Тренинг для подростков (примерный вариант школьного тренинга). Программа индивидуальных коррекционных занятий с подростком

  • 21.10.2019

Цель занятий:

  • Формирование культуры выбора у воспитанников в различных социальных ситуациях, нравственное воспитание, стремление к самосовершенствованию.
  • Помощь подросткам в освоении с теми изменениями, которые происходят с ними в процессе передачи в семью.

Результатом должны стать умения:

  • ставить себя на место другого человека;
  • устанавливать границы общения;
  • раскрываться в общении;
  • управлять своим поведением;

Реализация данной цели предусматривает решение задач, предполагающих:

  • Знакомство с основными технологиями выбора;
  • Анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение;
  • Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность;

Занятие № 1 “Человек свободного общества”

Свобода есть не произвол, но согласие с законами

Необходимости.(В.Г.Белинский – русский литературный критик)

Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток

в побуждениях к совершенствованию. Но что важнее

всего – без общества наше совершенство было бы почти

бесцельно.(У.Годвин – английский писатель.)

Цель: Рассмотреть и уточнить основные понятия курса “свобода”, “ответственность”, “выбор”, “свободное общество”.

  • Высказать мнение о собственном понимании этих понятий;
  • Отработать умения взаимодействия в группе, умение вести дискуссию;
  • Проявить свои творческие способности.

1. Беседа “Дай определение”.

Ребята, в повседневной жизни мы не раз слышим такие слова как “свобода”, “ответственность”, “выбор”. “свободное общество”..

Кто из вас задумывался над из смыслом?

Давайте вместе попытаемся дать определение этим понятиям. Давайте вместе попытаемся разобраться и дать определение этим понятиям.

Учащиеся дают собственные определения этих понятий, говорят о том, что они вкладывают в их смысл.

А сейчас послушайте, какой смысл в понятие “свобода” вложили мыслители разных стран и времен:

“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”. (Н.А.Бердяев)

“Излишек свободы приводит к анархии, слишком жесткие путы приводят к деспотии”. (Сунь Ятсен – китайский ученый)

“Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости” (В.Г.Белинский)

Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности. (Альбер Камо – рус. революционер)

Вопросы к учащимся:

  • Как вы понимаете эти высказывания (поочередно)
  • Почему к такому трактованию понятия “свобода” пришел каждый из них?
  • Как ты считаешь, правы ли они в своих высказываниях?
  • Может ли свобода быть безграничной?

3. Раздать учащимся афоризмы с высказываниями об ответственности. Необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказываний:

“Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни . (Ромен Роллан)

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один (Фазиль Искандер)

  • Как вы поняли их мысли?
  • Где и в каких жизненных ситуациях может и должна проявиться ваша ответственность?

4. А сейчас послушайте фрагмент сказки “Иван-царевич и серый волк”, в которой Иван-царевич стоит на распутье и выбирает дорогу.

Иван-царевич взял у родителя, царя Выслава, благословение, выбрал себе коня и отправился на поиски жар-птицы, сам не зная куда.

Едет он путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, - скоро сказка сказывается да не скоро дело делается, - наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле стоит столб, а на столбу написаны слова: “Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется!”. Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем сможет достать себе другого коня.

Ехал он день, другой и третий; вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал:

Ох ты гой еси, младой юноша Иван-царевич! Ведь ты читал: на столбе написано, что конь твой будет мертв, так зачем сюда едешь?

Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону.

Иван-царевич очень сокрушался по своему коню, заплакал горько и пошел прочь пешком.

Послал царь Долмат Ивана-царевича достать коня златогривого из конюшен царя Афона. Иван-царевич сел на спину серому волку, и волк побежал так скоро, как стрела, и бежал долго ли, коротко ли, наконец, прибежал в государство царя Афона ночью. И, пришедши к белокаменным царским конюшням, серый волк Ивану-царевичу сказал:

Ступай, Иван-царевич, в эти белокаменные конюшни, - теперь караульные конюхи все крепко спят, - бери ты коня златогривого. Только на стене висит золотая узда, ты ее не бери, а то худо будет тебе!

Иван-царевич вступил в белокаменные конюшни, взял коня и пошел было назад, но увидев на стене золотую узду и так на нее прельстился, что снял ее с гвоздя; только снял, как вдруг пошел гром и шум по всем конюшням, потому, что к этой узде были подведены струны. Караульные конюхи тотчас проснулись, прибежали, Ивана-царевича поймали и повели к царю Афону…

  • В какой ситуации оказался Иван - царевич?
  • Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?
  • Всегда ли мы правильно делаем выбор?
  • От чего зависит наш выбор? (От ценностей, на которые мы опираемся в своем выборе).
    Теперь давайте с вами перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:
  • Права человека;
  • Ответственность;
  • Границы свободы;
  • Совесть;
  • Гуманизм;
  • Умение поставить себя на место другого человека;
  • Нравственные нормы;
  • Закон.

6. Обращение к эпиграфу занятия.

7. Итог занятия: мы познакомились с понятиями “свобода”, “выбор”, “ответственность”. Дать им определение в своей интерпретации.

На следующем занятии попытаемся представить себя в различных жизненных ситуациях и описать свое поведение, свои действия.

Занятие № 2 “Еще раз о свободе”

  • Вырабатывать умение в различных жизненных ситуациях правильно делать свой выбор, осознавать границы свободы и ответственности.
  • Продолжить формировать умение проявлять свои творческие способности.

1. На прошлом занятии мы с вами готовили себя теоретически к тому, как мы будем вести себя в различных жизненных ситуациях, дали определение понятиям “свобода”, “выбор”, “ответственность”. А сегодня попытаемся описать свое поведение, смоделировать ситуацию, опираясь на определенные нравственные ценности.

2. Учащихся надо разделить на 2 группы. Предлагаются ситуации. Точка зрения какой группы будет более верной.

Ситуация № 1

Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в милицию и узнали, что за совершенную “шалость” вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку “безобидным развлечением” и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники милиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.

  • Как вы оцениваете эту ситуацию?
  • Оказывались ли вы когда-либо в подобной?
  • Освобождает ли незнание закона от ответственности?
  • Могут ли возникнуть подобные ситуации у кого-либо из вас после выхода из спецшколы?
  • Чем это грозит?
  • Кто не уверен в себе и может оказаться в компании, угнавшей какое-либо транспортное средство?

Ситуация № 2.

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от совершения других, покупать одни товары и игнорировать другие, общаться с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних.

В спецшколе нет забора и нет службы режима. Ваши действия?

  • Кто из вас воспользуется оказанным доверием и может совершить самовольную отлучку, воровство?
  • Куда вы можете направиться;
  • Чем будете заниматься;
  • Как вы предполагаете продолжать обучение;
  • Возможен ли вариант добровольного возвращения в школу, в каком случае, не в случае ли нового конфликта с правосудием.

3. Работа с репродукциями картин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” И. Репина, “Витязь на распутье” В. Васнецова

одна группа получает репродукцию картины 1, вторая – картины 2. Задание группам: раскрыть сюжет картины.

Ребята, мы должны сейчас с вами передать сюжет картины и сказать, о каких ценностях говорят художники выразительным языком художественных средств.

  • Предположить, о каких ценностях говорят художники;
  • Назовите художественные детали, которые на ваш взгляд подчёркивают связь с понятиями “свобода, ответственность, выбор”;
  • Какие из этих понятий, на ваш взгляд, является ключевым для той или иной картины.

“Витязь на распутье” подсказывает нам, что сюжет, предложенный художником, обращён к теме выбора. На картине запечатлён момент тяжёлого раздумья, размышления о выборе, опущенная голова витязя говорит о сложности данного момента в жизни. Человеческий череп напоминает о быстротечности жизни, бренности бытия. Это и предупреждает: должен быть сделан правильный выбор!

На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь: “Что выбрать? – вот главный вопрос картины”.

Картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” рассказывает о казаках-воинах, которые пишут письмо турецкому султану, осознавая, что это приведёт к жестокому сражению. Однако они к нему готовы.

Это вызов, и все персонажи картины готовы нести за него свою ответственность. Есть казаки задумавшиеся, кто-то смеётся.

Какое значение имеют понятия “свобода”, “выбор”, “ответственность” для каждого человека.

4. Чтение и обсуждение рассказа В.Шукшина “Охота жить”

5. Обращение к эпиграфу занятия.

6. Итог занятия: анализ рисунков. Обобщение сказанного.

Занятие № 3 “Свобода от…Свобода для…”

Цель: познакомить учащихся с оттенками понятия “свобода”: свобода от… и свобода для…

1. Ребята! Сегодня мы должны рассмотреть два оттенка понятия “свобода” - свобода от чего-либо или кого – либо, и свобода для чего или кого-либо.

  • Свобода от обязанностей
  • Свобода от родителей.
  • Свобода от уроков
  • Свобода от труда
  • Свобода для деятельности
  • Свобода для творчества
  • Свобода для самовыражения
  • Свобода для каких-либо действий и поступков
  • Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?
  • В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?

2.А сейчас я хочу предложить вам послушать ряд пословиц:

  • Как волка ни корми, он все в лес глядит;
  • Не в воле счастье, а в доме;
  • Своя волюшка доходит до горькой долюшки;
  • Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю;
  • Волю дать – добра не видать;
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Хоть хвойку жую, да на воле живу;
  • Более воли – хуже доля.

Необходимо выделить пословицы и поговорки положительно и отрицательно оценивающие характеристику воли.

Надо сравнить эти понятия и интерпретировать их смысл.

Таким образом, основные понятия, которые мы рассматривали в ходе занятия, могут выглядеть положительно и отрицательно.

3. Чтение и обсуждение рассказа В.Шукшина “Нечаянный выстрел”

4. И еще раз, подведем итог нашим беседам о свободе, выборе, ответственности. Для этого я вам каждому дам цитату. Каждый из вас должен объяснить ее смысл, как он ее понял, определить, отрицательный или положительный смысл заложен в ней. Все остальные слушают и дополняют или убеждают в ошибочности суждений.

  • Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри (Т.Мурановский).
  • Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой, Может быть бороться с нуждой и крайней необходимостью гораздо легче, чем со свободой. В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе, Но вот приходит свобода и люди не знают, что с ней делать. (М.Пришвин)
  • Свобода возникает только с изменением человека. Она не может быть запланирована, ее нельзя создать насильственно, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу. (Карл Ясперс).
  • Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок. Когда мои соотечественники будут просвещены, только тогда они сумеют воспользоваться ею без ущерба для своих сограждан и не разрушая порядка и отношений… (Е.Дашкова).

Свободное состояние часто подает случай и повод или к развращению жизни, или, что чаще случается, отверзает путь к различным опасностям, касающимся иногда самой жизни. (В.Т Золотницкий)

  • Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным. (Ж. Лабрюйер)
  • Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее. (Б.Шоу).
  • Свобода есть право делать все, что дозволено законами. (Ш.Монтескье)
  • Основные выводы по теме:

    Каким же должен быть человек в нашем обществе?

    • Человек свободного общества должен быть свободным, ответственным и уметь делать выбор;
    • Связаны ли между собой понятия свобода, ответственность, выбор?
    • Понятия свободы, ответственности и выбора взаимосвязаны и взаимозависимы;
    • Тождественна ли свобода анархии, своеволию?
    • Свобода не тождественна своеволию, анархии;
    • Что нужно человеку для того, чтобы осознанно делать выбор?
    • Для того, чтобы осознанно делать выбор, человек должен обладать определенными знаниями, умениями, ценностями;
    • Любой ли человек может сделать выбор, что для этого необходимо?
    • Любой человек может сделать выбор, и поэтому необходимо научиться делать его осознанно.
    • Вывод: свобода и распущенность – понятия одно другому совершенно противоположные, но у каждого есть выбор.

    3. Итог занятия.

    Занятие № 4 “Я выбираю”

    Глаза у нас намного выше ног
    В том смысле вижу я особый знак:
    Мы все сотворены, чтоб каждый мог
    Все осмотреть перед тем, как сделать шаг. Р.Гамзатов

    Уточнить понятия “выбор”, “личностный выбор”;

    Определить основные факторы, влияющие на осуществление выбора;

    Осознать важность ценностных ориентиров для осуществления позитивного выбора. Прочитать эпиграф и обсудить:

    • О чем идет речь в стихотворении?
    • Что хотел сказать нам автор?
    • Что такое выбор?
    • Что мы выбираем? Почему?
    • На что ориентируемся, делая выбор?
    • Что такое поступок?

    2. Предложить учащимся вспомнить и кратко описать ситуации, в которых человек делает выбор. Можно привести примеры из литературных произведений, средств массовой информации, кинофильмов, личного опыта.

    Вопрос к учащимся:

    • Что выбирают герои вашего сюжета?

    3. Составление таблицы “Сферы выбора” Предлагаю вам, ребята, составить таблицу “Сферы выбора”

    На что мы ориентируемся, ребята, делая свой выбор?

    • на качество,
    • интересы
    • что сегодня модно
    • твои способности
    • личные потребности
    • возможности
    • последствия
    • польза
    • материальные возможности
    • потребности рынка труда
    • наличие свободного времени
    • информированность о ситуации выбора
    • возможные варианты выбора

    А теперь давайте предположим, в какой сфере жизнедеятельности человеку проще осуществить свой выбор, а в какой - сложнее?

    4. А теперь попытаемся определить наше поведение и свой выбор в определенной ситуации:

    Ситуация № 1

    Упражнение “Потерпевшие кораблекрушение”

    Цель: отработка навыка принятия решения, нахождения компромисса.

    Группа – это одна команда. На одном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными после кораблекрушения. Задача каждого участника самостоятельно классифицировать их в соответствии со значением для выживания. На это отводится 15-20 мин. Затем дается 45 мин. Для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку надо дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

    • Подойти к задаче логически.
    • Поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться, хотя бы отчасти.
    • Избегайте голосования.
    • Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху для принятия решений.

    Инструкция:

    “Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигационных приборов. Ниже дан список 14 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим вы располагаете прочным надувательным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, всю группу и перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляет несколько коробок спичек и пять десятирублевых банкнот. Ваша задача – классифицировать 14 ниже перечисленных предмета в соответствии с их значением выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до четырнадцатого, наименее важного для вас.

    Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия помощи. К тому же в большинстве случаев спасение приходит в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

    Ответный лист

    Наименование предметов Мой ответ Моя оценка Ответ группы Ответ экспертов
    1.Зеркало
    2. Канистра с водой
    3. Сетка от москитов
    4.Одна коробка с армейским райионом
    5. Карты Тихого океана
    6.Подушка(плавательное средство)
    7. Канистра нефтегазовой смечи
    8. Маленький радиоприемник
    9. Репеллент, отпугивающих акул
    10. 6 кв. м прозрачного пластика
    11. 1 бутылка Рома 80 0
    12. 5 м нейлонового каната
    13. Две коробки шоколада
    14. Рыболовная сеть
    Всего:

    Групповая оценка = 60.

    Обсуждение:

    После завершения работы с группой предоставляется информация о правильной классификации, составленной экспертами, ответ экспертов вписывается в ответный лист. Подсчитываются результаты групповой оценки. Для этого суммируется разница между ответами группы и ответами экспертов по каждому пункту. Члены группы сравнивают свои индивидуальные ответы с экспертной оценкой, таки образом высчитывается своя индивидуальная оценка. Психолог записывает для себя индивидуальные оценки и сравнивает их с полученной групповой оценкой, для определения эффективности групповой работы. Делается вывод:

    • Достаточно ли каждый аргументировал свою точку зрения?
    • Кто оказывал наибольшее влияние на принятие решений группой?
    • Какие виды поведения помогали достижению согласия?
    • Какая была общая атмосфера?
    • Как улучшить принятие решений группой?

    В данных ситуациях вы делали выбор, выбирая какие-либо предметы, помогающие в путешествии, выбраться из трудной ситуации. А если мы с вами будем выбирать свой жизненный путь? Что сделать легче?

    • Испытывает ли человек удовлетворение оказавшись победителем в ситуации, решенной насильственным путем?

    Вывод: оказавшись победителем в ситуации, решенной насильственным путем, человек не всегда испытывает удовлетворение.

    А теперь давайте попытаемся поупражняться в выходе из конфликтных ситуаций в конкретной ситуации:

    • Учитель поставил двойку. Ты такой оценкой недоволен. Твой способ выхода из этой ситуации.
    • Тебе грубо ответил продавец.
    • Тебе наступили на ногу в автобусе, толкнули.

    Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

    Душа бывает как туман, Научит добрым быть.
    Бывает – как рассвет Когда же явится пора
    В тумане прячется обман Тебе долги платить.
    В рассвете – только свет Себя не сдерживай тогда
    А что таит твоя душа? Долги сполна плати
    Туман или рассвет? И за минувшие года,
    И с чем душа твоя пришла – И те, что впереди.
    Ты знаешь или нет? Тогда развеется туман
    Пусть будет жизнь к тебе добра В грядущем и в былом
    Ведь нам недаром выбор дан
    Между добром и злом.

    5. Обсуждение стихотворения и обращение к эпиграфу занятия..

    • Человеку легче выбирать простые и привычные для нас бытовые вещи: продукты, одежду, обувь, услуги.
    • Для любого выбора человек должен быть подготовленным, способным ответить на вопрос: зачем, с какой целью он выбирает.
    • Сложнее сделать выбор в отношении человека. Почему? Чем руководствуемся?
    • В выборе человека мы руководствуемся оглядываясь на моральные нормы, умение поставить себя на место другого человека, совесть.
    • Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.

    6. Итог занятия.

    Используемая литература

    1. Агния Барто. Стихи детям../ Детгиз., 1968.
    2. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – И.: Academia, 1995
    3. Журнал “Детский психолог”, №№ 1-10, 1996
    4. Искусство властвовать собой. Грачева Г.В.- С-Пб.: “Питер” 2003.
    5. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х т. – М.; 1987.
    6. Мудрость веков – молодым./ Сост. Гавриков В.А., Гавриков Н.А. – Краснодар, 1987.
    7. Русские волшебные сказки.- Ростов н/Д.: “Проф-Пресс”, 1999.
    8. Русские народные загадки, пословицы и поговорки./Сост. Круглов Ю.Г.- М.: Просвещение, 1990.
    9. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями соц. Адаптации. Шадура А.Ф. – С-Пб.: “Питер”, 2003.
    10. А.Дементьев. Сборник стихов./ Детгиз., 1982
    11. В.Шукшин. Т.4. Собрание сочинений в 5 томах. Екатеринбург ИПП “Уральский рабочий”. 1992

    Психологические игры и упражнения для подростков

    Игры на сплочение команды

    Циферблат

    Описание

    Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» - каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 - тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает - сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем - минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом - каждый из участников по кругу.

    Смысл упражнения

    Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

    Обсуждение

    Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

    Хлопок по коленям

    Описание

    Участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая - на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу по часовой стрелке таким образом, чтобы цифры произносились в порядке, соответствующем расположению рук на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей) , сосед слева - «три», а «четыре» - опять тот, кто начинал счет и т. д. Кто ошибся - выбывает из игры. Счет продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет примерно половина участников. В качестве усложнения можно предложить участникам считать в обратном направлении или прибавлять или вычитать по единице от каждого следующего числа.

    Смысл упражнения

    Упражнение служит хорошей интеллектуальной разминкой, развивает внимательность, создает условия для наблюдения за партнерами по общению.

    Обсуждение

    Длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.

    Скалолаз

    Описание

    Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы («коряги») , образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего - пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Водящий сам выбирает способ решения этой задачи. Переговариваться нельзя. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

    Смысл упражнения

    Формирование доверия, ломка пространственных и психологических барьеров между участниками. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации (общения без по­

    мощи слов посредством жестов, мимики и т. д.) и координации совместных действий. Физическая и эмоциональная разминка.

    Обсуждение

    Обмен эмоциями, возникшими по ходу игры. Какие чувства появлялись у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

    Живое зеркало

    Описание

    Участники объединяются в тройки. Включается музыка, и один человек из каждой тройки начинает совершать под нее любые движения, которые ему хочется. Два других участника выступают в роли «живого зеркала» - повторяют все его движения (1,5-2 минуты).

    Потом роли меняются, так чтобы в активной позиции побывал каждый из участников.

    Смысл упражнения

    Разминка, сплочение, создание условий для более полного взаимопонимания и получения обратной связи - возможности взглянуть на свои движения «со стороны», глазами других людей.

    Обсуждение

    Какие эмоции и чувства возникали при выполнении упражнения? Что нового удалось узнать о себе и о тех, с кем вы были в тройке?

    Волшебный ключ

    Подготовка

    Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).

    Описание

    Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).

    Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».

    Смысл упражнения

    Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.

    Обсуждение

    Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».

    Упражнения на эффективную коммуникацию

    Эстафета с шариками

    Подготовка

    Четыре надутых воздушных шарика (лучше, если будут также несколько запасных).

    Описание

    Участники делятся на 3-4 равные команды, включающие четное число участников (для возможности работы в нарах). Между ним проводится эстафета по следующим правилам: первая пара из каждой команды получает воздушный шар, с которым должна пройти по дистанции (6-1 0 м) , попасть им в намеченную мишень (приблизительно 50 х 50 см) и вернуться назад. При этом брать шар в руки нельзя, он все время должен находиться в воздухе, а партнерам разрешено касаться его строго поочередно. Потом шар передается следующей паре из своей команды и т. п., пока он не побывает у каждой пары. Выигрывает команда, завершившая эстафету быстрее. Как вариант упражнения, шар зажимается двумя участниками между собой любым способом, трогать его руками запрещается. Пара, уронившая шарик, начинает с начала дистанции.

    Смысл упражнения

    Установление взаимопонимания в парах. Выработка умения действовать скоординированно с партнерами, быстро, решительно и ловко.

    Обсуждение

    Какие эмоции возникли по ходу игры? Что за качества, помимо ловкости, требуются, чтобы добиться победы в такой эстафете? Где еще нужны эти качества?

    Чепуха

    Описание

    Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник

    разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

    Примерный перечень вопросов:

    Кто?

    Где?

    С кем?

    Чем занимались?

    Как это происходило?

    Что запомнилось?

    И что в итоге получилось?

    Смысл упражнения

    Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

    Обсуждение

    Подробно обсуждать эту процедуру необходимости обычно нет. Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно.

    Спмпатия группы

    Описание

    Каждый из участников получает минуту времени для того, чтобы выступить перед группой. Выступление осуществляется в произвольной форме - это может быть устная речь, небольшая актерская роль, демонстрация каких-либо спортивных умений и т. п. Ставится лишь одна задача - вызвать с помощью этого выступления симпатию группы. Потом каждый участник оценивает выступления баллами от 1 до 5, описывая, насколько участник вызвал его симпатию.

    Это делается письменно, на небольших листочках бумаги. Когда все выступления завершены, ведущий собирает эти листочки и вычисляет сумму баллов, набранных каждым выступающим, и называет, 3- 5 участников, набравших наивысший балл. Полностью озвучивать список не рекомендуется, так как это может оказаться дискомфортно; для участников, набравших недостаточно высокие баллы.

    Смысл упражнения

    Тренировка навыков самопрезентации, развитие речевой компетентности, тренировка сообразительности. Материал для обсуждения, с чем связаны наши симпатии и антипатии в отношениях.

    Обсуждение

    Какой смысл мы вкладываем в слово «симпатия»? Что общего между выступлениями, оцененными наиболее высоко?

    Угадай рифму

    Описание

    Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которому легко подобрать множество рифм (например, можно использовать: дом, нос, день, суп, лед, гол, май). Одна команда придумывает к нему три рифмы.

    Их задача - продемонстрировать эти рифмы другой команде таким образом, чтобы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями, и игра повторяется (общая длительность 4- 6 раундов). Формального определения победителей в этой игре не предусмотрено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперникам.

    Смысл упражнения

    Развивается невербальная экспрессия (способность выражать свои мысли и состояния посредством мимики и жестов, без помощи слов), наблюдательность и умение понимать собеседников на основе их мимики и жестов. Тренировка беглости и гибкости владения речью (способность к быстрому подбору рифм тесно связана с этим качествами).

    Обсуждение

    Кому больше понравилась роль придумывающего и демонстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, почему? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонстрации запомнились, по­казались наиболее интересными, чем именно? Дл я чего важно уметь передавать определенную информацию без помощи слов, а также понимать такую информацию, передаваемую другими людьми?

    Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Саратовской области

    для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

    1. Областной центр диагностики и консультирования

    Конспект занятия

    для подростков

    Тренинг «Живое общение».

    подготовила

    педагог-психолог

    Иванова Елена Александровна

    г. Саратов
    2014

    Актуальность тренинга: В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.

    Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение- ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.

    И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?

    К нам на консультацию всё чаще обращаются родители подростков с просьбой о помощи «Наш ребенок не умеет общаться, у него нет друзей, он все время сидит в интернете, помогите!»

    При работе с такими подростками становиться ясно, что проблема эта действительно серьезная. Опыт показывает, что при данной проблеме лучше всего помогают именно социально-психологические тренинги. Где участники могут получить навык общения, познакомиться с основными проблемами в общении и научиться справляться с ними под руководством тренера-психолога.

    Цель тренинга : научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.

    Задачи тренинга:

    Создать атмосферу доверия и положительный эмоциональный фон для коммуникативного самовыражения;

    Ознакомить участников с некоторыми законами общения;

    Помочь в формировании адекватной самооценки и оценки других;

    Стимулировать интерес к познанию других людей через «живое» общение;

    Форма занятий: групповая.

    Группа численностью 8-12 человек. Возраст 14-15 лет.

    Продолжительность тренинга: 2 часа.

    Ход занятия

    Правила тренинга

    Ведущий : «Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.

    Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять вверх большой палец.

    (Правила записываются на ватмане или флипчарте )

      проявлять активность и ответственность;

      быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

      не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;

      ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

      говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)

      недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)

      общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);

      участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;

      правило говорящего, правило поднятой руки».

    А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты).

    Обсуждение темы общение

    Ведущий: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим

    «Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?

    Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».

    Упражнение “Знакомство” .

    Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.

    Задания : встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.

    Закон I : Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.

    Упражнение «Что или как?»

    Сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.

    Сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.

    Закон II : Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.

    Упражнение «Горькая пилюля» .

    Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.

    Пример:

    Ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …

    Спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников.

    Ведущий : «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой».

    Игра «Маски -шоу»

    Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.

    Попрошу вас ответить на два вопроса:

    Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?

    Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?

    В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.

    Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

    Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)

    Золушка

    Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.

    Представим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе.

    Ожидание автобуса . Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

    Действия экскурсовода

    1. Перекличка в автобусе.

    2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.

    3. Размещение в гостинице:

      двух-, трехместные;

      на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;

      путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

    Рассаживание в автобусе

    Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия.

    Размещение в гостинице . Номера двух- и трехместные. Напоминаю, что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим.

    Конференция . На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя.

    Анкета обратной связи

    Тренинг «Живое общение»

    Имя (Ник)____________________________________Возраст________________________

    Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5

    Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5

    Мне больше всего понравилось: _____________________________________________

    Для меня было новым и полезным_____________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Мне не понравилось__________________________________________________________

    Я бы посетил тренинги на темы __________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Спасибо!!!

    Список использованной литературы

    1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).

    2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).

    3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

    4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)

    5. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)

    6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.

    7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis).

    8. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками: учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

    9. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)

    10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

    11. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.

    12. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 20023

    13. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – М.: МПА, 1994. – 221с.

    Интернет ресурсы

    http://www.бесстрашное-детство.рф/articles-sel-754.html

    Попова Наталия
    «Все в твоих руках». Конспект занятия для подростков

    Все в твоих руках

    Цель : Формирование у подростков ответственного отношения к своему жизненному выбору.

    Задачи :

    Показать значимость человека в делах для общества.

    Раскрыть особенности сильной личности

    Возраст : 12-18 лет.

    Оборудование : компьютер с подключением к сети интернет.

    Ход занятия:

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важное занятие , а начать я его хочу с упражнения.

    Упражнение «Импульс» .

    Для восстановления сил, мыслей, рабочего состояния.

    Встаём в круг. Возьмёмся за руки. Будем друг другу передавать «импульсы» сжатием руки.

    «Импульс» буду отправлять я. Итак, начинаем. Я передаю «импульс» тепла. Каждый участник сжимает любой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс» . Когда импульс вернётся к ведущему, он вновь отправляет, но другой «импульс» (два пожатия руки, затем три) .

    На свете много удивительных чудес. Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры, вызывающие у каждого изумление, кому посчастливилось увидеть их хотя бы раз. Но разве не уникальна кожистая черепаха или саблезубый тигр? Любое живое существо на нашей планете отличается оригинальностью и неповторимостью.

    Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо – мы. Все мы вместе с вами. Потому что самым уникальным творением природы является человек.

    «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней!» – так некогда изрёк великий греческий драматург Софокл.

    Нас на свете семь миллиардов неповторимых человеческих существ.

    Человек одновременно разумен и безрассуден, силён и беспомощен, свободолюбив и покорен.

    Почти тысячу лет назад персидский поэт Омар Хайям выразил это соединение в человеке взаимоисключающих качеств в не устаревших и поныне строках :

    «Мы – источник веселья и скорби рудник.

    Мы – вместилище скверны и чистый родник.

    Человек, словно в зеркале мир, – многолик!

    Он – ничтожен, и он же – безмерно велик!» (Омар Хайям)

    Человек на свет уже рождается человеком. И сразу вокруг него появляется много людей. Это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры, а также друзья родителей.

    И чем старше мы становимся, тем появляется ещё больше людей вокруг нас, расширяется круг нашего общения. И чем больше ты делаешь для людей, которые окружают тебя, тем лучше относятся к тебе, тебе легче тебе живётся, ведь люди отвечают обычно тем же, что несёшь ты.

    Послушайте, что сказал английский поэт Джон Донн :

    «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего, смерть каждого умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол, – он звонит по тебе».

    Вы тоже часть чего- то большого и целого. Это, как единый организм, заболевает один орган и человек становится не здоров. От вас зависит ваша жизнь и жизнь людей, которые вас окружают. Поэтому очень важно сделать в жизни правильный выбор. И этот выбор должны сделать только вы и никто не сможет прожить вашу жизнь за вас.

    Игра «Кощей Бессмертный»

    Цель : формирование ответственного отношения к своей жизни. Оборудование : Шапочки-ободки с названиями героев игры.

    Содержание : Наверное, вы знаете сказку про Кощея Бессмертного. На самом деле он был не совсем бессмертный, он жил, пока была цела игла, которую он поместил в яйцо, яйцо в утку, утку в зайца и т. д. Но нашелся Иван Царевич, который наше иглу и сломал ее. Сейчас мы разделимся на группы. Все играющие делятся на группы по три человека : 1-утка, 2-Иван-Царевич, 3-Кощей Бессмертный. Игрокам на голову одевают шапочки, обозначающие его роль. Утке к шапочке крепится «игла со смертью» Кощеевой. Во время игры Кощей стоит в стороне, ничем не помогая своей утке, утка убегает, спасая иглу, а Иван её ловит. Задача Ивана снять шапочку с иглой, а утке не допустить этого. Иван ловит только свою Утку, Кощеям и Иванам нельзя прикасаться друг к другу, нельзя задерживать игроков, мешать им или помогать утке. Если это случилось, то Кощей считается мертвым. После поимки утки игроки меняются местами и так пока не побудут в каждой роли.

    Обсуждение игры состоит в том, чтобы выяснить, какая роль была наиболее комфортна : Ивана- активная, Утки- ответственная за чужую жизнь, или Кощея- пассивная, переложившего ответственность за свою жизнь на другого. (Ответы детей, анализ игры) .

    Воспитатель : сейчас мы с вами посмотрим притчу.

    (Детям демонстрируется притча «Все в твоих руках » )

    Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем эта притча? (ответы детей) А какой жизненный выбор может сделать человек?

    Дискуссия «Чему может посвятить себя человек»

    Посвящение себя делу;

    Получению удовольствий.

    Обсуждение :

    – Посвящение себя делу связано с чем? С кем? Во имя чего? Во имя кого?

    – Служение Родине опирается на что? Во имя кого? От чего зависит?

    – Получение удовольствия связано с чем? С кем? Во имя чего? Кого?

    (Ответы детей, каждый должен аргументировать свою точку зрения)

    Следовательно, что бы мы ни ставили своей целью, во имя чего бы ни старались, мы связаны с другим человеком, с той или иной личностью, окружающим миром людей.

    Воспитатель : Все наши «Я» так или иначе сопряжены с неким «Ты» . Так? Вы согласны со мной? Сложно представить современного человека в отрыве от других людей. Вся наша жизнь пронизана общением.

    «Ничто в мире не заслуживает большего внимания,

    чем друг или недруг мой – Человек!»

    М. Горький

    «Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком!»

    М. Горький – философская поэма «Человек»

    «Убивайте лишь зверей внутри себя» .

    Е. Евтушенко

    В обществе каждый играет ту роль, которую сам выбирает, или какую ему приписывают. То, что вам кажется приятным, для взрослых является неприемлемым. Например, вы можете громко слушать музыку, громко разговаривать и смеяться, собравшись компанией, а взрослые люди, наверное, этого позволить себе уже не смогут.

    Это значит, общество требует от каждого из нас, из вас соблюдение каких-то правил. Поэтому каждому из вас следует учиться жить и вести себя в обществе в соответствии с нормами поведения. Культура любого человека простирается от умывания лица до последних высот человеческой мысли. Сегодня не меньше, чем вчера, ценится приветливая улыбка, тепло протянутой руки, сердечность разговора.

    «Человек должен любить людей. Если он будет любить людей, то жить ему будет лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живёт так худо в мире, как мизантроп – человеконенавистник. Он сам хуже всех живёт», – М. Калинин.

    В общественной жизни могут проявиться самые положительные или наоборот, отрицательные качества любого человека.

    Воспитатель : Послушайте историю 12- летнего мальчика.

    12-летний мальчик вытащил из водоема пятилетнего ребенка и его отца.

    Саша Пермяков из города Берёзовский Кемеровской области отправился купаться на дамбу. Подходя к водоему, он заметил в нескольких метрах от берега уходящего под воду мальчика и услышал крики отдыхавших на берегу детей. Подросток бросился в озеро , проплыл несколько метров, вытащил из-под воды пятилетнего ребенка и поплыл с ним к берегу.

    Саша заметил в глубине водоема руку второго тонущего человека, поэтому он оставил спасенного мальчика на берегу, и снова бросился в воду. Мальчик поднырнул под утопающего, и поднял его на поверхность воды. Это был взрослый мужчина. Держа его за подбородок, подросток потащил второго пострадавшего на берег.

    С трудом вытащив мужчину из воды на сушу, Саша стал оказывать ему первую медицинскую помощь. Несколько минут Саша делал массаж сердца, однако спасти мужчину не удалось. Полицейские установили, что утопленник был местным жителем, и в тот день он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отправился купаться вместе с 5-летним сыном. Мужчина посадил ребенка к себе на спину и поплыл, но в воде ему стало плохо, и он пошел ко дну. Именно в этот момент на берегу оказался Саша Пермяков.

    За свой героический поступок Саша получил от местного МВД благодарственное письмо «За мужество и самоотверженность» .

    А вот еще одна история :

    Орден мужества посмертно Жене Табакову (7 лет)

    Герой Женя Табаков 7 лет

    Женя Табаков - ребёнок, награждённый посмертно орденом мужества

    Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый – пожалуй, даже единицы. Этих доблестных людей награждают медалями, орденами, а если без всяких знаков – человеческой памятью и неизбывной благодарностью. Самый молодой гражданин России, ставший кавалером ордена Мужества, – Женя Табаков. Возможно, это и правильно – соизмерять подвиг и государственные награды. Но не слишком ли блеклы эти знаки, когда цена за них жизнь ребенка. Жене Табакову было всего лишь семь, когда его храброе сердце остановилось…

    История, потрясшая тогда всю страну, случилась в военном городке Ногинск-9. В квартире Табаковых раздался звонок. Дома были только Женя и его двенадцатилетняя сестра Яна. Девочка открыла дверь, нисколько не насторожившись, – звонивший представился почтальоном, а поскольку в закрытом городке крайне редко появлялся кто-то чужой, Яна впустила мужчину.

    Незнакомец схватил ее, приставил нож к горлу и стал требовать деньги. Девочка вырывалась и плакала, грабитель приказал искать деньги ее младшему брату, а в это время стал раздевать Яну. Женя не мог так просто оставить сестру. Он ушел на кухню, взял нож и с разбегу вонзил его в поясницу преступнику. От боли насильник упал и выпустил Яну. Но детскими руками справиться с рецидивистом было невозможно. Преступник поднялся, накинулся на Женю и несколько раз ударил его ножом. Позже эксперты насчитали на теле мальчика восемь колотых ран, несовместимых с жизнью. Сестра стучала соседям, просила вызвать милицию. Услышав шум, насильник пытался скрыться. Но его кровоточащая рана оставляла след. Далеко уйти не удалось. За день до судебных слушаний рецидивист Кияшко был найден повешенным в собственной камере.

    Орден Мужества за сына получала Женина мама, Галина Петровна. Награждавшие отмечали, что подвиг мальчика – это поступок человека с сформировавшейся жизненной позицией. Это поступок настоящего русского солдата, который сделает все, чтобы защитить свою семью и свой дом. Важно, что семилетний человек проявил самые высокие человеческие качества, которые не присущи многим взрослым. Именно на примере Женечки и стоит воспитывать современное поколение.

    Вечная память Герою.

    Только очень сильный человек становится настоящей личностью. Как вы думаете, в чем сила человека? (ответы детей)

    Юрий Левитанский

    Каждый выбирает для себя

    Каждый выбирает для себя

    женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку -

    каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

    слово для любви и для молитвы.

    Шпагу для дуэли, меч для битвы

    каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе.

    Щит и латы, посох и заплаты,

    меру окончательной расплаты

    каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже - как умею.

    Ни к кому претензий не имею.

    Каждый выбирает для себя.

    Рефлексия : Вам понравилось занятие ?

    Какой вывод можно сделать, поучаствовав в занятии ?

    Чему вы на нем научились?

    ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

    Для учащихся 7-8 классов

    «Общение без проблем»

    МБОУ СОШ № 12 г.Выкса

    Кондрушина О.Е.

    В подростковом возрасте на первое место выступает общение между сверстниками и взрослыми. Общение становиться ведущей деятельностью подростка.

    Для отечественной психологии общение – не самодовлеющий, замкнуты на себе акт, а деятельность, имеющая свои «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я.Л. Коломенский, 1976) , а конечным продуктом является. По-видимому, образ других людей и самого себя у субъекта общения. Остановимся на характеристике позиции отечественной психологической школы. Так, Т.В. Драгуновой (1967г.) удалось показать, что именно внутри общения со сверстниками подросток познает и других, и самого себя. Изучение специфических особенностей общения подростков со сверстниками привело Т.В. Драгунову к определенному пониманию роли этой сферы коммуникаций в общем психическом развитии школьников и к выяснению разнообразных путей её влияния на прогресс их личности и деятельности.

    Т.В. Драгунова вместе с Д.Б. Элькониным выдвинули в свое время тезис о том, что общение со сверстниками в своей личностной, интимной форме составляет ведущую деятельность в подростковом возрасте.

    Установлено, что в «Сфере общения» со сверстниками существуют оптимальные условия для развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости» (Возрастные и индивидуальные… 1967, с.124)- основного новообразования этого периода.

    Знакомясь с литературой, можно сказать, что тема общения актуальна.

    Ведь процесс общения проходит во всех сферах нашей жизнедеятельности. А для того, чтобы наше взаимодействие с окружающими было бесконфликтным, нужно учиться правильно общаться. И если речь легче поддается контролю. То внешний облик или бессловесные действия, совершаемые человеком, есть своеобразный язык тела, который воспринимается окружающими быстрее и ярче слухового. Однако данный язык трудно поддается контролю самого человека. Возможны ситуации, когда человек чувствует одно, совершает действие, уверенный, что оно полностью отражает его чувства, мысли, намерения, а другой человек, видит в том действии нечто иное. В результате – обида, недопонимание друг друга.

    Поэтому нужно учиться владеть и вербальными и невербальными средствами общения.

    Учитывая все выше сказанное с учащимися 7-8 классов можно проводить цикл занятий на навыки общения. Данный цикл занятий был разработан и проводится педагогом-психологом МБОУ СОШ № 12 г.Выскы.

    Занятие № 1

    Цель:

      Приветствие. Перебрасываем игрушку или мяч и делаем комплимент участникам.

      Знакомство Упражнение «Моё имя»

    Назвать имя и качество характера на букву своего имени.

      Игра «Повтори за мной»

    Поднимите правую руку вверх те, кто любит сладкое, погладьте себя левой рукой по голове те, кто любит читать, присядьте те, у кого есть дома животные, покажите язык те. Кто любит играть в компьютерные игры. возьмитесь за руки, кто учиться в …….классе 12 школы.

      Правила поведения на занятиях

      • Доверительный стиль общения

        Недопустимость оценок в адрес других

        Активное участие во всех упражнениях

        Уважение к говорящему или принцип активного слушания

    5 . «Портрет» Разделиться на две группы

    1-я группа – рисует портрет плохого ученика, записывает качества

    этого ученика

    2-я группа – рисует портрет хорошего ученика и записывает его

    качества.

    Обсуждение

      Игра «Печатная машинка»

      Дареному коню в зубы не смотрят

      Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя

      Не от росы урожай, а от поту.

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»

    анятие № 2

    Цель: создание позитивного настроя учащихся на совместное взаимодействие; осознание подростками круга своего общения, своих взаимоотношений с ними; развитие толерантных установок у подростков по отношению к окружающим людям.

      Приветствие

      Упражнение «Имена»

    Каждый участник по очереди называет своё имя и качество, которое привлекает его в других людях.

      Упражнение «Линейка, стройся»

    Построиться в линейку по заданному признаку, но делать это необходимо молча.

      По росту

      По цвету глаз

    4. Упражнение «Эмблема толерантность».

    Ведущий. Толерантность в современном мире рассматри­вается, как уважение и признание равенства, отказ от доминиро­вания и насилия, признание многомерности и многообразия че­ловеческой культуры, норм, верований. Толерантность предпо­лагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействуя с ними на основе согласия. Как видите, вы во многом были правы. А какие качества характеризуют толерант­ную личность? (Варианты аудитории.: чуткость. доброжелательность. чув­ ство юмора, умение владеть собой, умение слушать...)

    По итогам работы все эмблемы презентуются, а ведущий крепит их на стену вокруг понятия «Толерантность».

    Рефлексия: участники высказывают свои ощущения по поводу игры.

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 3

    Цель: повышение психологической культуры общения, вербальные и невербальные характеристики общения, создание условий для сплачивания коллектива.

      Приветствие.

    Поздороваться с соседями справа и слева:

      Кивком головы

      Прикосновением плеча к плечу

      Прикосновением спины к спине

      Прикосновением колена к колену.

    Упражнение «Стряхни»

    Игра «Фруктовый салат»

    Теория об общении.(3-4мин)

    Упражнение «Портрет» Трем группам раздаются одинаковые портреты человека. Задание: по внешним признакам охарактеризовать качества человека (1 гр.- преступник, 2гр.-академик-исследователь подводного мира, 3 гр. Бизнесмен –фирма по строительству).

    Обсуждение

      Игра «Барьеры общения»

      Соглашайтесь со мной

      Спорьте со мной

      Игнорируйте меня

      Спрашивайте моего совета

      Говорите мне противоположной

      Я всегда прав

    Обсуждение

      Тест « Умеете ли вы общаться»

      Притча «Виноград»

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 4

    Цель: сформировать представление об общении, выработка навыков эффективного общения.

      Разминка «Построение круга»

    Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как пчелы. По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками.

      Игра «Слепой и поводырь»

    Обсуждение

      Теоретическая информация об общении (5 мин)

      Анкета «Умеете ли вы слушать?»

    Инструкция. Перед вами 12 вопросов. Постарайтесь, не особенно за­думываясь,

    искренне ответить на них «да» или «нет».

    1. Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить

    и даст возможность высказаться вам?

    2. Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете

    суть проблемы?

    3. Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

    4. Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

    5. Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои

    Мысли?

    6. Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы, какие­

    Либо несущественные?

    7. Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные

    предубеждения?

    8. Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности

    в понимании сказанного?

    9. Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

    10. Перебиваете ли вы собеседника?

    11. Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

    12. Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить

    свое слово за него, опередив его собственные выводы?

    Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте количе­ство ответов «нет».

    10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие лю­бят общаться с вами.

    8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

    Менее 8 баллов: К сожалению, вы еще не научились слушать сво­их партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

    Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемон­стрировать подросткам 12 признаков плохих слушателей. Ведь из­вестно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.

      Упражнение «Слушание в разных позах»

    Участники разбиваются на пары. Один участник -говорящий, второй –слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой. Через 1 минуту по команде ведущего говорящий встает и продолжает разговаривать, а другой сидит. Еще через минуту оба встают друг к другу спинами и продолжают говорить. Потом роли говорящего и слушающего меняются и упражнение повторяется.

    Обсуждение. При каком расположении легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете. Почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

    Рефлексия.

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 5

    Цель: развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вербальное взаимодействие.

    1.Разминка «Фруктовый салат»

    2. Упражнение «Копирование движений»

    Участники встают в круг. Выбирается водящий, который выходит за дверь. Без него группа выбирает участника, чьи движения будут комментироваться. Тот начинает делать какое-то несложное упражнение, группа копирует это движение. Каждые 10-15 секунд ведущий меняет движение. Задача водящего - понять, за кем группа повторяет упражнения.

    Обсуждение . На какие признаки ориентировался водящий выполняя задание.

      Упражнение «Необычное использование»

    В этих же подгруппах придумайте и, по возможности, продемонстрируйте как можно больше способов необычного использования обычных предметов (картонные коробки, пластиковые бутылки, рваные капроновые колготки и.т.д.) Называние- 1балл, демонстрация-2балла.

    Обсуждение : Как распределились роли: кто выдвигал идеи. А кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение?

      Упражнение «Снежки»

    Участники делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 снежка. По команде начинается игра, задача которой – перебросить как можно больше «снежков» на сторону противника. Продолжительность 1 минута; выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Проводят 2-3 тура игры.

    Запрещается держать в руках больше 1 «снежка»

    Обсуждение . Короткий обмен впечатлениями.

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 6

    Цель: развитие навыков эффективного общения, создание положительного эмоционального фона.

    1.Разминка «Мячик»

    Участники встают в круг. Перебрасывают несколько мячей, но чтобы мяч побывал у каждого участника.

    2. Игра «Пишущая машинка»

      На работу с радостью, а с работы с гордостью.

      Не разгрызёшь ореха, так и не съешь ядра.

      Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Обсуждение

    3. Упражнение « Передай информацию»

    Участники встают в круг. В одну половину круга передается слово «кошка», а в другую «мышка»

      Теоретическая часть о дистанции общения.

      Упражнение «Разговор в рисунках»

    Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает один лист бумаги, где они в течении 5 минут ведут общение на произвольные темы. Нельзя писать слова, буквы, цифры, использовать только рисунка и схемы.

    Обсуждение. Удалось ли достигнуть взаимопонимания при таком общении?

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 7

    Цель: развитие умения выражать свои чувства, интегрирование своих навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт-терапевтических методов.

      Разминка « Поздороваться», «Фруктовый салат»

      Упражнение «Достраивание композиции»

    Каждый участник получает лист бумаги. Задумать какую-либо цельную композицию для изображения на этом листе. Но изобразить только одну из её характерных деталей. После этого листок передается соседу, тот дорисовывает ещё какую-нибудь деталь и т. д. Переговариваться в процессе выполнения задания нельзя.

    Обсуждение. Насколько получившиеся рисунки соответствуют первоначальным замыслам тех. Кто начинал их создавать? Какие эмоции возникли при виде того, что получилось?

      «Групповой коллаж»

    Тематика: дружба, любовь в моем понимании и др.

    Длительность работы 30-35 минут. На этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

    Обсуждение. Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл и делиться общими впечатлениями от процесса работы.

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»

    Занятие № 8

    Цель : повышение самооценки, уверенности в себе.

      Разминка «Фруктовый салат»

      Упражнение «Доброе животное»

    Все участники становятся друг за другом, они «большое доброе животное». Ведущий просит совместно полетать, походить, попрыгать, подышать и.д.р.

      Упражнение «Никто не знает»

    По кругу каждый участник произносит фразу: «никто не знает, что я умею……

      Игра «Театр»

    Участники делятся на группы по 3-4 человека. Предлагается разыграть действие без слов, чтобы другие поняли, что хотят им показать.

      Упражнение «Волшебная рука»

    Каждый участник обводит ладонь на листе бумаги. На каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый участник может дописать качество присущее обладателю данной ладони.

    Рефлексия

    Ритуал прощания «Бутон»



    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

      Грецов А. Тренинг общения для подростков. Питер, 2005

      Рудякова О.Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками.

    Тренинги. Волгоград,2008

      Родионов В.А. Практическая психология Москва 2000

      Эксакусто Т.В., Справочник по групповой психокоррекции.

    Истратова О.Н.