Воспитание детей в современном мире. О наших ошибках

  • 21.07.2019

Автор данного высказывания поднимает проблему значения морального и нравственного состояния общества.Суть проблемы в том, что внутреннее состояние общества формируется не только под влиянием образовательного процесса, но и вне.Данная проблема очень актуальна, так как от морального восприятия и нравственного поведения людей зависит благосостояние и уровень культурного развития страны.Автор считает, что существуют и другие источники позволяющие человеку общаться.Я полностью соглашусь с мнением автора так как тоже считаю что в современном обществе существуют множество субъектов формирующих личность и выступающих агентами социализации.Рассмотрим понятие социализации и ее субъектов для аргументации выбранной мной точки зрения.Социализация представляет собой процесс формирования личности.Агентами социализации выступают:школа, СМИ, церковь, а наиболее главный объект - это семья.В дополнение к теоретической аргументации хотелось бы привести ряд фактических примеров.

Во-первых, по данным ученых за 2013 год выяснилось, что интернет оказывает огромное влияние на детский организм.В частности видеоигры, содержащие фрагменты насилия и убийств, что приводит к аморальному состоянию личности, и знаний общества в целом.

Во-вторых, другим примером может служить произведение Льва Толстого "Война и мир" уровень морального и нравственного воспитания в семье Ростовых был достаточно высок.Родители Наташи Ростовой приучали ее к благородию и воспитывали в ней лучшие качества личности, такие как:доброта и честность.

Таким образом, проанализировав теоретическую аргументацию и приведя ряд фактических примеров можно сделать вывод о том, что В.В.Путин был абсолютно прав с своем высказывании говоря о том, что внешние факторы оказывают большое влияние на морально нравственный климат в обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Общество с момента своего зарождения старается передать знания и опыт последующим поколениям. Одним из определяющих факторов в этом процессе является время, та эпоха, в которой живет человек. Ведь те методы воспитания детей, которые еще недавно были актуальными, совсем не подходят для мира сегодняшнего. Очень часто можно услышать такую фразу от старшего поколения: «Раньше было лучше». Но стоит только повнимательнее проанализировать особенности более ранних лет и современности, чтобы понять, что мир изменился, и необходимо подстраиваться под его условия.

Детство в XXI веке

Родители современных детей – это те, кто застал голодные 90-е годы, постоянные задержки зарплат, те, кто вынужден был носить много лет одну и ту же одежду, играть с одними и теми же игрушками и т.д. У сегодняшних детей жизнь уже другая. У большинства новенькая школьная форма каждый год, множество платных кружков и сладости не только по праздникам. Новое поколение уже не представляет мира без мобильных телефонов, компьютеров и интернета, которые по новому влияют на образование для детей. Мышление современных детей стремительнее, они способны обрабатывать информацию быстрее. Казалось бы, стоит учесть опыт предыдущих поколений и воспитывать детей гармонично и правильно, однако проблема «отцов и детей» по-прежнему остра.

Проблемы воспитания детей в современном мире

1. Женское воспитание.

К сожалению, все больше матерей-одиночек вынуждены растить ребенка без мужской поддержки. Даже в полных семьях роль мужчины зачастую сводится к зарабатыванию денег, воспитанием ребенка ему заниматься некогда. Но подобное наблюдалось и раньше. Тем не менее, в школах было гораздо больше учителей мужского пола, нежели сейчас. В учреждениях дополнительного образования также доминирует женский преподавательский состав. В результате ребенка с ранних лет окружают женщины, он наблюдает только за их поведением и впитывает их ценности. Мальчики зачастую вырастают излишне избалованными, и когда наступает пора идти в армию, их матери всеми силами стараются, чтобы сыновья избежали этой участи, формируя, таким образом, негативное отношение к истинно мужскому занятию. Девочки, находящиеся в такой ситуации в детстве, в дальнейшем испытывают трудности с выбором спутника жизни.

2. Нежелание родителей брать ответственность за воспитание.

Отдавая ребенка в детский сад, многие мамы думают, что теперь ребенком должны заниматься воспитатели, ведь это их работа. Даже название профессии говорит само за себя. Потом ребенок идет в школу, а там пусть с ним работают учителя и воспитатели группы продленного дня. В свободное время дети посещают кружки, где за ними смотрят преподаватели. Роль родителей сводится только к тому, чтобы отправить ребенка в учреждение образования и забрать оттуда, провести вместе вечер у телевизора или за компьютером. На выходные детей частенько отправляют к бабушкам. Вот и получается, что родители перекладывают ответственность за результат воспитания их ребенка с себя на других людей. А потом искренне удивляются, почему чадо «отбилось от рук». Видимо, в школе плохо учат.

3. Неумение использовать плюсы современности.

Мир меняется на глазах, технологии развиваются так быстро, что вскоре уже невозможно будет за ними уследить. На переменах в школе все тише, дети поголовно утыкаются в телефоны. Компьютерный мир гораздо интереснее обыденности, а социальные сети стали заменой полноценного общения.

Родителей, выросших во дворах и читавших книги, это пугает. Они наказывают детей, лишая их компьютера, отключают интернет, заставляют читать книги. Несомненно, долгое пребывание в мире иллюзий вредит здоровью как психическому, так и физическому. Однако стоит смириться с тем, что технологии стремятся вперед, и научиться использовать их во благо. Современные дети имеют уникальные возможности творчества и самовыражения, которых не было у их родителей. Ребенок может вести свой блог вместо бумажного дневника, научиться делать красивые фотографии и обрабатывать их, снимать интересное видео, заниматься самообразованием через интернет. Задача родителей – не запрещать, а контролировать и направлять. Миру очень нужны те люди, кто будет двигать его вперед, развивать технологии дальше, а для этого необходимо в совершенстве освоить уже существующие.

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

Наверное, многие из нас ловили себя на мысли, что мир уже не таков, как был в нашем пузатом детстве.

Глобальная компьютеризация, переход от социалистической модели к капитализму, мобильные телефоны, социальные сети и многие другие факторы свидетельствуют о том, что мы живем в изменившемся обществе. Хорошо ли все то новое, что вошло в жизнь наших детей? Не нужно ли с этим бороться?

Ребенок - это дар Божий. Ребенок - это поприще, дарованное нам Богом. В наше духовно ущербное время воспитание детей становиться приоритетным заданием всех здравомыслящих родителей, желающих своим детям доброго и светлого будущего и вечного спасения. Кроме всего прочего, правильное развитие детей и воспитание ребенка – залог нашей спокойной жизни в старости, и счастливая, дружная семья! Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути еще раз подтверждают важность этой миссии.

Сменяются поколения. Каждое поколение приносит свои изменения в политику, культуру и быт. Дети в современном мире в наше время развиваются уже не так, как раньше. Мы живем в эпоху информационного БУМА. Поэтому, развитие детей сейчас происходит намного быстрее, чем раньше. Развиваются технологии и не только в технике, но и в социальных процессах. Человеку свойственно настороженно относиться ко всему новому. Много нового появилось в жизни наших детей и внуков, поэтому можно понять настороженность родителей, бабушек и дедушек, переживающих за физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Некоторые родители занимают очень простую позицию: «В моем детстве и молодости этого не было, значит и тебе не надо.»
Другая категория родителей позволяет своим детям пользоваться чем угодно, так как это позволяет детям занять свое свободное время, заменяет отсутствующих родителей, а родителям позволяет не отвлекаться от своих «любимых дел», таких как работа, бизнес или другие занятия.

Какую же позицию избрать нам, если мы любим наших детей, желаем им добра, и пытаемся направить на путь Христа? Запретить или позволить? Что можно, а что нельзя?

Прежде всего нужно помнить, что воспитание детей, это не веселая прогулка полем, а тяжелый изнурительный труд, который приносит свои плоды не сразу, а со временем. И в воспитании хороших послушных детей нет простых путей.

Для начала, давайте, сравним времена своих детства и юношества с современными условиями, и попробуем увидеть, что же изменилось. Обозначив, с чем мы имеем дело, нам будет проще определить, как же нам поступать. (Учитывать будем разницу в поколениях 20-30 лет и больше, и ориентируемся на постсоветское пространство)

– Игры. В наши времена основным способом развлечения и проведения досуга были подвижные игры на свежем воздухе (футбол, хоккей и множество других), или развивающие игры, такие как шахматы, шашки и прочие. Все свободное время детвора проводила во дворах и улицах. Кроме физической активности, дети учились общаться, строить отношения, работать в команде. Сейчас же все меньше детей и подростков спешат на улицу, но все больше спешат к компьютеру. Возможно, и играют все тот же футбол или хоккей, только мышцы не развиваются, а позвоночник очень часто приобретает сколиоз.
В вопросе игр, нам, родителям, следует быть бдительными. Следить, во что же играют дети на компьютере, и, что намного важнее, помочь играть в подвижные игры на свежем воздухе, особенно вместе с ними. Ведь развитие детей в игровой форме – самый удобный, а также самый интересный и результативный вариант.

– Книги. Вспоминая свои учебные годы, книги были главным источником информации и знаний. Сегодня же все меньше людей пользуется библиотекой, и все больше обращаются в Google, Яндекс, Википедию и другие службы. Это быстрее, удобнее, иногда даже дешевле. Объем информации огромный. Для поиска не нужно выходить из дома. Можно сказать, вся информация под рукой.
Будет неправильно забыть о печатных изданиях. Но также будет ошибкой склонять учеников и студентов пользоваться исключительно книгами, минуя все преимущества сети Интернет.

– Мобильные телефоны. Кто бы мог предположить лет 30 назад, что из любой точки планеты, из маленького устройства, помещающегося на ладони, можно будет связаться с любой другой точкой планеты, быстро качественно, иногда очень дешево, иногда относительно не дорого. В свое время, чтобы позвонить кому-то, необходимо было идти к соседям. Сегодня сотовым телефоном никого не удивишь. И хотя есть некоторые побочные эффекты, влияющие на состояние здоровья, мы получаем много преимуществ, а именно, быть всегда на связи с нашими родными и детьми.

– Иностранные языки. В Советском Союзе, а при распаде и в станах СНГ, иностранные языки начинали учить в старших классах школы. Сегодня же их изучают с первых классов. Многим старшим людям это не понятно и кажется чрезмерной нагрузкой на детские умы. Но опыт показывает, что чем раньше человек начинает изучать иносранный, тем лучше у него это получается. Поэтому, взрослым следует быть более внимательным. И вместо критики министерства образования (по вопросу иностранных языков) порадоваться вместе с детьми за такую возможность, и поощрять в изучени. Ведь знание иностранного языка сегодня очен високо ценится. Как говориться: „Сколько языков ты знаеш, столько раз ты человек”. Как много преимуществ появляется у наших детей, вледеющих иностранным язиком и в обществе, и работе и служении.

– Семья. Семья – оплот социального общества. Семья –социальная ячейка общества. Семьи – это домашние церкви, из которых строится вся Церковь Иисуса Христа. Крепкие семьи – крепкая Церковь. Крепкие семьи – крепкое общество. Принцып всем понятен. Принцып действует. Но сегодня очень немногие осознают и понимают то, что наше общество является таким, каким оно есть во многом благодаря нашим семьям. Какое здание можно построить из разломаных и раздробленых кирпичей. Какое общество может быть построено из разделенных, разбросаных семей без любви, где очень часто
дети предоставлены сами себе, а родители всецело поглощены заработком денег. Кто их научит жить, если родители за несколько десятков лет не научились. Вместо воспитания морали и богобоязненности, родители все больше озабочены лишь материальным обеспечением. Мы и не заметили как многое изменилось. Сегодня враг восстал на институт семьи. Он разрушает Богом определенные устои семейной жизни и счастья. Взамен пытается построить извращенное, богохульное, грешное общество, движимое похотью и развратом. Тогда как семья по божьему дизайну должна строиться исключительно на любви.
Здесь нам необходимо обратиться к нашим богобоязненным дедушкам и бабушкам, отцам и матерям. Сохраните свой домашний очаг. Если он гаснет, защитите все вместе от ветров мира сего. Если он погас, молите Господа воскресить вашу семью. Очень сложно детям выросшим в разваленной семье построить свою крепкую семью.

Итак подведем итоги.

В этой статье мы обсудили далеко не все новшества современного мира. Мы и не пытались ответить на все волнующие вопросы, а только очертили общие тенденции, задали направление для размышления.

Главный вывод, к которому мы можем придти:
Время меняется, и приносит с собой много нового и непривычного. Некоторые вещи – хорошие, некоторые плохие. Разумные родители распознают, и то и другое и помогут своим детям.
Мы не сможем заставить жить наших детей в прошлом веке, только потому, что в нем было меньше искушений. Но мы можем научить наших детей следовать за Богом и различать добро и зло.

Нам родителям необходимо понять обстоятельства, в которых живут, и будут жить наши дети. Или хотя бы попробовать их понять. Когда мы их будем понимать, мы станем для наших детей лучшими друзьями. Ведь, наш современный мир так скуп на понимание.

Может где-то старшему поколению стоит стать «современнее». А где-то стоить приложить все усилия, чтобы сохранить те хорошие ценности и устои, которые могут разрушиться современными нововведениями.

Ответственность за воспитание наших детей Господь возложил на нас, родителей. Ответственность означает, что когда-то придется отвечать. Так не останемся пассивными и нейтральными.

ДІТИ В СУЧАСНОМУ СВІТІ. ЯК ВБЕРЕГТИ ДІТЕЙ В СУЧАСНОМУ СУСПІЛЬСТВІ?

Напевно, багато хто з нас ловили себе на думці, що світ вже не такий, як був у нашому пузатому дитинстві.
Глобальна комп’ютеризація, перехід від соціалістичної моделі до капіталізму, мобільні телефони, соціальні мережі та багато інших чинників свідчать про те, що ми живемо в зміненому суспільстві. Чи добре все те нове, що увійшло в життя наших дітей? Чи не потрібно з цим боротися?

Дитина – це Божий дар. Дитина – це поприще, дароване нам Богом. У наш духовно складний час виховання дітей стає пріоритетним завданням всіх розсудливих батьків, які бажають своїм дітям доброго і світлого майбутнього і вічного спасіння. Крім всього іншого, правильний розвиток дітей і виховання дитини – запорука нашого спокійного життя в старості, і щасливої, дружньої сім’ї! Ця праця, що робиться заради Господа, є справжнім християнським подвигщм, і труднощі на цьому шляху ще раз підтверджують важливість цієї місії.

Змінюються покоління. Кожне покоління приносить свої зміни в політику, культуру і побут. Діти в сучасному світі в наш час розвиваються вже не так, як раніше. Ми живемо в епоху інформаційного буму. Тому, розвиток дітей зараз відбувається набагато швидше, ніж раніше. Розвиваються технології і не тільки в техніці, але і в соціальних процесах. Людині властиво насторожено ставитися до всього нового. Багато нового з’явилося в житті наших дітей та онуків, тому можна зрозуміти настороженість батьків, бабусь і дідусів, які переживають за фізичне і психічне здоров’я підростаючого покоління.

Деякі батьки займають дуже просту позицію: «У моєму дитинстві і молодості цього не було, значить і тобі цього не треба.»
Інша категорія батьків дозволяє своїм дітям користуватися чим завгодно, так як це дозволяє дітям зайняти свій вільний час, замінює відсутніх батьків, а батькам дозволяє не відволікатися від своїх «улюблених справ», таких як робота, бізнес або інші заняття.

Яку ж позицію обрати нам, якщо ми любимо наших дітей, бажаємо їм добра, і намагаємося спрямувати на шлях Христа? Заборонити чи дозволити? Що можна, а що не можна?

Перш за все потрібно пам’ятати, що виховання дітей, це не весела прогулянка полем, а важка виснажлива праця, яка приносить свої плоди не відразу, а з часом. І у вихованні хороших слухняних дітей немає простих шляхів.

Для початку, давайте, порівняємо часи своїх дитинства та юнацтва до сучасних умов, і спробуємо побачити, що ж змінилося. Позначивши, з чим ми маємо справу, нам буде простіше визначити, як же нам поступати. (Враховувати будемо різницю в поколіннях 20-30 років і більше, та орієнтуємося на пострадянський простір)

– Ігри. У ті часи основним способом розваги та проведення дозвілля були рухливі ігри на свіжому повітрі (футбол, хокей і безліч інших), або розвиваючі ігри, такі як шахи, шашки та інші. Весь вільний час дітвора проводила у дворах і вулицях. Крім фізичної активності, діти вчилися спілкуватися, будувати відносини, працювати в команді. Зараз же все менше дітей і підлітків поспішають на вулицю, але все більше поспішають до комп’ютера. Можливо, і грають все той же футбол або хокей, тільки м’язи не розвиваються, а хребет дуже часто набуває сколіоз.
У питанні ігор, нам, батькам, слід бути пильними. Стежити, у що ж грають діти на комп’ютері, і, що набагато важливіше, допомогти грати в рухливі ігри на свіжому повітрі, особливо разом з ними. Адже розвиток дітей в ігровій формі – найзручніший, а також найбільш цікавий і результативний варіант.

– Книги. Згадуючи свої навчальні роки, книги були головним джерелом інформації та знань. Сьогодні ж все менше людей користується бібліотекою, і все більше звертаються в Google, Яндекс, Вікіпедію і інші служби. Це швидше, зручніше, іноді навіть дешевше. Обсяг інформації величезний. Для пошуку не потрібно виходити з дому. Можна сказати, вся інформація під рукою.
Буде неправильно забути про друковані видання. Але також буде помилкою схиляти учнів і студентів користуватися виключно книгами, минаючи всі переваги мережі Інтернет.

– Мобільні телефони. Хто б міг припустити років 30 тому, що з будь-якої точки планети, з маленького пристрою, що поміщається на долоні, можна буде зв’язатися з будь-якою іншою точкою планети, швидко якісно, ​​іноді дуже дешево, іноді відносно не дорого. У свій час, щоб подзвонити комусь, необхідно було йти до сусідів. Сьогодні стільниковим телефоном нікого не здивуєш. І хоча є деякі побічні ефекти, що впливають на стан здоров’я, ми отримуємо багато переваг, а саме, бути завжди на зв’язку з нашими рідними і дітьми.

– Іноземні мови. У Радянському Союзі, а при розпаді і в країнах СНД, іноземні мови починали вчити в старших класах школи. Сьогодні ж їх вивчають з перших класів. Багатьом старшим людям це не зрозуміло і здається надмірним навантаженням на дитячий розум. Але досвід показує, що чим раніше людина починає вивчати іноземну мову, тим краще у нього це виходить. Тому, дорослим слід бути більш уважними. І замість критики міністерства освіти (з питання іноземних мов) порадіти разом з дітьми за таку можливість, і заохочувати у вивченні. Адже знання іноземної мови сьогодні дуже високо цінується. Як говориться: “Скільки мов ти знаєш, стільки разів ти людина”. Як багато переваг з’являється у наших дітей, які володіють іноземною мовою і в суспільстві, і роботі і служінні.

– Сім’я. Сім’я – оплот соціального суспільства. Сім’я – соціальний осередок суспільства. Сім’ї – це домашні церкви, з яких будується вся Церква Ісуса Христа. Міцні сім’ї – міцна Церква. Міцні сім’ї – міцне суспільство. Принцип всім зрозумілий. Принцип діє. Але сьогодні дуже мало хто усвідомлює і розуміє те, що наше суспільство є таким, яким воно є завдяки нашим сім’ям. Яку будівлю можна побудувати з побитої і роздробленої цегли. Яке суспільство може бути побудоване з розділених, розпорошених сімей без любові, де дуже часто діти віддані самі собі, а батьки цілком поглинуті заробітком грошей. Хто їх навчить жити, якщо батьки за кілька десятків років не навчилися. Замість виховання моралі і богобоязливості, батьки все більше стурбовані лише матеріальним забезпеченням. Ми й не помітили як багато змінилося. Сьогодні ворог повстав на інститут сім’ї. Він руйнує Богом визначені норми сімейного життя і щастя. Натомість намагається побудувати збочене, богохульне, грішне суспільство, яким рухає пожадливість і розпуста. Тоді як сім’я по Божому дизайну повинна будуватися виключно на любові.
Тут нам необхідно звернутися до наших богобоязливих дідусів і бабусь, батьків і матерів. Збережіть своє домашнє вогнище. Якщо воно гасне, захистіть всі разом від вітрів цього світу. Якщо він згас, моліть Господа воскресити вашу сім’ю. Дуже складно дітям, які виросли в розваленій родині побудувати свою міцну сім’ю.

Отже підведемо підсумки.

У цій статті ми обговорили далеко не всі нововведення сучасного світу. Ми й не намагалися відповісти на всі хвилюючі питання, а тільки окреслили загальні тенденції, задали напрямок для роздумів.

Головний висновок, до якого ми можемо прийти:
Час змінюється, і приносить із собою багато нового і незвичного. Деякі речі – хороші, деякі погані. Розумні батьки розпізнають, і те й інше і допоможуть своїм дітям.
Ми не зможемо змусити жити наших дітей в минулому столітті, тільки тому, що в ньому було менше спокус. Але ми можемо навчити наших дітей слідувати за Богом і розрізняти добро і зло.

Нам батькам необхідно зрозуміти обставини, в яких живуть, і будуть жити наші діти. Або хоча б спробувати їх зрозуміти. Коли ми їх будемо розуміти, ми станемо для наших дітей кращими друзями. Адже, наш сучасний світ такий скупий на розуміння.

Може десь старшому поколінню варто стати «сучаснішим». А десь варто докласти всіх зусиль, щоб зберегти ті хороші цінності й переконання, які можуть зруйнуватися сучасними нововведеннями.

Відповідальність за виховання наших дітей Господь поклав на нас, батьків. Відповідальність означає, що колись доведеться відповідати. Тож не залишимося пасивними і нейтральними.

Діліться інформацією у соціальних мережах.
Якщо Вам є що додати, пишіть в коментарях.

Двадцатый век недаром нарекли веком общения. Давайте попробуем подсчитать, со сколькими людьми в обычный день мы вступаем в контакт. Считаем не только близких и знакомых, но и тех, кто просто посмотрел на нас на улице, в метро, на автобусной остановке, в кафе и т.д. Подсчитали? Ну вот, теперь даже после такого доморощенного социологического исследования нам сразу станет ясно, почему наш век назван – веком общения. Современный городской житель в течение года вступает в контакт в несколько миллионов контактов с различными людьми и от того, насколько они удачны, в какой мере обучен этому искусству, зависит его здоровье, счастье, карьерный рост. Ведь известно, что даже при «легком» неудачном общении человек выведен из равновесия, да просто «болен» от 34 до 36 часов. А если такие контакты наслаиваются один на другой? Сможет ли наша душа «переварить» этот страшный «слоеный пирог» . И не от этого ли «несварения» так много сейчас нервнорасстроенных людей, которые к тому же не обучены даже сдерживать, свои эмоции. Появился медицинский термин – «инфарктогенная личность» . Это тот человек, который, если мы будем с ним очень часто общаться, сделает наше сердце больным. Неужели перед нами злодей? Да нет! Просто обыкновенный, невоспитанный человек-жертва таких же невоспитанных людей, сеющих вокруг себя зло, - и сам утопающий в неприятностях. А все из-за того, что он просто не знает, что существуют, такие науки как: этикет - правила поведения, искусство общения, этика и эстетика.

Эти правила учат нас точно направленным к цели действиям, предостерегают от возможных недоразумений, неприятностей, бессмысленных и грубых поступков, необузданной и некрасивой речи.

Люди грубые, с ограниченным кругозором считают воспитанность «китайскими церемониями» , это они говорят своим детям об элементарной вежливости как о «ненужных условностях» , а это огромная ошибка. Какими вырастут эти дети, я думаю нетрудно догадаться. «Все начинается с детства» - ведь именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы станет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

К сожалению, перед современным поколением, которое вступает в непростую, а порой сложную современную жизнь есть очень много зла: лень, невежество, эмоциональное бескультурье, эгоизм, преобладание над высоким чувство долга, эстетическая убогость в разговорной речи.

Трудно вспомнить время, когда поборники культуры и красоты речи не сетовали на их современный упадок. Бытовая речь все больше и больше упрощалась, уходя от народной и литературной, а официальная речь в газетах и журналах, по радио и телевидению выхолащивалась до полной стерильности, успешно и намеренно сведению к нулю не только красоту ее формы, но и реальной информативности содержания.

Что же впитывает в себя ребенок, сидя перед экраном телевизора? Зачастую любимыми детскими фильмами становятся не детские передачи, не детские фильмы – сказки, не старые добрые мультики, а зарубежные боевики, ужастики, мультфильмы напичканные черным юмором, насилием и словами, засоряющими чистую речь ребенка. Соглашусь, что есть прекрасные и интересные мультфильмы зарубежных производителей, которые учат доброте, умению оказывать помощь другу в беде, отзывчивости, стремлении совершать хорошие поступки и не засорять свою речь мерзкими, а порой не понимающий смысл многих слов. Ребенок восхищается своим анимационным или из какого-нибудь фильма кумиром и старается во всем ему подражать (хорошо если это будет положительный герой) . Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов. Существует сравнение: телевизор – это тоже мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор-нравственный, интеллектуальный и эмоциональный-попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские. Средства массовой информации – воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечения и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, автоматически приобретает более высокую значимость) . К тому же, одновременно охватываются огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую обстановку.

Особенность детского восприятия слова состоит в том, что ребенок абсолютно верит в то, что ему говорят. Недаром сознание ребенка сравнивают с чистым листом бумаги, на котором мы, взрослые, наносим различные знаки. Не только знаки любви и доброты, но также знаки зла и недоверия. Наши дети растут, входят во взрослый мир, все видят и слышат, и некоторым детям это совсем не нравится. Ведь дети у нас очень развитые, остроумные и чуткие ко всему, что происходит вокруг них как электронная техника. Они часто протестуют против нашего ханжества и бессмыслицы, суеты и подмены ценностей. Причины этого в приобретении речи функций сокращенной информации, в ритме современной жизни, в ее телеграфном стиле. Почти никто из нас не говорит сегодня языком героев классической литературы. Почти. Но есть люди, для которых естественно говорить таким языком, не стесняясь его длиннот и его некоторой несовременности. В их устах язык обладает чувством собственного достоинства. А мы дожили до того, что слыша такую речь, испытываем потрясение, давно забытое удовольствие и стыд того, как говорим мы сами.

Мы не довольны, как говорят наши дети? А сами – то мы как говорим? Зачастую, приблизительно пересказываем увиденные фильмы, рассказываем истории, однообразно излагаем события, происходящее на работе, порой бессмысленно разговариваем по телефону! А дети все это слышат и впитывают в себя как губка. Как часто, мы взрослые, читаем нашим детям книги? Хотя мы читаем все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человечества в целом. Источником морально-психологического и идейного воспитания является автор. Даже разделенный от читателей годами и веками, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжать транслировать через текст свои нравственные предпочтения. Воспитание чтением оказывает не меньшее значение на растущего человека, чем ставшие ныне распространенные аудиовизуальные формы - телевидение и кино. Заставляет его совершенствовать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек в любом возрасте остается примитивным одномерным существом. Классические произведения нужно воспринимать как образец идеала русской литературы, ведь они прошил испытания десятилетиями, а некоторые даже веками, продолжая радовать, восхищать и многому учить, и детей, и взрослых.

А как часто мы рассказываем нашим детям сказки? Прочитать сказку это одно, а придумать и рассказать это совсем другое, так мы еще больше сближаемся с ребенком, становимся союзником в его волнениях и странствиях с героями сказок, а не голосом из динамика. Наши современные дети совсем не прочь послушать диковинные истории перед сном. В темноте и тишине, ребенок слышит голос мамы, и может заглянуть внутрь себя – и творить. Благодаря воображению, рождаются творческие силы, которые обогатят жизнь маленького и большого человека, кем бы он ни стал.

Нельзя лишать детей детства или обманывать их кажущейся взрослостью. Непрожитые иллюзии, неизжитые мечты, неиспользованная потребность в игре все равно где-нибудь прорвутся, в нелепое, а иногда очень горькое для человека сочетание романтики и будней взрослых обязанностей и неумелости, долга и чувства. Рассказывать сказки нужно обязательно, и не надо боятся, что из них вырастут не умеющие постоять за себя романтические чудаки. Это же очень хорошо, когда ребенок умеет не по взрослому, а по детски, по своему что ни будь изобретать или мечтать, ведь со временем, жизнь его в меру образумит, а любовь к сказке, останется. Ребенку все-таки лучше самим рассказывать сказки, чем сажать перед экраном телевизора. Ведь экран не переживает вместе с ним, не плачет, не смеется от радости. Кино предлагает верить ему и его герою и идти за ним, но совершенно одному, без мамы. Кстати говоря, многие дети любят страшные сказки, и эта любовь не иссякает долго и может перейти потом в интерес к детективам и фильмам ужасов. Наверное, детям страшные сказки и истории потребны, возможно, чтобы докопаться до возможных в их возрасте глубин жизни и глубин самого себя, чтобы проверить те пределы, за которые он может ступить и победить. Но пределы должны быть не очень велики, иначе, можно испугаться на всю жизнь.

Восприятие сказки, построенной по классическим правилам волшебной сказки – это эстетическая радость в чистом виде, это торжество восстановления: Истины, Добра, Красоты.

Мне бы очень хотелось, чтоб мы, взрослые, чаще прислушивались к своим детям, старались оградить Детство от взрослой жизни. Многому учили детей и учились у них. Ведь сбалансированное развитие ума и сердца, взаимопомощь того или другого в процессе воспитания и развития – это лучший путь воспитания, это и есть творческое, эстетическое развитие наших детей.

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

— Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.