непостоянство в детской любви могут стать настоящей трагедией для ребенка, приносящей совсем недетские страдания. Не имея жизненного опыта, справиться с проблемой самостоятельно ребенку достаточно сложно. Ему необходимо внимание, правильный совет взрослых.

При этом следует воздержаться от высказываний: «Не переживай! У тебя этих Свет знаешь сколько еще будет...». Подобные слова способны не только программировать дальнейшую жизнь ребенка, но и прививать им легкомысленное отношение к глубокому чувству.

Приблизив к себе ребенка в дошкольном возрасте, вы сможете уберечь его от серьезных ошибок в будущем. А это можно сделать лишь через понимание, доверие, готовность терпели выслушать. Нет ничего опаснее, чем спешка, неуместные шутки или снисходительные нравоучения.