Комплекс занятий по безопасности дорожного движения в детском саду. Обучение детей пдд и безопасности на дороге в доу консультация на тему Разъяснение действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

  • 19.10.2019

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности. Организация занятий по правилам дорожного движения с детьми является основой приобретения теоретических знаний и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам предлагается в развивающих игровых формах с использованием инновационных компьютерных технологий изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.

Концептуальные основы программы:

  • Сохранение жизни и здоровья дошкольника в транспортной среде, на дорогах.
  • Снижение уровня транспортного травматизма.
  • Формирование личностной компетентности участника дорожного движения, подготовка к безопасной жизни и деятельности в этой среде .

Цель программы : подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.

Приложение 1. Программа «Добрая дорога детства» в ДОУ.

Приложение 2. Приложение по работе с детьми.

Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Цель: воспитывать у детей ответственность за сохранение своей жизни,

формировать устойчивую привычку выполнения правил дорожного движения.

Интеграция образовательных областей:

«познание»

Ознакомить детей с основными правилами поведения на улице довести до их сознания важность соблюдения этих правил;
- формировать умения детей ориентироваться по плану - схеме;
- умение планировать маршрут движения по данной схеме;
- выявить уровень сформированности умений и навыков пространственного ориентирования: умение определять удаленность предмета и его местоположение; пространственные отношения между предметами;
- развивать зрительную память и внимание; развивать логическое мышление.

«социализация»

Развивать умение детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья, воспитывать умение контролировать своё поведение. воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

«здоровье»

способствовать формированию активной двигательной деятельности.
«коммуникация»

Развивать умение самостоятельно рассказать о своем маршруте «дом - детский сад»;
- правильно употреблять в речи пространственную терминологию.

Активизация словаря:

Пешеход, водитель, план- схема, маршрут, автопарк, термины пространственной терминологии.

Предварительная работа: 1. по возможности вывести детей на улицу: соблюдая все меры предосторожности, пройти путь от сада до остановки, магазина, аллеи, памятника.

2.Чтение художественной литературы по теме ПДД. 3.Рассматривание иллюстраций и картинок «Улицы города».

Материал:

раздаточный материал : план - схема района города на каждого ребенка(или условного ра-йона условного города, с домов разного назначения (жилые и учреждения), на котором яркими ориентирами отмечены детский сад, больница, магазины, школа и т.п.; маленькие автомашинки;

демонстрационный материал: план- схема «Как дойти до детского сада «Василек».

Интегрир

ованная область

Вид детской деятельности

Познание

Дидактичес-

Взрослый: Посмотрите, ребята в нашем автопарке новые машинки. Расскажите, какие они? (выслушать ответы детей) - Я предлагаю вам, ребята, выбрать по машинке (дети берут мини-машинки). - Вот теперь мы с вами - водители! Это большая ответственность. Как вы думаете, что нужно знать и уметь водителю, чтобы избежать разных дорожных происшествий и аварий? (выслушать ответы детей)

Каждому ребенку предлагается план микрорайона

Воспитатель:

Ребята наш город большой, в нем много улиц, переулков, площадей. Чтобы добраться до необходимого места, нужно не запутаться в переплетении улиц, переулков, проспектов.

Игак,одно из умений, необходимых настоящему водителю, - уме-ние правильно проложить маршрут.

Сейчас я.предлагаю вам прос-лушать мою инструкцию и провести ваш автомобиль к нужному ме-сту на карте

Воспитатель дает четкую инструкцию: «Поставьте ваши автомо-били около детского сада. От детского сада мы проедем мимо сквера, затем у магазина «Одежда» повернем налево, на перекрестке у высот-ного дома надо повернуть налраво, проехатъ по улице прямо, мимо стадаона г мимо строящиеся дома и вновь повернуть налево. Прое-хать вперед до конца улицы.

Где вы оказались?»
Правильность прове-дения машины по маршруту определяется его конечной остановкой.

Воспитатель повторяет задание несколько раз. Затем предлагает детям самостоятельно проложить маршрут.

Воспитатель: Возвращаем машины в автопарк. Конечно, водителями, вам быть еще рано, а вот пешеходами мы с вами бываем каждый день. Итак, мы пешеходы!

Здоровье

Физкультминутк

Взрослый : Вставайте пешеходы на дорожку.

Мы идем по тротуару (дети «шагают»)
Ножки весело стучат
Топ-топ, топ-топ.
А устанут ножки. (приседания)
Сядем у дорожки.
Мы немного посидим
И домой побежим! (бег на месте)

Коммуникация

Воспитатель: С кем ты идёшь в детский сад?
Дети отвечают (со взрослыми)
Воспитатель: Кто тебе помогает переходить улицу? Дети отвечают (взрослые)
Воспитатель: Как правильно переходить улицу? (выслушать ответы детей)
(Дети переходят дорогу только с взрослыми. По пешеходным, подземным и наземным переходам, в том числе и там, где движение регулируется светофором или милиционером-регулировщиком).

Познание

Дидактическая игра

Пальчиковая игра

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть план - схему квартала «Как дойти до детского сада «Василек», (какие объекты есть в квартале).
просит рассказать (если ребенок живет в других кварталах) или показать, как добираются дети из дома до детского сада.
Подводит ребят к выводу, что как бы они не добирались, чтобы попасть в детский сад, надо от остановки перейти две дороги. Воспитатель: Кто из вас переходит улицу, когда идёт в детский сад? (все)
Воспитатель : Как нужно переходить улицу, если нет светофора или милиционера?
(Только по пешеходному переходу, где есть дорожный знак «Пешеходный переход». Прежде чем сойти с тротуара на проезжую часть, необходимо убедиться, что машин нет поблизости, только после этого можно переходить).

В какую сторону надо смотреть при переходе улицы? (Сначала налево, а дойдя до середины - направо).

Эй, машины, полный ход,

Я - примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

Нам дорогу уступлю.

(дети проговаривают слова и поочередно загибают пальцы на обеих руках)

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Представляете, к нам сегодня должен придти Незнайка. Но он никак не может попасть к нам в детский сад. (раздается телефонный звонок) - Ребята, Незнайка стоит около магазина и не знает, куда ему идти. Предлагаю вам продиктовать ему инструкцию. Как дойти до детского сада от магазина. Вы указывайте путь, а я проведу нашего героя, ориентируясь только по вашим словам.
Появляется Незнайка.
По городу, по улице - не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Незнайка приносит в подарок ребятам книгу
С. Фангинштейн «Наша улица».

Безопасная дорога в детский сад


Начался новый учебный год. Одна из первых бесед в детском саду была посвящена безопасности детей на дорогах. О чем же всегда должны помнить дети - участники дорожного движения и их родители

Сегодня мы поговорим об этом, напомнив вам некоторые правила поведения на дорогах. Сегодня задача взрослых, и родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые ребята должны выполнять неукоснительно, то есть от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять дошкольникам, а затем следить за их исполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Дорогие ребята!

  • Выходя на улицу, каждый из вас становится полноправным участником дорожного движения.
  • Помните, что любая ваша при переходе проезжей части может стоить жизни и здоровья не только вам, но и другим участникам дорожного движения. Чтобы не случилось беды, всегда будьте внимательными и острожными на дороге.
  • При наличии пешеходного перехода переходите дорогу только в установленном месте.
  • Подчиняясь сигналам светофора: на красный и желтый – переход запрещен, загорелся для вас зеленый сигнал – убедитесь в безопасности и только тогда начинайте переходить дорогу.
  • В нашей стране правостороннее движение, старайтесь на тротуаре или обозначенном пешеходном переходе придерживаться правой стороны.
  • За городом, где нет тротуара, рекомендуется идти навстречу движению транспорта, чтобы вовремя заметить приближающийся автомобиль.

Уважаемые родители!

Каждый раз, выходя с ребенком на улицу, повторяйте ему простые истины дорожной безопасности.

Если нет светофора, и переход через проезжую часть дороги никто не регулирует, регулировщиком своего поведения и поведения своего ребенка становитесь вы, уважаемые взрослые! Конечно, наземный переход более опасный, чем подземный.
Подходя с ребенком к дороге, всегда напоминайте ему главное правило безопасности на нерегулируемом перекрестке: «Мы подошли к дороге. Нам необходимо остановиться, оглядеться, прислушаться. В первую очередь нужно посмотреть налево, так как именно оттуда может двигаться автомобиль, затем направо и снова налево и хорошо прислушаться.
Помни, что машину может быть невидно. Но – слышно!»
Научите ребенка различать шумы автобуса, грузового автомобиля, а также шум автомобиля на большой скорости…. «Если видна приближающаяся машина - дадим ей проехать,- продолжаете вы разговор с ребенком. Затем снова посмотрим по сторонам, поворачивая голову и вправо, и влево, чтобы расширить поле зрения и верно оценить дорожную обстановку.
Если и машин нет, можно переходить, продолжая внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдем дорогу».
Безопасная дорога – это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями и педагогами в начале каждого учебного года. За лето дети забыли многие навыки безопасного поведения на дорогах. Найдите время им об этом напомнить!

Родители должны это знать!

  • Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов маленьких детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.
  • Даже внимательно наблюдая за своими детьми, иногда бывает трудно среагировать достаточно быстро, когда они бросаются на дорогу или улицу, пытаясь догнать ускакавший мячик или укатившуюся игрушку.
  • Подавляющее большинство некоторых несчастных случаев автодорожных происшествий происходит из-за того, что дети внезапно выбегают на дорогу.
  • Статистические данные о безопасности на дорогах показывают, что дети, которые в действительности выживают в таких происшествиях, получают серьёзные телесные повреждения.

Правила безопасности:

  • Всегда следите за вашими детьми, никогда не оставляйте их без присмотра, пока они играют во дворе, и особенно около оставленных или движущихся транспортных средств.
  • Держите детей за руку и рядом собой всегда, когда вы выходите из дома, таким образом, вы обеспечите им безопасность на дорогах.
  • Если вы один или одна выезжаете из дома на вашем транспортном средстве, убедитесь, что ваш ребёнок крепко и надёжно пристёгнут в автомобильном кресле или просто на заднем сидение, перед тем как вы начнёте отъезжать от дома.
  • Используйте двери безопасности, ограждение или ворота в тех местах, которые выходят на проезжую часть из вашего дома, чтобы тем самым обеспечить трудный доступ к автомобильной дороге вашим маленьким детям.
  • Прогуляйтесь вокруг вашего транспортного средства перед отъездом из дома или двора, где обычно играют дети.
  • Никогда не позволяйте детям играть на дороге у дома, по которой движется ваш автомобиль, поскольку ваш ребёнок, когда остаётся без присмотра со стороны взрослых, часто использует дорогу как любимое место для игр.
  • Создайте альтернативные условия для игр ваших детей, чтобы у них не появилось желание выбежать на улицу, что послужит защитой от несчастных случаев на уличных дорогах.

Берегите детей!

Младшая группа

Задачи:

— познакомить детей с работой светофора;

— формировать представления об улице;

— учить различать виды наземного транспорта.

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

Средняя группа

Задачи:

— уточнить знания детей о назначении светофора;

— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;

подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

♦ кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа

Задачи:

— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;

— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить с работой регулировщика.

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;

♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

Младшая группа

В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

Дети должны:

— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;

— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

— называть правила поведения в транспорте, на улице;

— знать, где можно переходить проезжую часть.

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

— иметь представление об основных правилах дорожного движения;

— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети должны:

— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Информация для педагогов

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Таблица 1

Говори правильно

♦ Обучение по старым правилам , что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.

К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:

♦ рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

♦ игнорирование правил поведения на улице;

♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

♦ плохое дорожное покрытие;

♦ неустойчивое эмоциональное состояние;

♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);

— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);

— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Задачи разработки маршрута:

— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;

— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;

— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Порядок разработки маршрута (три этапа)

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.

Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:

— интенсивность движения машин;

— возможность появления их из-за поворота;

— предметы, мешающие осмотру улицы.

Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».

Использование маршрута «Дом — детский сад»

После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.

Уголок дорожного движения в ДОО

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:

♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);

о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);

♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);

♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;

♦ конструкторы;

♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;

♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;

♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Тест для педагогов

Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.

Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.

1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:

а) квадрат;

в) треугольник.

2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:

а) спереди;

в) ваш вариант.

3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель?

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) ваш вариант.

5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:

6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.