На тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка"

  • 20.07.2019

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.

Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Анатомо-физиологические особенности.

На формирование личности в подростковый период оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Завершается окончательная сексуальная ориентация подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие изменения происходят и у девочек.

В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.

Когнитивные особенности.

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

  • способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
  • способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Развитие восприятия и памяти.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Развитие воображения. Проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Развитие речи.

Основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Аффективная сфера.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным.

Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

Подростки испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.

При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.

Мотивационная сфера.

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания.

Тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В определениях дружбы преобладают два мотива:

  1. требование взаимопомощи и верности;
  2. ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

Неудовлетворенность же в общении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков, вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной зависимости.

Потребность в автономии - потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Поведенческая автономия - обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения.

Эмоциональная автономия - избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Развитие Я-концепции.

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

  1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
  2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
  3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
  4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
  6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
  7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка.
  8. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.

Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведенческие особенности.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка на границе между двумя социальными мирами - миром детей и миром взрослых, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций, недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая активность.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.

В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

Наиболее частыми причинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.

Общение в кругу сверстников выполняет ряд специфических функций:

  • Во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
  • Во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия.
  • В-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков - за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек - за представителя противоположного пола.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности, уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с партнером.

Юноши более склонны к получению непосредственного сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.

Выделяют следующие типы увлечений подростков:

  • интеллектуально-эстетические, основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу - музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;
  • телесно-мануальные - связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;
  • лидерские увлечения - поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;
  • накопительские увлечения представляют собой коллекционирование во всех видах;
  • эгоцентрические - любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;
  • азартные увлечения - картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
  • информативно-коммуникативные увлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

Ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Социальная ситуация развития – переход от зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Центральное новообразование – «чувство взрослости».

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования в подростковом возрасте.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биоло­гических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

Процесс формирования новообразований, отличающих подрост­ка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравно­мерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (за­нятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоя­тельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы уче­ния, связанные с формированием жизненной перспективы и профес­сиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы тео­ретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному). В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.

Мышление становится рефлексивным.

для него характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) большая контролируемость и управляемость речевых высказываний; 3) ин­теллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установ­ки на размышление.

Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жиз­ненных планов.

Но самые существенные изменения происходят в личностной сфере.

Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт взрослости, чувства взрослости: это подражание внешним признакам взрос­лости, равнение на психосексуальные образцы своего пола, соци­альная взрослость, интеллектуальная взрослость.

Легче всего созидание в себе взрослости дается подростку в под­ражании ее внешним признакам: облику и манерам поведения взрос­лых, некоторым взрослым привилегиям (курение, игра в карты, упот­ребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одеж­де и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания, свобода в «режиме дня» и т.п.). Приобретение этих признаков мужской или женской взрослости для подростка - средство проявления, утверждения и демонстрации соб­ственной взрослости родителям и сверстникам. Это самый легкий способ демонстрации взрослости, видный всем, а подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими. Другое направление в развитии взрослости связано с активной ориентацией подростков на определенное содержание мужского или женского идеала - тех качеств, которыми нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщи­ной». Стремление следовать мужскому (женскому) идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах.

В доподростковом возрасте представления о себе и самооценки строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых. Возник­новение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе - характерная особенность подростков. В целом у подростков ярко выражена потребность в положительной оценке и хорошем отношении окружающих. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой фор­ме.

Конец детства и начало отрочества отмечены общим биологичес­ким событием - физиологическим пубертатом. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занима­ющего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. В течение относитель­но короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфо­логических и физиологических изменений, сопровождаемых глубокими преобразованиями внешности. наступление физической зрело­сти, очевидное и для самого подростка и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уро­вень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отноше­нии своей внешности (в ряде случаев это приобретает даже характер дисморфофобии, испытываемой поначалу лишь в отношении отдель­ных компонентов образа тела - ступней, ног, рук, затем в отноше­нии общего образа тела - длины и веса, и, наконец, в отношении социально значимых частей - лица, голоса). В это время даже для выражения нелюбимых черт своего характера подростки часто обра­щаются к физическим характеристикам: девочки боятся оказаться слишком высокими, а мальчики - слиш­ком маленькими. Острую проблему представляет и лишний вес в отрочестве, осо­бенно потому, что он приобретается именно в это время. В 14 лет подростки, раньше других достигающие физической зрело­сти, обладают высоким социальным статусом как среди своего, так и среди противоположного пола.

Отрочество также характеризуется важными из­менениями в социальных связях и социализации, так как преоблада­ющее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы свер­стников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) осво­бождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в груп­пу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнера­ми обоих полов.

Так ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Одноклассники не интересуют.

Процесс формирования новообразований, отличающих подро­стка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно суще­ствуют и «детское», и «взрослое». Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразовани­ем отрочества считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке.

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому весь период именуют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов Эдипова комплекса, чтобы восстановить отношение к родительским образам, «перевернутые» этим периодом к периоду Эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями.

Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообще­ства над взрослым. Здесь-то и складывается новая социальная ситуа­ция развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова предложили придать ей статус веду­щей деятельности этого возраста. Положение принципиального ра­венства детей-сверстников делает общение с ними особенно привле­кательным для подростков, и даже развитое общение со взрослыми не способно его заменить.

Мышление - аналитическое. Изображаемые предметы сравнивают с объектом.

Эмоции - логическое начало к эмоциональной глухоте.

Интерес к предмету очень низок, познавательный интерес очень высок.

Как изображают дети. Рисуют с натуры, правдиво и сухо, внимание к натуре приводит к

дробности.

Самостоятельность. Боязнь выглядеть хуже других, приводит к копированию (плагиат). Общение. Учащиеся склонны к сотрудничеству.

Вывод. Важен результат. Деятельность должна быть общественно-значима, (разнообразить материал).

Начало аналитического периода. Изменяется характер линии (поисковые отрезки-черточки). Улучшается рисунок за счет совершенствования изображения формы (острота зрения, глазомер, величина поля зрения).

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Физиологические изменения организма подростка 4

2. Взаимосвязь биологического и социального факторов развития в подростковом возрасте 5

3. Ведущий вид деятельности, психологические новообразования, социальная ситуация развития подросткового возраста 6

4. Особенности развития психических процессов 10

5. Общение со сверстниками, педагогами, родителями 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Внимание!

Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ работы №3416, цена оригинала 200 рублей. Оформлена в программе Microsoft Word.

Оплата . Контакты.

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст изучался многими психологами. В рамках западной психологии эта проблема представлена в трудах А. Адлера, К. Хорни, Э. Берна, В. Сатир, А. Маслоу, К. Роджерса и др. В отечественной психологии данной проблематикой занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Толстых, А.Г. Шмелев, А.Г. Ковалев, А.С. Белкин, И.С. Кон, А.И. Кочетов, М.И. Монахов, М.И. Шилова и др.

Говоря о воспитании несовершеннолетних и молодежи, о подрастающем поколении, нередко используют термин «подростки». В каком соотношении находятся эти термины, что надо понимать под каждым из них? Общее во всех перечисленных терминах то, что они обозначают личность в период перехода к взрослости и социально-возрастные группы членов общества, находящиеся в этом периоде. Но внутри переходного периода к взрослости в свою очередь нужно выделить ряд этапов, резко различающихся по степени физического, интеллек-туального, волевого, нравственного развития индивидуума и требующих поэтому различной стратегии и тактики воспитания.

Подростковый возраст — ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей взаимоотношений между детьми и тех трудностей, которые у них возникают при этом, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы со школьниками.

Цель контрольной работы: Изучение особенностей психического развития подростков.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

1. Физиологические изменения организма подростка

Важнейший факт физического развития в подростковым возрасте – половое созревание, начала функционирования половых желез. И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей данного возраста, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, тем не менее, мы не можем отрицать что оно вносит много нового в жизни подростка.

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик “скачка роста” приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек “скачок роста” обычно начинается и кончается на два года раньше. Помимо половых различий здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тел. Сначала до “взрослых” размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги, и, в последнюю очередь – туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания – и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, времена срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения).

2. Взаимосвязь биологического и социального факторов развития в подростковом возрасте

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11 лет -ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14 лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15 лет - подросток. Приобретаются индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.

3. Ведущий вид деятельности, психологические новообразования, социальная ситуация развития подросткового возраста

К главным психологическим новообразованиям подросткового возраста (11-14 лет) относятся:

Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость

эмоций и настроений.

Самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей).

Ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании.

Формирование самооценки, характера.

Возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения.

Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы.

Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам

Развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями.

Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено.

Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость.

Склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения.

Появление сексуальных влечений и интересов.

Формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности.

Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

Центральное личностное новообразование - возникает «чувство взрослости», второе психологическое рождение ребенка-«страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).

Новообразования — возникновение социального сознания и самосознания; самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Подростковый возраст - это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни.

Бюлер выделяет 2 фазы переходного возраста:

1) негативную,

2) позитивную

Таблица 1

Негативная

Позитивная

Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность) Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии

Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Подростковый возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви могут быть первостепенными.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории - действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями; «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и кри-тиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие.

Подростковый возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Важнейший психологический процесс этого возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

4. Особенности развития психических процессов

В подростковом возрасте высокого уровня развития достигают психические процессы. В частности, происходит развитие познавательных процессов. Например, высшего уровня развития достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития логической, смысловой памяти. Высокоразвитой и разнообразной становится речь, мышление оказывается представленным во всех его видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы у подростков функционируют на базе сформировавшейся внутренней речи.

Становится возможным научение подростков самым различным видам практической и интеллектуальной деятельности, причем с применением разнообразных методов и приемов обучения. Формируются и развиваются разнообразные способности: общие и специальные.

Для подросткового возраста характерны некоторые противоречия и конфликты. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, побуждает взрослых к обсуждению с ними серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении таких проблем, обнаруживается инфантильность подростков, отсутствие у них практического жизненного опыта.

5. Общение со сверстниками, педагогами, родителями

Говоря о характеристике личности подростка, особо существенных чертах поведения, еще раз напомним, что самосознание и осознание требований среды развиваются очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества.

Это происходит через подражание, игровые его формы, но основы модели будущих ориентации и стереотипов поведения, предпочтения определенных вариантов закладываются достаточно рано. Переход от раннего детства к детству дошкольному и школьному, а затем к подростковому периоду характеризуется все более существенным изменением (расширением) социальных функций, круга взаимосвязей и контактов. Вместе с тем по возможностям и интенсивности воздействия приоритетом по-прежнему обладает семья (правда, в отношении подростков не менее сильно и воздействие на них друзей).

В связи с незавершенностью еще выработки системы ценностей и оценок поведения дети и подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте, руководствуются сложившимися в окружающей среде примерами или стереотипами поведения.

При этом примеры и стереотипы семьи, другого ближайшего окружения нередко «генерализуются», воспринимаются из-за недостатка жизненного опыта как якобы типичные для общества в целом.

Только постепенно, по мере взросления примеры и стереотипы поведения окружающих, и прежде всего членов семьи - хорошие или плохие, - сформируют внутреннюю позицию личности. Так что в дальнейшем речь идет уже не только о подражании, но и о реализации собственной позиции.

Отсюда и повышенный риск возникновения ситуаций - в частности при недостаточном внимании к целенаправленному формированию таких черт личности, как коллективизм, доброта, - когда несовершеннолетние стремятся удовлетворить свои желания любыми средствами, не соотнося их с дозволениями или запретами общества.

Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы видели, неодинаков, но происходит она обязательно.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимо-отношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т. е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. В подростковом возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как “одиночество” и “уединение”. Чем самостоятельнее и целенаправленнее подросток, тем сильнее у него потребность и способность быть одному.

Как показывают данные зарубежных массовых опросов (Т. Бреннан, 1980; Э. Остров и Д. Оффер, 1980) и клинических исследований, подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Напряженная потребность в общении и аффилиации (М. С. Каган (1977) даже считает общение ведущей деятельностью подросткового возраста) превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Облик и поведение подростка, молодого человека всегда отражает условия жизни и воспитания в обществе в целом. Опираясь на условия нашего общества, которые неизмеримо больше помогают воспитанию, нежели мешают ему, семья в союзе со школой, общественностью, средствами массовой информации в состоянии предотвратить появление у подростков неправильной социальной ориентации или скорректировать ее. А для этого необходимо знать те личностные особенности подростков, которые возникают и получают распространение в процессе возрастного развития, и уметь их использовать в интересах правильного воспитания.

В подростковом возрасте продолжается интенсивное формирование самосознания, усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества. В связи с незавершенностью еще выработки системы ценностей и оценок поведения подростки в основном по-прежнему, как и в более младшем возрасте, руководствуются сложившимися в окружающей среде примерами или стереотипами поведения.

Для подростков характерно акцентирование значимости своего внутреннего мира, своих желаний и потребностей, недостаточное еще умение соотносить их с интересами других, учитывать последствия своих действий.

Типичная черта подростковых групп - чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

С помощью правильной воспитательной программы и методики можно и нужно упреждать или устранять формирование негативных черт и ориентации личности, связанных с проявлением возрастных особен-ностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968.

3. Выготский Л. С. Проблема возраста. М., 1984.

4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.-М., 1987.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989

6. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М., 1985

7. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т. 2. М., 1998.

8. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера.-М.,1987.

9. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

10. Фельдштейн Д.И. Психологическое становление личности. М., 1994

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятсяформально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, каквосприятие и память. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Как считает Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.

Психическое развитие в юношеском возрасте.

Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Профессиональное и нравственное самоопределение Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания. Притязания на уникальность.

Роль общения в юности. Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Психология юношеской дружбы и любви. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Особенности развития когнитивной сферы в юношеском возрасте.

Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания.

Новый возрастной этап –раннюю юность –считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

15(или 14-16)лет –переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать –продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямолинейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения такого типа: «Я не хуже, но и не лучше других». «У меня плохой характер, но он меня устраивает».

В IXклассе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Повышение уровня тревожности вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у девочек, и у мальчиков, тогда как раньше мальчики были менее тревожными.

В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создатьжизненный план решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Жизненный план –не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.


Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой ступени развития произошло в 19-20 веке. Подростковый возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, творческой).

Немецкий исследователь Э. Шпрангер описывал 3 типа подросткового возраста:

1 тип характеризуется резким, бурным, критичным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

2 тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

3 тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Подростковый возраст – пубертантный период развития. Это период созревания, в котором человек становится половозрелым. Пубертантость бывает сексуальной и психической.

Возникновение подростковой сексуальности. Первое переживание сексуальности связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности, вызванные этими переживаниями, могут проявляться не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям.

Психическая пубертантость связана с биологической потребностью – потребностью в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.

Подростковый возраст может иметь негативное и позитивное протекание .

Негативное протекание подросткового возраста проявляется в повышенной чувствительности и раздражительности, беспокойстве и возбудимом состоянии. Может возникать физическое и психическое недомогание, которое находит свое выражение в отклоняющемся поведении. Подростки переносят свой негативизм на окружающий мир. Для них характерны ненависть к себе и враждебность к окружающему миру одновременно. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает притягательной силой.

Позитивное протекание: происходит постепенное развитие. Перед подростком открываются новые источники радости, возникает сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости становятся искусство и наука.

Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

· в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию; в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы); во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.