Возрастные анатомо-физиологические и психические особенности развития дошкольников. "Особенности развития организма ребёнка"

  • 26.07.2019

Первые три года жизни ребенка характеризуются быстрым темпом роста и развития. Однако эти три года далеко не равнозначны по темпу и содержанию.

Первый год жизни - Период грудного возраста

Особое место в развитии ребенка первого года жизни занимает период новорожденности (3—4 недели после рождения), который характеризуется приспосабливаемостью организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В этот период основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Это связано с морфологической и функциональной незаконченностью строения органов и систем, и в первую очередь центральной и периферической нервной системы. В этот период процессы торможения преобладают над процессами возбуждения (новорожденный спит 20—22 часа в сутки). Проявлением незавершенности развития организма новорожденного являются различные пограничные состояния, граничащие с патологией: физиологическая желтуха, физиологическое падение массы тела, физиологический мастит, мочекислый инфаркт и др. Новорожденный ребенок особо раним и требует самого тщательного ухода, соблюдения необходимых гигиенических условий его содержания, обязательного вскармливания грудью.

Для грудного возраста (от периода новорожденности до 12 месяцев) характерно:

Быстрый темп физического развития — за первые 4—5 месяцев у ребенка удваивается, а к 12 месяцам более чем утраивается масса тела при рождении; за год увеличивается рост на 23—25 см;

Быстрый темп нервно-психического развития: с первых месяцев развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные эмоции, к году ребенок может самостоятельно ходить, формируются подготовительные этапы развития речи;

Начинается развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;

Работоспособность нервной системы еще мала, длительность бодрствования нарастает от 30—40 минут в 1 месяц до 2,5—3 часов к концу года;

Некоторая относительная функциональная слабость органов и систем на фоне интенсивного их роста и развития, что может привести к повышенной кратности острых заболеваний, к отклонениям в здоровье (экссудативный диатез, рахит, анемия, различные расстройства питания — диспепсия, гипотрофия);

Большая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям в силу ослабления первоначального пассивного иммунитета, полученного от матери, и еще отсутствия приобретенного.

От 1 года до 3 лет - Преддошкольный возраст

Преддошкольный возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Второй год жизни ребенка занимает особое место в этом периоде в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, развивается речь, совершенствуется сенсорное восприятие (различение формы, величины, цвета и т. д.).

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни, отличаются большой ранимостью центральной нервной системы. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6—6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечают специалисты, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей. Характеризуя детей раннего возраста, специалисты утверждают, что ребенок при рождении не может произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления (стадия доречевого развития ребенка, следующая за криком и предшествующая лепету) у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7—8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих лепетных слогов образует первые 10—12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми ребенок активно пользуется, увеличивается незначительно, к возрасту 1 год 5 месяцев у него лишь 30—40 слов. В возрасте 1 год 5 месяцев — 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен примерно 300—400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словарного запаса (к 3 годам он составляет 1200—1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления.

Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе, при контакте с любой инфекцией. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

В обеспечении нормального развития и полноценного здоровья детей раннего возраста огромна роль взрослого. Малыш еще не может организовать свою жизнь вне тесных контактов со взрослыми, поэтому его здоровье и развитие обеспечивается лишь при выполнении задач физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.

От 3 до 6-7 лет - Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется началом самостоятельного существования ребенка, расширением контактов с окружающим миром. В этот период продолжается дальнейший морфологический рост и функциональное совершенствование всех органов и систем. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Продолжается интенсивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие большой любознательности малыша и отсутствия собственного опыта. Поэтому правильная организация среды в детском учреждении и дома, введение в процесс воспитания элементов трудового и общественного воспитания являются лучшим средством профилактики возможных дефектов в развитии и здоровье ребенка дошкольного возраста. Нельзя забывать, что дети в этом возрасте еще отличаются повышенной ранимостью, легко подвергаются острым детским инфекциям и другим заболеваниям.

Одной из основных задач, решаемых дошкольным учреждением, является подготовка детей к поступлению в школу. Исследованиями доказано, что для некоторых детей (10—12%) режим и программа начальной школы трудны, они не справляются с теми требованиями, которые предъявляет к ним школа. Проблемой функциональной готовности (зрелости) отдельных органов и систем детского организма к выполнению требований школы («школьная зрелость») в настоящее время занимаются педагоги, психологи, врачи.

Доказано, что одни, так называемые «незрелые», дети полностью не усваивают учебную программу, другие же справляются с нагрузкой, но с чрезмерным напряжением организма, что приводит к различным нарушениям их здоровья, в частности к неврозам. Детей, которые своевременно не овладевают умениями и навыками, предусмотренными программой детского сада, т. е. незрелых, воспитатель направляет к врачу. С учетом его рекомендаций педагог проводит с такими детьми индивидуальные занятия. Таким образом, в осуществлении задач подготовки детей к школе важны совместные усилия врачей и педагогов.

Для правильной постановки воспитания здорового, физически и психически развитого подрастающего поколения необходимо знание основных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков. Знание этих особенностей также необходимо и для правильной организации всей учебно-воспитательной работы среди детей и подростков.

Специалисты указывают на необходимость учитывать при обучении и воспитании детей и подростков их возрастные особенности. Распределению детей и рабочих подростков по возрастным группам должен соответствовать постепенно усложняющийся курс умственного и физического воспитания и технического обучения. В нашей стране вся учебно-воспитательная работа среди детей и подростков совершенствуется из года в год, здоровью подрастающего поколения уделяется огромное внимание.

Нельзя расценивать развитие детского организма только как его рост и рассматривать ребёнка, как взрослого в миниатюре, который растёт, изменяясь главным образом количественно, но не качественно. Такая точка зрения является ошибочной. В процессе роста и развития организма ребёнка и подростка происходят существенные качественные сдвиги, перестройка различных органов и систем, а также их взаимоотношений.

Развитие организма представляет сложный процесс, в котором выявляются три взаимно переплетающиеся между собой фактора: а) рост, т. е. увеличение размеров и массы тела, б) собственно развитие - дифференцировка тканей и органов и в) формообразование. Рост протекает неравномерно, и периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления. В периоды замедления роста происходит наиболее интенсивная дифференцировка тканей и органов и их формообразование.

Рост и развитие тканей, отдельных органов и всего организма в целом происходят скачкообразно. Рост организма - это не простая сумма увеличения и размножения элементов, составляющих тот или иной орган. Рост организма происходит в результате роста клеток, их размножения и увеличения массы межклеточных образований. Процессы роста, дифференцировки тканей и органов и формообразование протекают под влиянием воздействия на них нервной и эндокринной систем.

Процессы развития организма в целом и отдельных органов и систем у разных индивидуумов протекают неодинаково и неравномерно, вследствие чего иногда могут иметь место задержка или неправильности развития. Эти процессы развития находятся в зависимости от окружающей растущий организм среды, условий обучения и воспитания и самого состояния организма. Нарушение требований гигиены в этих направлениях неблагоприятно отражается на процессах роста и развития организма, а также отдельных органов и систем. Если окружающие ребёнка условия соответствуют требованиям гигиены и его организм развивается нормально, то рост, дифференцировка тканей и органов и формообразование взаимно между собой связаны и представляют единый гармоничный процесс. Но при нарушении нормального типа развития могут иметь место уклонения в отдельных звеньях этого процесса, в результате чего иногда наблюдаются дефекты развития тех или иных органов.

Развитие отдельных органов и систем происходит не изолированно друг от друга, оно взаимно связано.

Современный уровень знаний в области строения и функций организма человека в результате накопления огромного фактического материала по анатомии и физиологии даёт возможность и обязывает подходить к организму как единому целому.

Известно, что развитие одних органов определённым образом влияет на развитие других. Так, развитие органов дыхания благоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе, и, наоборот, состояние последней оказывает своё влияние на развитие и деятельность органов дыхания. Развитие мозга оказывает своё влияние на развитие органов чувств. Такая же зависимость одних органов от других наблюдается и при упражнении того или иного органа, той или иной системы. Так, упражнения мышечной системы при посредстве движений оказывают положительное влияние на развитие мозга, и, наоборот, развитие последнего совершенствует моторную (двигательную) сферу растущего организма. Мышцы и связки, при посредстве которых происходят движения, содержат в себе окончания центростремительных нервов. Эти окончания передают возбуждение, связанное с движением, в соответствующие участки коры больших полушарий мозга. Так, движения стимулируют развитие высших отделов центральной нервной системы.

Закон корреляции или соотношения роста и взаимной зависимости развития одних органов от других имеет огромное гигиеническое значение. Дальнейшая разработка, развитие и углубление этого закона применительно к школьной гигиене - гигиене детства - открывает перед человечеством блестящие перспективы возможного воздействия на растущий организм, повышения его сопротивляемости и совершенствования его физических и психических свойств в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

Врачам и педагогам, как проводникам санитарно-гигиенических мероприятий в детских учреждениях и семье, осуществляющим повседневное гигиеническое воздействие на детей и подростков, в реализации этой благородной задачи принадлежит ведущая роль. Поэтому изложение основных анатомо-физиологических особенностей развития отдельных тканей, органов и систем растущего организма мы даём в органической связи с личной гигиеной детей и подростков.

Следует помнить, что ребенок с избыточным весом не может быть отнесен к категории хорошо физически развитых детей. Даже при повышении массы тела на 15-20 % у детей снижается работоспособность, повышается раздражительность, могут возникнуть нарушения опорно-двигательного аппарата.

Следует учитывать, что на протяжении дошкольного возраста накопление веса и увеличение роста колеблется - в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность .

Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.

Мышечная система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

Если малыш испытывает положительные эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься - принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию зрения и слуха .

Возрастные особенности детского организма

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.

Дети в возрасте от двух до четырех лет проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

Двухлетние дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

На третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом .

К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

К шести-семи годам в основном завершается формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые .

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

Раздел II. Условия нормального развития и укрепления здоровья детей

Режим дня ребенка

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа воспитания, которая обязательно включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

Особенно важное значение в режиме дня имеет правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

https://pandia.ru/text/79/057/images/image002_194.gif" alt="Особенности" align="left" width="560" height="137 src=">

Растить здоровых детей - это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.

Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка,

нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем .


В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.

В период первого детства (3-7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4-5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.

При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела - до 1,5-2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.

Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс: I = P/L2

(т. е. вес ребенка в кг делится на квадрат роста в метрах).

Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 - ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.


В возрастном периоде 3-6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5-4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5-2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.

Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.

Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке - "пальчики здороваются", изображения пальцами силуэтов зверей ("козочка", "зайчик", "собачка") и т. д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.

Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ - кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image005_68.jpg" width="806" height="1152 src=">Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.

Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения.

В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

Зубы : О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5-6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.

Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков - в 5,8-6,0 лет, у девочек несколько раньше - в 5,5-5,7 лет.

Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.

В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.

С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image012_44.gif" width="92" height="132 src=">К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5-10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2-2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.

К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3-4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега - не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3-4 м и вдаль на 5-9 м; делать "ласточку" без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image005_68.jpg" width="806" height="1152">Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.

На 6-7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.

Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания - 27-28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2-1,4). Увеличивается и экскурсия ("расширение и сжатие") грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.

Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.

Сердечно-сосудистая система . С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни - 80-83 г, пульс - 100-105 ударов в минуту. На 6-7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95-92 ударов в минуту. Артерии в 4-6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.

Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4-6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.

Бегунки" - во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети "бегают" глазами, может быть в виде овала, "восьмерки", зигзага, спирали. Толщина линии - 1 см.

2. "Перевод взгляда" - на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок, не поворачивая головы, попеременно рассматривает рисунки.

3. Упражнения для мышц глаза:

- крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд;

- моргать быстро в течение 15-20 секунд;

- пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1-2 секунды снять пальцы с век;

Смотреть перед собой вдаль в течение 2-3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.

Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5-6 лет с компьютером и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.

Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношениями , активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.

Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.

Миндалины - это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.

Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image018_34.gif" alt="Что должно насторожить родителей" align="left" width="661" height="106">

м" произносит как "б" ("басло", вместо "масло"); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети не храпят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, часто капризничает, гримасничает, мочится в постель.

Как обстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты к одной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышать носом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воздух.

Избавляет от заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина, слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1 чайная ложка на стакан воды).

Простудные заболевания

Мало кто из детей 3-6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.

Большинство людей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость, сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать и повысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия не только не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеет чаще. "Укутанный" ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду, сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная система иммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешние отрицательные воздействия, т. е. ослабляет сопротивляемость появляющимся инфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводить в помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов .

Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, но некоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. Поэтому, даже если до осени вылечен насморк и другие очаги инфекции, включая кариозные зубы, тонзиллит и аденоиды, уберечься от нового заболевания бывает нелегко. Особенно сложно это сделать, если в окружении ребенка уже есть люди, больные вирусными заболеваниями.

Самые распространенные простудные заболевания у детей - инфекции верхних дыхательных путей. Как правило, острые респираторные заболевания протекают относительно легко и не приводят к развитию тяжелых осложнений, но тем не менее требуют пристального внимания и овладения необходимыми навыками по уходу за больным ребенком, его лечению и предупреждению последующих заболеваний.

При температуре не выше 38°С жаропонижающие средства не нужны (за исключением случаев судорог). Для большинства детей такая температура безвредна, более того, она может мобилизовать защитные силы организма на борьбу с инфекцией.

Ребенку в период болезни необходимо в рацион питания включать больше овощей и фруктов, особенно содержащих витамин С. Это мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны, клюква, смородина, черноплодная рябина. Очень полезны соки, морсы, компоты из фруктов.

Многие родители считают, что простуженного ребенка нельзя купать. На самом деле горячая ванна - весьма эффективное средство против простуды. Важна и чистота кожи, так как через ее поры выходят токсины. Только следите за тем, чтобы в квартире было достаточно тепло, после водных процедур малыш не должен переохлаждаться.

Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.

Как ухаживать?

1. Уложите ребенка в постель, так как, чем активнее он будет двигаться, тем выше у него будет температура.

2. Соблюдайте принцип: "Держи голову в холоде, а ноги в тепле". Одевайте малыша комфортно, в соответствии с температурой в помещении, и ни в коем случае не кутайте его, чтобы не было перегрева организма. Например, под ватным одеялом температура может подняться на градус выше, поэтому лучше укройте ребенка шерстяным или простыней.

3. Хорошо проветрите помещение, в котором находится заболевший ребенок, - это эффективный способ снижения температуры тела.

4. Обязательно давайте ребенку пить - дробно, небольшими порциями, лучше воду или морсы комнатной температуры; чем больше он выпьет, тем быстрее снизится температура.

5. При повышении температуры выше 38°C оботрите все тело ребенка губкой, смоченной теплой на ощупь водой (30-32°C) в течение 2-3 минут; после процедуры не вытирайте насухо, оставьте кожу слегка влажной.

Вызовите врача неотложной помощи.

Необходимо регулярно проветривать комнату, где находится больной ребенок, проводить влажную уборку. "Спертый" воздух раздражает слизистые верхних дыхательных путей, способствует размножению болезнетворных микроорганизмов. Важно помнить, что дети курильщиков больше подвержены простудным заболеваниям.

Малина - очень эффективное народное лечебное средство. Ее по праву можно отнести к чисто лекарственным растениям. То, что в малине много витаминов, - это очевидно, но кроме этого, в ней очень много железа, цинка, меди, марганца. Поэтому эта ягода необходима взрослым и детям.

Как мощное профилактическое, витаминное средство в "гриппозный" период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях). При гриппе хороший эффект дают лечебные чаи из плодов малины и липового цвета (в равных частях), малины и душицы, мать-и-мачехи (также в равных частях). Вместо сахара для усиления эффекта можно добавить мед. Детям также можно приготовить смешанный малиново-клюквенный чай, он не только вкусный, но и полезный. Кроме всего вышеперечисленного, малина обладает также мощным противоаллергическим эффектом.

Профилактика простудных заболеваний

Если ребенок болеет часто, родители очень переживают, но не знают, что делать. Не успел ребенок вылечиться от одного заболевания, как накладывается другое. Почему это происходит?

Возбудители, попадающие в дыхательные пути ребенка от разных больных людей, могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Поэтому специфические качества иммунитета, который выработал в течение заболевания организм ребенка к первому возбудителю, не всегда совпадают с признаками следующего возбудителя. И весь процесс болезни повторяется почти заново.

Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ - закаливание.

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажности , резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы "гимнастика".

В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей - повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:

Дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;

- постепенное повышение интенсивности процедур;

- ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;

- постоянный контроль за влиянием процедур на организм;

- комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.

Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.

Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10-15 минут, из них 5-7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, "гусиной кожи" и синюшности.

Водные процедуры - обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.

https://pandia.ru/text/79/057/images/image015_22.jpg" width="806" height="1152">

Купание - наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.

Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22-24°С. Первые купания непродолжительны - 2-3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное - от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме . Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, "гусиной кожи", приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т. д.) составляет 8-10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10-15 минут.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ - это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.

лекарственные" вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Психиатрия" href="/text/category/psihiatriya/" rel="bookmark">психиатру .

Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре - проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).

Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.

Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.

Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией - возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.

Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка - обратитесь к окулисту (офтальмологу).

Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т. п. - обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.

Эндокринология" href="/text/category/yendokrinologiya/" rel="bookmark">эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

КОЖА И ПОДКОЖНАЯ КЛЕТЧАТКА

Новорожденные дети: кожа нежная, бархатистая, эластичная, розовая; богата сосудами и капиллярами. Потовые железы слабо развиты, сальные железы активные, что приводит к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка. У новорожденных легко ранимая кожа. Подкожно-жировая клетчатка хорошо развита и более плотная, чем станет в дальнейшем.

Грудные дети: кожа все еще очень нежна, легко ранима. Теплорегуляция несовершенна (перегревание или переохлаждение организма).

Дети старшего ясельного возраста: кожа тонкая, нежная, ее всасывающая способность очень высока. Надо быть очень осторожным с лекарствами в виде мазей.

Дети дошкольного возраста: происходит постепенное утолщение кожи, но все еще можно легко переохладиться или перегреться.

Дети младшего школьного возраста: окончательно формируются потовые железы, ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям. Появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением.

Дети старшего школьного возраста: кожа как у взрослого человека.

МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Новорожденные: повышенный тонус - руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу. У шеи мышцы некрепкие - не держат голову.

Грудные: если поза новорожденного ребенка в покое сохраняется 2,5 месяца, необходима консультация невропатолога.

1-3 года: масса мышечной системы нарастает, но все еще трудно удаются тонкие движения (пальцев рук).

3-11 лет: сила мышц увеличивается, улучшается работоспособность. Пальцы умеют делать более тонкую работу (письмо, лепка).

11-17 лет: мышечная система становится как у взрослого.

КОСТНАЯ СИСТЕМА

Новорожденные: непрочная. Кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком. В черепе есть неокостеневшие участки - роднички. Голова на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног. Грудная клетка бочкообразная, ребра расположены горизонтально и состоят в основном из хряща, так же как и позвоночник, который пока не имеет физиологических изгибов.

Грудные: к 1-2 месяцам закрывается малый родничок, а к году - большой. К 6-8 месяцам начинается прорезывание зубов. Их появление сопровождается небольшим появлением температуры, беспокойством, бессонницей и недомоганием.

1-3 года: к 2,5 годам полностью прорезываются молочные зубы. Изменяется форма грудной клетки, ребра располагаются более косо, формируются изгибы позвоночника. Продолжается рост костей таза.

3-7 лет: позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но пока скелет ребенка неокрепший. Нужен строгий контроль за осанкой ребенка. Сколиоз - искривление позвоночника - начинается именно в этом возрасте. Завершается формирование грудной клетки.

7-11 лет: увеличивается объем грудной клетки. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий.

12-17 лет: форма грудной клетки и таза приближается к их строению у взрослых. Кости более прочны и менее эластичны. Исправить что-то труднее.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Новорожденные: легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и осуществляется в основном за счет диафрагмы. Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов, запорах и тугом пеленании. Дыхание частое: 40-60 вдохов-выдохов в минуту. Слизистые оболочки дыхательных путей нежные, содержат большое количество кровеносных сосудов. Носовые ходы узкие, трахея и бронхи тоже. Слуховая труба шире и короче, поэтому у новорожденных часто развивается отит. Отсутствуют лобные и гайморовы пазухи, поэтому у новорожденных не бывает фронтита и гайморита.

Грудные: легкие более развиты. До 3 месяцев частота дыханий составляет 40-45 вдохов-выдохов в минуту, в 4-6 месяцев - 35-40, в 7-12 месяцев - 30-35. Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

1-3 года: трахея и бронхи еще узки, сохраняется опасность резкого сужения их просвета и расстройств дыхания при бронхитах, трахеитах, ОРЗ, гриппе. Частота дыханий к 3 годам - 25-30 вдохов-выдохов в минуту.

3-7 лет: дыхание более глубокое и редкое. К 7 годам достигает 23-25 вдохов-выдохов в минуту.

7-11 лет: окончательно формируется структура легочной ткани. Диаметр трахеи и бронхов увеличивается и при заболеваниях дыхательной системы набухание слизистой уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий - до 20 вдохов-выдохов в минуту.

12-17 лет: дыхательная система почти как у взросл ого человека.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Новорожденные: с появлением на свет у ребенка происходят изменения в системе кровообращения. Пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, закрываются внутриутробные каналы кровотока. С первым вдохом начинает работать малый круг кровообращения. Частота пульса - 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца - 66/36, а к концу месяца - 80/45.

Грудные: до 1 года нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается до 125 ударов в минуту. Артериальное давление увеличивается до 90/63.

1-3 года: 1 год - пульс 120, в 3 года - 105 ударов в минуту. Артериальное давление к 3 годам - 95/60.

3-7 лет: пульс к 7 годам - 85-90, артериальное давление - 104/67.

7-11 лет: пульс уменьшается до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка - в среднем 110/70.

11-17 лет: частота пульса - 60-80 ударов в минуту, т.е. как у взрослого человека. Артериальное давление к 17 годам - 120/70. Опять же как у взрослого.

Рассматривая даже эти, ограниченные сведения, становится очевидным, что даже один факт различия в гидратации тканей детского и взрослого организмов дает основание предполагать неодинаковость распределения в них лекарственных веществ, особенно растворимых или легко солюбилизируемых в присутствии естественных сорастворителей.

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Новорожденные: функционально незрелая. Повышен обмен веществ, поэтому незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Пищеварительные железы еще не развились. Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. В первые 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи. Печень относительно велика.

Грудные: до 6 месяцев ребенок питается в основном грудным молоком, воду дают кипяченую. Потом постепенно начинают давать соки, каши. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно.

1-3 года: усваивается более сложная пища, частота дефекаций - 1-2 раза в сутки.

3-11 лет: пищеварительная система приближается к такой как у взрослых, а к 11 годам ничем не отличается от нее.

ИММУННАЯ СИСТЕМА

Новорожденные и грудные: часть иммунных веществ ребенок получает от матери и с грудным молоком. Но в целом иммунная система несовершенна, т.е. ребенок плохо защищен от инфекций.

1-3 года: увеличивается образование иммунных клеток, что резко повышает сопротивляемость организма.

3-7 лет: организм ребенка вырабатывает иммунные клетки в достаточном количестве, поэтому многие болезни протекают более легко.

7-11 лет: защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ

Новорожденные: к моменту рождения почки, мочеточники и мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со второй недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в сутки.

Грудные: объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

1-3 года: совершенствуется строение почек, и число мочеиспусканий уменьшается до 10 раз в сутки. Здоровый ребенок регулирует акт мочеиспускания самостоятельно. Большинство лекарственных веществ и/или их метаболитов выводятся почками. Функция почек у новорожденных снижена, поэтому выведение с мочой многих веществ происходит менее интенсивно, чем у взрослых.

Почечный кровоток с возрастом нарастает в результате увеличения минутного объема сердца и уменьшения общего периферического сосудистого сопротивления. Почечный кровоток у новорожденных составляет 5-6% от минутного объема сердца, тогда как у взрослых он достигает 15-25%. При рождении почечный кровоток равен 12 мл/мин (0,72 л/ч), а к 1-му году возрастает до 140 мл/мин (8,4 л/ч).

При рождении уровень клубочковой фильтрации прямо пропорционален гестационному возрасту. Скорость клубочковой фильтрации у всех доношенных новорожденных к моменту рождения составляет 2-4 мл/мин, у недоношенных-1 мл/мин. В первые 2-3 дня после рождения она повышается соответственно до 8-20 мл/мин и 2-3 мл/мин. Уровня взрослых клубочковая фильтрация достигает к 2,5-5 мес. Повышение скорости клубочковой фильтрации после рождения обусловлено рядом причин: повышением минутного объема сердца и АД, уменьшением общего периферического сосудистого сопротивления, увеличением площади поверхности, способной к фильтрации, размеров пор мембран.

Функция канальцев почек у новорожденных также снижена (малые размеры канальцев и количество функционирующих клеток, низкий кровоток в наружной части коркового вещества, незрелость энергообеспечивающих процессов). Канальцевый аппарат созревает позднее клубочкового. Выведение парааминогиппурана, который секретируется проксимальными канальцами в течение первого года жизни, увеличивается в 10 раз, достигая уровня у взрослых к 8 мес. К лекарственным средствам, которые выводятся из организма путем канальцевой секреции, относятся аминогликозиды, цефалоспорины, пенициллин, дигоксин, фуросемид. Применять их следует особенно осторожно при наличии нарушения функции почек.

7-11 лет: строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Новорожденные и грудные: незрелая нервная система.

1-3 года: маленький человечек начинает осознавать самого себя и окружающий мир.

3-7 лет: закладываются основы интеллекта.

7-11 лет: расширяются аналитические возможности.

12-17 лет: развиваются аналитическое и абстрактное мышление.

Биотрансформация лекарственных средств происходит преимущественно в печени, а также надпочечниках, почках, кишечнике, коже. В результате биотрансформации образуются более полярные молекулы, которые быстро выводятся из организма с мочой или желчью. Однако в процессе метаболизма некоторые препараты превращаются в фармакологически активные вещества..

В организме ребенка с лекарственными веществами происходят те же биохимические изменения, что и у взрослых, однако интенсивность метаболических процессов может существенно отличаться. В частности, у новорожденных скорость окислительных реакций с участием цитохрома Р450 и НАДФ-цитохром-C-редуктазы снижена вдвое, поэтому биотрансформация лекарственных веществ, в основе которой лежат эти реакции, замедляется. Из-за относительно невысокой скорости и биотрансформации лекарственных веществ увеличивается их выведение в неизмененном виде.

Состояние других ферментных систем метаболизма (помимо окислительных) у детей менее изучена. Реакции конъюгации с сульфатами и глицином протекают так же, как у взрослых. В то же время активность глюкуронилтрансферазы, алкогольдегидрогеназы, эстеразы у новорожденных снижена. Выведение препаратов, в биотрансформации которых участвуют перечисленные ферменты, у новорожденного замедляется, а период их полувыведения увеличивается. Подобные препараты могут подвергаться действию других ферментов, активность которых более высокая. Так, у 2-3-дневных доношенных детей снижена конъюгация парацетамола с глюкуроновой кислотой, однако препарат активно конъюгируется с сульфатами.

У детей в первые годы жизни нарушена также глюкуронидизация салициламида, хлорамфеникола. Фенобарбитал может индуцировать активность глюкуронилтрансферазы у новорожденных.

Биотрансформация некоторых лекарственных веществ у новорожденных отличается от таковой у взрослых. Так, реакция метилирования у плода и новорожденного имеет важное функциональное значение, поэтому теофиллин не деметилируется как у взрослых, а метилируется в кофеин.

Если анатомо-физиологическим особенностям ребенка всегда уделяется внимание при изучении патогенеза заболеваний и их клинических проявлений в различные периоды детства при обосновании дифференциально-диагностических критериев, то функциональные особенности детского организма с учетом фармакокинетики лекарств зачастую остаются вне зоны внимания либо игнорируются. Педиатр упускает из вида направленность и характер обменных процессов в организме больного ребенка и не учитывает особенности биотрансформации назначаемого средства. Ситуация усугубляется и тем, что при назначении ребенку одновременно нескольких лекарственных средств не всегда принимается во внимание их совместимость, потенцирование, либо наоборот - нивелирование фармакологического эффекта. Но, к сожалению, полипрогмазия в реальной жизни является правилом, а не исключением.

Сама по себе полипрагмазия обусловливает немалые трудности, поскольку лекарственные взаимодействия у детей мало изучены, хотя врач-педиатр ориентирован на возможные проявления как антагонизма, так и синергизма препаратов. Некоторые препараты влияют на усвоение и метаболизм витаминов, особенно жирорастворимых, что не всегда своевременно корригируется у больных детей. Например, слабительные, холестирамин и ему подобные липидоснижающие препараты нарушают абсорбцию витаминов А, Д, Е. Противосудорожные средства, антибиотики, используемые для лечения инфекции H. pylori, существенным образом изменяют метаболизм витамина К, одновременно нарушаются усвоение и метаболизм водорастворимых витаминов.

Превращение препаратов в детском организме иное, чем у взрослых. Многие ферментные системы детоксикации созревают постепенно в процессе развития ребенка. К ним, в частности, относится система микросомального окисления цитохром Р-450-оксидазы в печени, а также ферментные системы глутатион-редуктазы, глутатион-трансфераз, УДФ (уридиндифосфатглюкозы)-глюкуронилтрансферазы и другие. С возрастом изменяется чувствительность тканевых рецепторов к гормонам, гормоноподобным и другим препаратам с выраженным биологически активным действием.

Какие же факторы влияют на кинетику и метаболизм лекарственных средств? С возрастом у детей изменяется относительный объем распределения жидкостей, преобладает внеклеточная жидкость, что обусловливает особенности распределения в организме ребенка как водорастворимых, так и жирорастворимых лекарственных средств. Замедляются темпы созревания ферментных систем печени, преобразующих лекарства в неактивные и водорастворимые формы. В детском возрасте низкая почечная гломерулярная фильтрация, ограничивающая процессы выведения лекарств и их метаболитов с мочой, снижена способность белков печени (лигандины) и плазмы крови связывать лекарственные препараты и ксенобиотики, повышена проницаемость мембранных структур капилляров, гематоэнцефалического барьера. При назначении лечения необходимо также учитывать состояние желез внутренней секреции у детей, как известно, играющих немаловажную роль в метаболизме лекарственных средств. При снижении функциональной способности щитовидной железы, тем более врожденном гипотиреозе, в той или иной мере изменяется и метаболизм лекарств.

К числу малоизученных аспектов педиатрии относится фармакогенетика, хотя именно генетическими факторами, детерминирующими процессы метаболизма, рецепции, иммунного ответа и т.п., во многом определяются переносимость лекарственных средств, их безопасность и эффективность.

Эффективный препарат, стоимость которого может быть достаточно высокой, нередко для ребенка оказывается отнюдь не безопасным. Например, применяющиеся у взрослых схемы лечения гастродуоденальных заболеваний, ассоциированных с пресловутой H. pylori, не всегда могут быть экстраполированы на детей, поскольку в них могут использоваться антибиотики тетрациклинового ряда. Побочные действия этих препаратов на организм ребенка общеизвестны. В детской гастроэнтерологии аспекту безопасности фармакотерапии уделяется достаточно внимания. В то же время эти аспекты, к сожалению, не всегда известны врачам-педиатрам. На примере циметидина препарата первого поколения блокаторов Н2-рецепторов гистамина хотелось бы напомнить, что помимо эффективного снижения концентрации соляной (или хлористоводородной) кислоты у подавляющего большинства детей препарат вызывал многочисленные нежелательные эффекты. Кроме нарушений функции печени и почек, гематологических и иммунологических отклонений, у детей отмечались выраженные нейровегетативные и психоэ-моциональные изменения. Препарат негативно действовал на железы внутренней секреции. Именно опасность риска возникновения негативного воздействия на становление гонадотропной функции у детей в пре- и пубертатном периодах удерживала детских гастроэнтерологов от широкого применения циметидина при лечении больных с гастродуоденальными заболеваниями. Причина разнообразных нежелательных реакций данного препарата заключалась в том, что родственные к нему рецепторы широко распространены в клетках печени, эндокринных органах, нервной ткани и даже лимфоцитах. Новые поколения этой же группы лекарственных средств, такие как ранитидин, фамотидин, обладают исключительной селективностью в отношении Н2-рецепторов и, за исключением индивидуальной непереносимости, безопасны и эффективны в детском возрасте. В связи с вышеизложенным хотелось бы еще раз обратить внимание, что вопрос о назначении лекарственных препаратов должен решать специалист.

Правило 1

Лечение ребенка должно проводиться на самом оптимальном уровне с применением самых эффективных и безопасных в детском возрасте лекарственных средств. Поэтому чаще всего детям следует назначать проверенные годами лекарственные средства: настои и отвары из лекарственного растительного сырья, ароматные воды, активированный уголь - внутрь, фурацилин, ликоподий - наружно и тому подобные препараты.

Наиболее удобны для маленьких детей лекарственные формы в виде сиропов, капель или суспензий. Попадая в кишечник, жидкие лекарства распространяются по большей площади слизистой оболочки и лучше всасываются. Суспензии и лекарственные сиропы, однако, таят в себе и немалую опасность. Поскольку они довольно вкусные, малыши стремятся выпить их побольше. Случается, что ребенок незаметно для родителей проглатывает за один раз целый

пузырек понравившегося ему лекарства. Это может привести к тяжелым последствиям.

Правило 2

Все лекарственные препараты, а особенно препараты для детей, надо хранить в недоступных для них местах.

Свечи тоже довольно удобно применять маленьким детям. Однако для организма более естественно, когда лекарства поступают в него через рот, а не через прямую кишку. Свечи лучше использовать лишь в тех случаях, когда ребенок не может проглотить лекарство и когда нужно, чтобы оно подействовало немедленно. Тогда их вводят малышу в задний проход, уложив его на бок или на спину и прижав согнутые ножки к животу. В таком положении надо подержать его с полминуты, чтобы свеча не выскользнула.