Методическое пособие «Правила этикета» для детей старшего дошкольного возраста. Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения

  • 21.07.2019

Цель: Формировать у детей представление об этикете. Формировать у детей навыки вежливости. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять. Знакомить с правилами этикета. Повышать уровень коммуникативной компетентности детей.

Задачи: Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации,викторины)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представление об этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества.

Необходимо повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

Познавательное развитие: задача – воспитание гуманных чувст и положительных взаимоотношений, этических представлений, расширить кругозор и знание детей.

Ребёнок и окружающий мир: Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим.

Развитие речи: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Изодеятельность: Развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики.

Ожидаемый результат:

Воспитание нравственных и эстетических качеств; привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; развитие личности ребенка, умения продуктивно взаимодействовать с другими людьми; снижение агрессивности; овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

После завершения проекта воспитанники смогут: Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Общаться с окружающими людьми в соответствии с правилами этикета. Уважать старших.

Перед началом работы над проектом проводилось родительское собрание, основным разделом которого является представление воспитателем краткой информации о проектном методе воспитания и обучения, о целостности его применения.«Самый лучший способ привить хорошие манеры – постоянно показывать пример»

I этап – подготовительный

Беседа «Что такое этикет и зачем он нужен?» - дать детям понятие слова « Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседы: «История этикета», «Человек в коллективе», «Посмотрим на себя со стороны»,«Вас пригласили в гости».

Игра «Приятного аппетита» Занятие «Путешествие в страну этикета» Игра «Волшебные слова»

Чтение книги:Галина Шалаева "Урок вежливости", Настольная игра «Что такое хорошо и что такое плохо» Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Этические беседы: «Уроки вежливости», пословицы « О дружбе»

Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче», «До первого дождя», «Почему», С.Я. Маршака « Ежели вы вежливы»,а так же: "Этикет для маленьких леди и джентльменов","Азбука хорошего поведения в стихах"А.Усачёва,"Что делать,если...",В.Дмитриева "1000 уроков этикета",Н.Мигунова "Правила поведения для малышей", "Правила поведения для воспитанных детей",Г.Шалаева "Школа вежливости для маленьких хозяев",Хрестоматия"Что такое хорошо и что такое плохо",Детская энциклопедия серии "Я познаю мир" "Этикет во все времена".

Беседа: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Чтение пословиц о дружбе, честности.

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях»,«Театр», «В общественном транспорте» - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом. Дидактические игры: - «Кто знает больше вежливых слов», - «Телефонный разговор». Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали»

Беседы: «Какое доброе дело я сделал? », «В мире вежливых слов», «Мы идем в гости», «Правила поведения в общественном транспорте», «За столом», «Мы любим делиться».

Рисование « Нарисуй настроение», - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Пение песни «От улыбки станет всем светлей» прослушивание песен: «Если добрый ты», «Дорогою добра»

Игра приветствие «Нам здороваться не лень»

III этап заключительный:

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Дидактические игры: «Телефонный разговор», « Невоспитанный человек», «Поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Родительское собрание «Азы воспитания» (делимся опытом) – формирование норм культуры поведения ребёнка, доброжелательности, честности, правдивости, воспитании культуры общения.

Консультации для родителей « Формирование культуры поведения за столом» , «Едем в общественном транспорте», «Культура поведения на природе»

Итоговое: досуг «О добре и этикете"

Литература: «Азбука общения» Л.М. Щиплицина, О.В.Защиринская «Детский этикет» О.В.Корчинова. «Уроки этикета и вежливости для детей» Е.Черенкова. «Этикет от А до Я» Н.В.Чудакова. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С.О.Николаева. «Новые правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёва. «Это Вам родители» А.О.Пинт «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько

Загадки про этикет

Очень в школу я спешил,

Поздороваться забыл:

С другом лучшим и с соседом,

С Марь Ивановной в беседе.

Обидные последствия,

Коль не сказал... (приветствия)

Когда собрался уходить,

Ты должен вежлив быть.

Слова «пока» и «до свидания»-

То слова... (прощания)

Если буду я не прав,

То сразу, без сомнения,

Я попрошу прощения

Словами... (извинения)

Я «спасибо» говорю,

Значит, я... (благодарю)

Я здороваюсь со всеми,

«До свиданья» говорю,

Если нужно - извиненье,

Нужно - поблагодарю.

Знаю я, что не невежа

Я, напротив, очень... (вежлив)

Правила этикета в детском саду в стихах

По утрам просыпайся вовремя,чтобы не опоздать в детский сад.

Не охота по утрам просыпаться малышам.

Но порядок - есть порядок…

Просыпаться все же надо!

Маме нервы не мотай, улыбнись ей и вставай.

Не ворчи и не кричи – лучше в ванну поспеши.

Обязательно умойся, хорошенько причешись,

Не забудь почистить зубки и одеться не ленись!

За собой заправь постель –

И в детсад беги скорей.

В детском саду не плачь о маме.

Поздоровайся с друзьями, с воспитателем и няней.

Маму тихо отпусти – на работу ей идти!

Очень быстро день пройдет, -

Мама за тобой придет.

Во всем слушайся воспитателя.

Должен ты запомнить, кроха,

В группе вас детишек много…

Воспитателя жалей –

Он один на всех детей!

Постарайся его слушать,

Без приказа спи и кушай.

Не груби ему в ответ –

Старше он на много лет!

Помогай друзьям мириться.

Не дерись, не обзывайся,

Сам мирить ребят пытайся.

Слабых ты не обижай

И в обиду не давай!

Береги игрушки.

Ты игрушки не ломай и на место собирай!

Думай: чем играть другим?

Ты не должен быть таким!

Старайся выглядеть опрятно.

За столом будь аккуратным –

можно ведь запачкать платье…

Мой почаще с мылом руки,

грязь не вытирай об брюки.

Не забудь напомнить маме,

чтобы был платок в кармане.

Будь опрятным, будь красивым, чтобы все тебя любили!

Перед едой мой руки с мылом.

Перед тем, как сесть за стол, руки ты свои помой.

Это нужно для того, чтобы не болел живот!

Не балуйся за столом.

«Когда я ем – я глух и нем» -

запомни правило простое!

Своих друзей не отвлекай,

оставь на время их в покое.

Ешь аккуратно, не спеша, -

должна тарелка быть пустая!

Поел, попил – иди гулять.

Свободен ты, довольна няня…

Не стесняйся участвовать в мероприятиях.

Будь активным и веселым –

это пригодится в школе.

Постарайся не бояться,

не дрожать, не отпираться

Разучить с друзьями вместе

к празднику стишки и песни!

Учись сам убирать свою постель.

После сна заправь постель,

даже если очень лень!

Няню ты не дожидайся,

сам заправить попытайся.

Покажи пример другим,

помоги сложить и им!

Спи во время тихого часа.

Нужно всем ребятам знать,

что полезно днем поспать!

Будешь радостным, веселым,

будешь сильным и здоровым!

Выспался – спокойно жди подъема.

Если спать не хочешь ты –

лежи тихо, не шуми!

Постарайся не мешать

другим детям отдыхать!

Не уходи из детского сада один, дождись родителей.

Никогда не уходи из детсадика один!

Этим ты расстроишь маму, воспитателя и няню.

Сам ты можешь потеряться и до дому не добраться!

Не уходи из детского сада с незнакомыми людьми.

Помни правило одно: никогда и ни за что

С посторонними людьми никуда не уходи!

Люди всякие бывают! -

Деток бьют и обижают…

Заветные слова

И в Нью-Йорке, и в Париже,

И на Кубе, и поближе.

И у русских, у эстонцев,

У французов и японцев

Есть заветные слова.

Знать должна их детвора!

Все народы на планете -

Дяди, тети, даже дети,

Просыпаясь ранним утром,

Произносят: - С добрым утром!

Говорят кому-то либо:

Добрый день, привет, спасибо,

Благодарствую, простите,

До свиданья, извините.

Эти главные слова

Повторяются всегда:

Днем и вечером, в квартире,

На работе, в магазине,

И в трамвае, и в метро,

И в театре, и в кино.

Почему в любой стране,

На Чукотке и в Москве

Эти главные слова

Повторяют все с утра?

Это вежливое слово

Ключ к душе, друзья, любого:

К маме, папе, брату, деду,

К однокласснику, соседу,

К старшим, младшим и друзьям,

К иностранцам тут и там.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться.

Если ты не прав – Простите!

Вдруг толкнул – Ой, извините.

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: - Привет!

Если кто-то что-то дарит

Говори: - Я благодарен,

За подарок вам спасибо:

Очень кстати, очень мило!

Если нужно в дом войти,

Постучись, затем спроси

: - Извините, можно к вам

На два слова по делам?

Получается, друзья,

Что заветные слова

Знать должны на всей планете

Дяди, тети и их дети.

Как вести себя в гостях

Мама Кенга крошку Ру,

Из семейства кенгуру,

Отправляет в гости к тете,

С ней коллеги по работе.

А у тети кенгуренок

Ещё маленький ребёнок.

Учит сына этикету: -

Помни, Ру, что часто дети

Любят хвастать и болтать,

Ум другим свой показать.

Не забудь, что ты в гостях,

Это, вроде бы, пустяк.

Но у тети есть ребенок,

Только вышел из пелёнок.

Все, что скажешь, в тот же час

Он научится от нас.

Вот поэтому следи

Ты за речью.

Не спеши,

И не бегай, не кричи,

И не лезь куда не надо,

Если нет там взрослых рядом.

С малышом в углу играй,

Взрослых с ним не обсуждай.

Расскажи ребёнку сказку,

Порисуйте с ним раскраску,

И стишки с ним сочини,

Любят игры малыши.

Поиграйте пол - часа,

А потом за стол пора.

Тётя станет угощать,

И за стол вас приглашать.

Не забудь, перед едой

Лапки моют под водой.

Ты возьми и малыша

И умойтесь не спеша.

Лапки на стол не кладите,

И тихонечко сидите.

Замолчите, надо знать

За едой нельзя болтать.

Правой лапкой нож берите,

Левой – вилку, не спешите.

И не чавкай, не сопи,

За собой всегда следи.

Перебил советы Ру:

Больше слушать не могу,

Я устал от наставлений.

Неужели во Вселенной

Все ведут себя вот так.

Сбегать в гости – фу, пустяк!

Быстро к тете он собрался,

Прыг да скок и вот добрался

Он до тети.

В дом стучит

И с порога всем кричит:

О, привет, а вот и я,

Приглашали вы меня?

Приглашали, проходите,

Осторожно, не спешите.

Наш малыш вон там – в углу,

Проходите, крошка Ру.

Непослушный кенгуренок,

Словно маленький ребёнок,

Позабыл все наставленья

И устроил представленье:

С малышом он стал скакать,

Петь, и прыгать, и плясать.

Вопрошает тихо тетя:

А вам кушать неохота?

Что ж, пора и пообедать,

Мы устали вместе бегать.

Подбежал малыш к столу:

Я от голода умру.

Стали детки все съедать,

Этикета - не видать.

Тетя хмурится:

Вы не свиньи – кенгурята.

Стыдно так вот поступать,

Этикет пора уж знать.

Стыдно стало кенгуренку,

Непослушному ребёнку.

Вспомнил мамины советы:

Извините, тетя.Дети

Забывают впопыхах Как вести себя в гостях.

Отвечайте-ка, ребята,

В чем виновны кенгурята?

Настоящая дружба

Белобрысый Анатолий

Подружился с Таней в школе.

Толик думает:

Вот диво:

Дружелюбна, справедлива,

И с мальчишками дружна,

И девчонкам всем нужна.

Толик стал к себе построже:

Быть неряхой мне негоже,

Гири надо мне достать,

Чтобы мышцы накачать.

И с прической не в порядке,

Не забыть бы про зарядку.

В общем, надо повзрослеть,

И в учебе преуспеть.

Слово дал – его держи,

И не дрейфь, и не дрожи!

Перед трудностью любой -

Закаляй характер свой!

Вот ещё одна задача:

Есть дружок у Толи – Саша.

Не осудит? Все поймет,

И к другому не уйдет? -

Если Санька верный друг,

То поймет, что без подруг

Сложно в этом мире жить,

И общаться, и дружить.

Каждым утром Анатолий

Собирался раньше в школу,

Чтоб друзей своих встречать,

По дороге не скучать.

Стали верными друзьями

Толик, Саша и Татьяна.

Дружба с девочкой мальчишек

Избавляла от излишек:

Стали вежливей, не дрались,

Быть серьезнее старались.

Спортом стали заниматься,

Перестали вдруг ругаться,

Сквернословить и кричать,

Младших в школе обижать.

Защитить готовы Таню

От любого хулигана,

Пронести её портфель

И открыть при входе дверь.

Только несколько ребят

В дружбу верить не хотят:

Как с девчонками дружить?

Как такое может быть?

Поясняет им учитель:

Если в мире жить хотите,

То запомните – всегда

Дружба лучше, чем вражда.

В настоящей дружбе только

Другом может стать девчонка.

Но девчонкам надо помнить -

Друг не будет многословным.

Предавать друзей нельзя,

Это помните, друзья!

И не важно, ты мальчишка,

Взрослый, девушка, парнишка,

В дружбе верной все равны:

Папа, мама, я и ты.

Надо только быть добрей

И уметь искать друзей.

Выбирать их по уму,

А не так – кого хочу.

И теперь пример троих

Заразил ребят других.

Подружилась детвора…

Да и нам с тобой пора!

Школа этики зверят

Как-то в сказочном лесу,

Но не в сказке – наяву,

Звери для своих зверят,

Непослушных ребетят,

Школу этики открыли.

Меж собою порешили:

Будем вежливо мы жить,

И тому детей учить.

Старшим вызвался медведь:

Перестану я реветь,

Хот и стар, но много знаю,

Не впервые обучаю

Медвежат своих, друзья,

Мудрым я зовусь не зря.

Прибежали дети в школу,

Интересно им, все ново,

Все хотят они узнать

И вопросы задавать:

Дядя Миша, вы теперь

Наш учитель, а не зверь.

Как теперь вас называть,

В нашей школе величать?

Я, ребята, старше вас

Имя, отчество как раз

Пригодится мне теперь,

Ведь учитель вам не зверь.

Поясняю, там и тут

Учителей на «вы» зовут.

Чтобы это обозначить

Я зовусь Михал Потапыч.

И ещё, кричать не надо,

В школе есть и свой порядок:

Если хочешь ты сказать,

Руку надо поднимать.

На уроках не вертитесь,

Быть внимательней стремитесь.

Приутихли малыши,

Ссоры, звуки не слышны.

Навострили детки уши

Стали тихо Мишку слушать:

Завтра в город мы пойдем,

Это будет, братцы, днем.

Много в городе народу,

И дорог, и переходов,

Транспорт в городе большом

Вы увидите кругом.

Чтоб спасти свои хвосты,

Переход запомни ты.

Там стоит и светофор,

Не допустит он затор.

Красный свет – проходу нет,

Желтый шлет тебе привет,

А зеленый – проходите,

Только тихо, не спешите.

Зайка вставил робко слово:

Надо, братцы, быть готовым

Посмотреть по сторонам -

Не попасть в беду бы нам.

Помню, Доктор Айболит

Лапку мне пришил, болит

До сих пор она. Друзья,

Под колеса лезть нельзя.

А Потапыч продолжает:

Тот, кто старших уважает,

Пропускает их вперед

И в автобус сам не прет.

Не толкается локтями,

Не царапает когтями,

Уступает старшим место,

Инвалидам. Всем уместно,

Быть воспитанным везде –

Не один ты на земле.

В разговорах весь урок Пролетел.

Звенит звонок,

Суетится детвора –

Всем домой спешить пора.

Завтра снова ждет ребят

Школа этики зверят.

Пословицы и поговорки про этикет, вежливость, манеры

На всякое чиханье не наздравствуешься.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Поклониться - голова не отвалится.

Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

Не плюй в колодец. Не рой другому яму, сам туда упадёшь.

Поступай так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этикет для детей дошкольного возраста

Сценарный план непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе “Путешествие в город этикета”

Этикет для детей не является формальным заучиванием каких-либо стандартных правил, принятых во взрослом обществе. В первую очередь, это воспитание позитивного восприятия ребенком окружающего мира, умения быть благодарным за то, что есть, формирование сильной и волевой личности, ценящей дружбу и взаимоуважение.

Если мы хотим воспитать жизнеспособную личность, а именно счастливого человека, уверенного в себе и своих возможностях, успешно решающего насущные жизненные проблемы, приятного в общении, богатого дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе, тогда с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.

Актуальность такого вопроса как этикет для детей дошкольного возраста вытекает из потребности современного общества в развитии поведенческой культуры человека.

“Путешествие в город этикета”

Цель:

Развитие у воспитанников интегративных качеств: любознательности, активности, отзывчивости, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Задачи:

1. Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

2. Уточнить и систематизировать представления детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.

3. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.

4. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.

5. Развивать логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.

5. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.

Материал: влажные салфетки, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций не правильного поведения; “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

В: Ребята проходите, посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

Вбегает грязный Степка-Растрепка.

В: А ты кто такой?

С: Я Степка-Растрепка.

В: И почему себя так ведешь?

С: Я так всегда себя веду.

В: Но это же некультурно, и вообще когда люди встречаются всегда здороваются.

С: Ну здрасте.

В: Здравствуй Степа, почему ты так неопрятно одет?

С: Да торопился, думал и так сойдет. А вы что здесь собрались?

В: Мы сегодня с ребятами отправляемся в город этикета, чтобы повторить правила поведения в общественных местах. В каждом парке города нас будут ждать задания, выполнив которые мы узнаем какой сюрприз нас ожидает.

С: Я тоже хочу в город, возьмите меня с собой.

В: С таким неряхой мы вряд ли бы согласились куда-нибудь поехать. Можно исправить положение. Ребята, давайте поможем привести Степу в порядок.

(Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”)

В: Вот теперь другое дело. Ребята за то, что привели Степу в порядок, вы получаете первый шарик. Степ, а ты что-то забыл сказать детям?

Дети: Он забыл нам сказать спасибо.

С: Спасибо!

В: Теперь мы можем смело отправиться в город этикета.

А на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих, тонких ножках.

А в резиновых сапожках.

Правильно, это автобус, занимаем свои места, водителем будет Кирилл.

А вот и наш автобус.

(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)

Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.

В автобусе Степа безобразничает.

В: Степа нельзя себя так вести в общественном транспорте, ведь ты мешаешь остальным пассажирам. Существуют определенные правила поведения в общественном транспорте, давайте повторим.

Рассматривание картин по правилам поведения в транспорте.

В: Опять справились с заданием и получаем ещё один шарик.

В: Вот мы и приехали в город этикета. Обратите внимание как здесь красиво. Давайте прогуляемся по его улицам. Парк «Вежливых слов» .

В: Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

Какие Степа вежливые слова ты знаешь?

С: Спасибо, и много…..

В: Таня, какое вежливое слово знаешь ты? (стихи)

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры - и не ждите за это конфету.

Будьте добры - без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Мы с вами заработали ещё один шарик и отправляемся дальше.

В: Перед нами «Парк хороших поступков» игра «Правила поведения»

Перед вами картинки с правильными и неправильными поступками. Давайте разделим их на две группы, как нужно поступать и как нельзя.

Работа детей подведение итогов

Мы заработали ещё один шарик.

В: У нас осталось последнее задание.

Мультфильм

В: А что интересного и нового вы сегодня узнали, понравилась ли вам наше путешествие? (ответы детей).

Я надеюсь, что нашего путешествие поможет вам стать более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Воспитатель: Прежде чем сесть в автобус, обратите внимание на то, как по-разному ведут себя люди в различных ситуациях.

(дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественных местах и можете пройти в автобус. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.

Как должен поступить воспитанный человек?

Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?

Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”

При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?

Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.

Можно ли опаздывать к началу киносеанса?

Разговаривать громко?

Разворачивать конфеты?

Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.

Кассир:

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Ребенок:

Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил,

Дайте лучшие места.

Вот мое “ пожалуйста”

Игра “Вежливое слово”.

Дети покупают билеты за вежливые слова.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.

(показ отрывка из мультфильма “Лунтик”)


ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как сервировать стол, как пользоваться столовыми приборами и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

СТОЛОВЫМИ ПРИБОРАМИ мы приучаем пользоваться детей в европейской манере:

нож в правой руке, вилка — в левой. На тарелку они кл адутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, пудинг, суфле, желе, ягоды.

Начиная с трех лет, приучаем детей есть остальные блюда только ножом и вилкой.

БУМАЖНОЙ САЛФЕТКОЙ дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой.

ПОЛОТНЯНУЮ САЛФЕТКУ дети стелют на стол, в конце еды прикладывают к губам, затем, сложив, кладут слева от вилки.

ЧАШКУ С РУЧКОЙ берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний - для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

БОКАЛ БЕЗ РУЧКИ СТАКАН берут ниже к донышку.

К семи годам дети должны быть научены пользованию столовыми приборами и знать, какую пищу как едят:

ОСТАТКИ СУПА доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке,

САЛАТЫ,ОВОЩИ есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать.Цельные или нарезанные крупными кусками овощи накалывать вилкой зубцами вниз, отрезать небольшой кусочек ножом и отправлять его в рот.

КАШУ, ОМЛЕТ, НЕЖНОЕ СУФЛЕ, ЖЕЛЕ, ПУДИНГ разрешается есть десертной ложкой.

ВТОРОЕ БЛЮДО С ГАРНИРОМ И БЕЗ нужно есть с помощью ножа и вилки, в том числе и курицу, и рыбу.

ФРУКТЫ едят по- разному. Яблоки чистятся взрослыми, режутся на четыре части, удаляют сердцевину, дети берут дольки рукой или вилкой для фруктов.Иногда допустимо есть яблоко целиком. Абрикосы и сливы едят в один или два приема, отделяя косточку во рту. Ее выплевывают в руку и кладут на край тарелки. Малышам косточки следует отделить заранее.

Бананы можно есть двумя способами: 1-й- очистить, держа за кончик и отламывая кусочки рукой, класть их в рот; 2-й- разрезать на кусочки прямо с кожурой и есть вилкой, отделяя от кожуры. Ягоды едят ложкой, крупную клубнику — вилкой.

Виноград едят по виноградинке. Кожицу и зернышки сплевывают в руку и кладут на край тарелки.

Мандарины очищают руками и едят дольками.

Апельсины очищают от кожуры ножом спирально(малышам это делают взрослые), затем делят на дольки и едят.

Арбуз едят с помощью ножа и вилки. Малышам арбуз лучше подать нарезанными на крупные куски без корки и, по возможности, очистить от семечек. Но и в данном случае надо пользоваться вилкой и ножом.

ЧАЙ дети пьют как обычно.

ЯГОДЫ из компота едят ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце. Ложку в стакане не оставляют.

ПИРОЖКИ, ПЕЧЕНЬЕ, ПРЯНИКИ дети едят, держа их в руке.

СУП С ХЛЕБОМ можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска. Правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Приучая детей к культуре еды, мы предъявляем к педагогам и обслуживающему персоналу ряд требований. Первое из них касается сервировки стола.

К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.

К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но сок и компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку, а на край стола горкой ставят тарелки. Разливает суп помощник воспитателя, который не ест с детьми за общим столом. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.

К ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник.

И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания. Детский сад должен бы все учитывать, но фактически не делает этого, из года в год предлагая в общем-то одно и то же с небольшими сезонными изменениями. Остается одно- попытаться заставить ребенка съесть положенное, но из этого сражения он гораздо чаще выходит победителем.

Ирина Неборская
Конспект занятия в старшей группе «Уроки этикета»

воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко»

п. Тяжинский. Кемеровская область

Цель : Формирование представлений воспитанников об этических нормах и ценностях принятых в обществе.

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета : внешний вид, доброжелательное поведение, хорошие манеры.

Упражнять в использовании «вежливых слов» , подборе их в соответствии с ситуаций.

Совершенствовать культуру диалогической речи : выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.

Развивающие :

Развивать логическое мышление : умение анализировать ситуации, делать обобщения, умозаключения.

Способствовать развитию внимания, памяти, воображения.

Воспитательные :

Воспитывать у детей доброжелательность, сопереживание, дружеское отношение друг к другу.

Материал : Слайды сюжетных картинок, цветочка с лепестками; магнит, сигналы с лицами разной мимики. мяч, листочки с цифрами от 1 до 7,карандаши.

Предварительная работа : Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Что такое хорошо, что такое плохо» . Р. С. Буре «Как поступают друзья» . Беседы по книге Е. Черенковой. «Уроки этикета и вежливости » . Чтение худ. лит-ры : В. Катаев. «Цветик-семицветик» ; В. Осеева. «Волшебное слово» ; С. Маршак «Жадина» . Просмотр мультфильмов; Уроки бабушки Совы »; Цветик –семицветик».

Ход НОД:

В -ЛЬ : Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим друг другу улыбки.

Упражнение; «Подари улыбку»

Ребята, встанем в круг, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему самую добрую и приветливою улыбку. Я начну первая передавать улыбку, а вы продолжите. (в- ль поворачивается к ребенку, который стоит справа, протягивает ему ладонь и улыбается. Ребёнок, кладёт свои ладони сверху, улыбается в ответ. Затем, он поворачивается к соседу и повторяет действие пока улыбка не вернуться к воспитателю.)

В - ль; Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение. Мне так приятно было видеть ваши добрые улыбки.

В - ль : Ребята, как вы думаете, что это такое? (середина цветка)

Что случилось с нашим цветком? Почему он грустный?

Ребята, подул сильный ветер и разноцветные лепестки цветка разлетелись по всей группе . Чем мы можем ему помочь? (собрать лепестки)

1. Вот красный лепесток, он называется - лепесток вежливости.

Он предлагает нам рассмотреть картинки. Посмотрите и скажите, какие можно здесь подобрать вежливые слова.

(слайды)

Картинка «Как девочка угощает мальчика мороженым»

Как вы думаете, какой диалог мог состояться у детей? Что говорит девочка? (Возьми, пожалуйста; угощайся, пожалуйста; ешь на здоровье) .

Картинка «Как мальчик предлагает дедушке сесть на сидение в автобусе» .

Какие вежливые слова говорит мальчик? (Садитесь, пожалуйста; присаживайтесь, пожалуйста.) Что ответил дедушка? (Большое спасибо, благодарю тебя.)

Картинка «Встреча двух друзей.»

Как друзья приветствуют друг друга? (Привет, здравствуй.)

Как можно приветствовать друга,если встретишь его утром, вечером, днём?» (ответы детей.)

О вежливых словах прочитает стихотворение Кристина К. .

Утром, подойдя к окну

«Здравствуй» ! - солнышку кричу

И ещё немало раз

За день повторю;

«Добрый день» , иль «В добрый час»

«Вас за всё благодарю» .

Друга встречу - то ему

Крепко руку я пожму.

Книгу даришь кому-либо,

Скажет он тебе «Спасибо»

Ты пожалуйста ответь

Улыбнувшись, прошепчи,

Расставаясь с кем-то, где-то,

«До свиданья» говори.

В – ль : Молодцы, ребята, сколько, много вы знаете вежливых слов, лепесток возвращается к своему цветку.

2 : -Посмотрите, а вот оранжевый лепесток - это лепесток доброжелательности.

А что значит быть доброжелательным? (всем желать добра) .

В - ль : - Ребята, а какие слова должен доброжелательный человек говорить, мы сейчас с вами проверим.

1. Назовите только слова приветствия (здравствуйте, добрый день и т. д.) .

2. Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю) .

3. Назовите только слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею) .

4. Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи, спокойной ночи) .

В - ль : Молодцы, вы справились, и этот лепесток возвращается к своему цветочку.

3. Жёлтый лепесток -это лепесток «Хороших поступков» .

Слайды :

ВОПРОСЫ :- Как поступить, если мимо проходит женщина с коляской, в которой спит малыш?

Если женщина с тяжёлыми сумками в руках, не может открыть дверь и выйти из магазина?

Если съел конфету и у тебя остался фантик?

Если ты гуляешь во дворе, и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой?

Посмотрите, и красный лепесток вернулся к цветку.

4. В - ль : Смотрите зеленый лепесток- это лепесток «Хорошие манеры» . Что такое «Хорошие манеры» ?

Хорошие манеры - это основы поведения воспитанного человека в обществе.

А вы владеете хорошими манерами? А мы сейчас проверим.

Игра» Хорошо - плохо»

В - ль : Я буду перечислять различные манеры поведения, а вам нужно при помощи сигналов показать, это хорошо или плохо. Если хорошо,то вы поднимите вверх сигнал с улыбающимся человечком, если плохо - сигнал с грустным человечком.

1. Привычка очень громко разговаривать.

2. Неряшливость в одежде.

3. Прикрывание рта рукой, когда кашляешь.

4. Внимательное, вежливое общение с людьми.

5. Приветствовать знакомых, при встрече.

6. Оскорбление окружающих людей.

7. Уступить место пожилому человеку в транспорте.

8. Мальчики дерутся.

Посмотрите, и этот лепесток вернулся к цветку.

5. В - ль : Лепесток голубой - это лепесток «Дружбы» .

Ребята, а вы дружные? Я должна в этом убедиться. Мы будем передавать мяч друг другу и говорить слова, каким должен быть друг.

Дети : (добрым, верным, честным, преданным, смелым, надёжным, отзывчивым, внимательным).

В - ль : Вижу, вы знаете, что значит быть настоящий другом.

А может, кто ни будь, знает пословицы о дружбе?

Друзья познаются в беде.

Дружбу помни, а зло забывай.

Нет друга, так ищи, а нашёл, береги.

Дружба стекло – разобьётся,не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разобьёшь,

В - ль : О каком секрете дружбы нам говорят эти пословицы.

Правильно, о том, что дружбой надо дорожить, её ценить. Все эти пословицы действительно рассказывают о том, как надо дружить.

Ф - ка : Магнит.

В – ль (показывает магнит со скрепками) Как называется этот предмет?

Он притягивает к себе разные железные предметы.

Иногда бывает так, что человек становиться магнитом, к нему тянуться другие люди.

Как вы думаете, к какому человеку тянуться другие люди? (к доброму, отзывчивому, чуткому, хорошему) .

Предлагаю каждому из вас побыть магнитом.

Описание игры; (дети произвольно двигаются под спокойную музыку, когда вос-ль называет имя ребёнка, все собираются вокруг него, ласково касаются его рукой и говорят добрые слова. Если кто-то не хочет, чтобы его касались рукой,он выставляет перед собой ладони, тогда дети встают рядом с ним и говорят добрые слова.

6. Лепесток синий - это лепесток «внешний вид» .

Ребята, а что такое внешний вид?

В понятие внешний вид входит одежда, причёска, как одет человек.

Какой должна быть одежда? (чистой, удобной) .

Когда человек выглядит нарядным? (когда он чист, опрятен) .

Ребята предлагаю вам поработать в тетрадях.

Я называю варианты ответа, а вы ставите красный кружочек –да, синий кружочек –нет.

Я считаю, что моя одежда должна быть прежде всего :

1. Дорогой. 4. Чистой. 7. Аккуратной.

2. Опрятной. 5. Разорванной.

3. Модной. 6. Новой.

Ребята, так какой должна быть одежда.

(опрятной, чистой, аккуратной)

И тот лепесток вернулся к цветку.

7. Лепесток фиолетовый - это лепесток «Хороших привычек» .

Чтобы вернуть лепесток к цветку, по играем в игру с мячом.

Я буду бросать мяч, а вы будете называть хорошая привычка или плохая.

Мыть руки перед едой.

Чистить зубы перед сном.

Грызть ногти.

Пользоваться носовым платком.

Дразнить и обзывать детей.

Стричь ногти.

После сна умываться.

Расчесываться.

Ковырять в носу.

Молодцы, ребята, все привычки определили, и вот последний лепесток возвращается, к своему цветку. (Меняю мимику цветка) .

Ребята, посмотрите как повеселел наш цветок. Он очень рад, что вы хорошо знаете правила этикета .

Стихи : 1. Что такое этикет ?

Мы сейчас даём ответ-

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет.

2. Что сказать, когда войти.

Как в гостях себя вести.

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

3. Если вежливым стать,

И воспитанным быть

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Ребята, давайте ещё раз повторим каким должен быть человек? (вежливым, доброжелательным, дружелюбным) .

Екатерина Нечаева

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Известно, что всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.

Задачи:

Формировать у детей представление о этикете.

Формировать у детей навыки вежливости.

Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.

Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.

Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Знакомить с правилами этикета.

В процессе работы у детей формируются и расширяются представление о этикете, о соблюдении его, воспитываются положительные качества. Повышать культуру межличностных отношений, взаимодействия детей в группе и семье, общую социальную зрелость детей, снижать агрессивность.

В процессе поиска дети совместно с родителями приобретают информационные навыки: учатся анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Группа: Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Приблизительная продолжительность - 9 месяцев.

Ожидаемые результаты

Воспитание нравственных и эстетических чувств

Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.

Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми

Снижение агрессивности

После воспитанники смогут:

Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Уметь общаться, обмениваться идеями.

Уважать старших

Материалы и ресурсы.

Технологии и оборудование:

Компьютер, магнитофон, принтер, сканер, мультимедио, фотооппарат.

Технологии и программное обеспечение:

Программы обработки информации и изображений.

Электронные книги, энциклопедии.

Разделение функций участников

Воспитатели и Учитель-логопед:

Разработка досугов, развлечений, этических бесед.

Подбор детской литературы

Разучивание стихов, пословиц, поговорок.

Рисование рисунков.

Развлечение, досуг на тему «Этикет»

Игры, викторины.

Закрепление правил хорошего тона

Родители (законные представители)

Помощь в оформлении альбомов.

Участие в фотовыставке.

Беседы о правилах культурного поведения в детском саду и дома.

Участие в родительском собрании, в развлечении.

I этап – подготовительный

Знакомство с литературой и Интернет ресурсами по данной теме.

Создание перспективного плана работы.

Занятие «Что такое этикет?» - дать детям понятие слова «Этикет», рассказать детям, какие бывают виды этикета (придворный, дипломатический, воинский, общегражданский).

Беседа «История этикета»

Игра «Приятного аппетита»

Игра «Наш помощник - этикет»

Игру «Путешествие»

Игра «Волшебные слова»

Беседа «Каким я хочу быть» - Учить детей избавляться от своих недостатков.

Игра «Давайте познакомимся».

Беседа «Кто такой вежливый человек»

Игры: «Утреннее приветствие», «Поздравления и пожелания», «Вежливая просьба».

Игра: «В стране вежливых слов»

II этап – творческий

Слушанье стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

Подбор рисунков на выставку.

Просмотр серии мультфильмов «Уроки Тётушки Совы- Уроки хорошего поведения», «Уроки Тётушки Совы- Уроки этикета», «Уроки Тётушки Совы- Уроки доброты», - закрепить правила поведения в общественных местах, закрепить свои знания, умения доброжелательно общаться друг с другом.

Рисование «Нарисуй настроение», «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.

Пение логопедических распевок.

Игра приветствие.

III этап - заключительный

Игры «Кто больше знает вежливых слов», «Доброе утро».

Рисование «Волшебный цветик – семи цветик»

Занятие - развлечение «В королевстве кривых зеркал»

Игры – инсценировки «Телефонный разговор», «Невоспитанный Незнайка», «Пойдём и поищем волшебное слово», «Наша дружная семья»

Стенгазета «Этикет»


Индивидуальные консультации для родителей.

Литература:

«Азбука общения» Л. М. Щиплицина, О. В. Защиринская

«Детский этикет» О. В. Корчинова.

«Уроки этикета и вежливости для детей» Е. Черенкова.

«Этикет от А до Я» Н. В. Чудакова.

«Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» С. О. Николаева.

«Новые правила поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева, О. М. Журавлёва.

«Это Вам родители» А. О. Пинт

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С. В. Петерина

«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько и т. д.

Задачи: развивать у старших дошкольников потребность в познании социальной действительности; познакомить с понятием «этикет»; формировать представления о навыках социально одобряемого поведения на основе художественных произведений; формировать умения размышлять о музыке, её характере, моделировать музыкальный образ с помощью средств художественной выразительности (слово, изобразительное искусство); воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, аккуратность, честность, вежливость.

Предварительная работа: чтение художественных произведений с последующим обсуждением, просмотр иллюстраций к ним; дидактические игры: «Оцени поступок», «Герои сказок», «Хорошо - плохо», «Можно - нельзя»; речевые игры: «Сочини сказку», «Придумай своё завершение», «Представь, что ты герой сказки…»; проведение нравственно-этических бесед; слушание музыки; установление правил поведения в группе; подготовка презентации «Сказки учат».

Материал: мультимедийная установка; презентационный, тематический материал; льдинки на плоской ёмкости; репродукции картин; белый лист бумаги, цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки).

Ход интегрированного занятия

Воспитатель (В.). Ребята, поздоровайтесь, пожелайте друг другу здоровья.

А ещё поздороваемся с нашим большим экраном, который будет нам помогать, показывать и подсказывать.

Послушайте, что я вам расскажу. За высокими горами, за синими морями, за дремучими лесами, не на небе, на земле, на лесной опушке в сказочной избушке живёт Волшебник по имени ЭТИКЕТ. Как вы думаете, кто это, что это за слово «этикет»? (Ответы детей.)

Этикет - это установленный порядок поведения человека в обществе. Этикет учит, как нужно вести себя в общественных местах: в кинотеатре, в магазине, на улице, в гостях.

Волшебник Этикет очень любит сказки, особенно те, в которых герои помогают друг другу, дружат, заботятся. Посмотрите на экран, как эти сказки можно охарактеризовать? (Добрые, весёлые, разноцветные, хорошие.)

Но среди сказок и рассказов есть такие, где герои совершают плохие поступки, они проказничают, обманывают, обижают. Посмотрите, экран показывает, что эти сказки какие? (Грустные, серые, скучные, бесцветные.)

Как вы думаете, когда волшебник Этикет читал такие серые сказки, что с ним происходило? (Он переживал, расстраивался и даже плакал.) Смотрите на экран, он плакал, и его слёзы превращались в маленькие льдинки. Потрогайте их, какие они? (Холодные, колючие, мокрые, твёрдые, серые.) Мы с вами попробуем развеселить волшебника, растопим льдинки.

Присаживайтесь на стулья. Давайте посмотрим, какие же сказки расстроили волшебника. Герои из какой сказки сейчас на экране? (Три медведя.)

Как вы думаете, что не понравилось волшебнику в поступках героя? (Ответы детей.)

Правильно, так поступать нельзя. Посмотрите, какие правила нам предлагает экран? («Не бери чужого», «Спрашивай разрешения»). Какое правило мы возьмём с собой в группу? (Ответы детей.)Молодцы, я думаю, что после ваших ответов льдинки начинают таять.

Есть ещё один рассказ, в котором поведение мальчика не понравилось волшебнику. Послушайте маленький отрывок. «К нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, сразу понял, что никуда я с мамой не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа, а на шляпе - наша каша».

Помните название этого рассказа? (Ответы детей.) Это рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Как можно объяснить это выражение? Что мальчик сделал плохо? Как вы думаете, как можно было поступить в таком случае? (Ответы детей.) Давайте прочитаем правила на экране и запомним их. («Не обманывай», «Говори правду».)

Посмотрите на льдинки, как вы думаете, что с ними происходит? Почему? (Ответы детей.)

Волшебник немного успокоился и предлагает нам отдохнуть, понаблюдать за бабочкой глазами.

Дети стоят перед экраном. Проводятся упражнение на снятие зрительного утомления.

В. Ребята, смотрите, на экране герой сказки, который не угодил волшебнику. Из какой он сказки? (Ответы детей.) Да, эта сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Чем же поведение мальчика не понравилось Волшебнику? А вы не расстраиваете свои мам? Вы всегда аккуратные и чистые? (Ответы детей.) Сейчас проверим. Если вы считаете, что утверждение верно, поднимайте руки вверх и говорите «да», если нет - махайте рукой и говорите слово «нет». Готовы?

Утром умываемся и делаем зарядку.

Чистим зубы по вечерам.

Надо гулять и ходить пешком.

За стол садимся с немытыми руками.

Носовой платок и расчёску никому не даём.

Обувь надо чистить каждый день.

Вещи нужно содержать в порядке.

Грязные вещи складываем в шкаф.

Чистота - залог здоровья!

Молодцы, внимательные! Уверена, что вы всегда аккуратные!

Пожалуй, экран с вами согласен, вы, любите чистоту и порядок. А мальчик из сказки не любил, поэтому и все вещи от него убежали. Давайте покажем, как.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка в - печку!

Я за книжку, та бежать

И вприпрыжку

Под кровать.

Дети передают движения.

Что же нам говорит экран, какие правила предложит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Посмотрим, правы ли вы. («Не будь грязнулей», «Будь аккуратен».)

Давайте подойдём к льдинкам и посмотрим, как они уменьшаются. Мы обязательно их растопим и развеселим волшебника Этикета.

А сейчас посмотрим видеосюжет.

В. Из какого рассказа этот мальчик? (Ответы детей.) Да, это рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово». Что же мальчик делал не так? Почему ему никто ничего не давал? Чему его научил мудрый старичок? (Ответы детей.) Правильно, он научил его говорить слово «пожалуйста», говорить: тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Давайте станем парами, возьмёмся за руки и, глядя в глаза друг другу, скажем тихо «пожалуйста». Е:щё раз скажем громче и улыбнёмся. Если вы всегда будете так говорить, у вас будет много хороших друзей.

Попробуйте вспомнить другие волшебные слова, которые нужны нам каждый день. (Дети называют, на экране появляются такие же вежливые слова.)

На мой взгляд, вы очень вежливые, знаете правила этикета, уважаете друг друга. А сейчас посмотрим правила. («Не груби», «Будь вежлив».) Надо обязательно их запомнить и не нарушать.

Ребята, разные ситуации, которые происходят в жизни, заставляют нас думать о том, как надо поступить и что сказать. Люди, которые знают правила этикета, добрые, они любят читать книги, любоваться природой, слушать стихи и хорошую музыку. Давайте мы с вами присядем и послушаем музыку, а вы подумаете, о чём она рассказывает.

Звучит произведение Э. Грига «Утро». Дети, прослушав музыку, подходят к столам. Музыка в тихом звучании включается второй раз. Одна подгруппа детей выбирает из предложенных репродукций картины, которые соответствуют музыке, вторая - выбирает и выкладывает на белый лист бумаги предложенные цветные формы предметов (сердечки, цветы, звёздочки, капельки, листики, бабочки, тучки, лучики, флажки). После выполнения заданий, подгруппы обмениваются мнениями.

В. Присядьте на ковёр в круг, и мы посмотрим на льдинки, удалось ли нам их растопить. Почему они не все растаяли? Как вы думаете? Что надо делать, помнить, выполнять, понимать? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами превратим их в яркие звёздочки, хотите?

Дети берут льдинку на ладошку и говорят слова: «Льдинки-слезинки растопитесь и в звёздочки превратитесь». На экране появляются звёздочки.

В. Получилось! Слезинок больше не будет, будут улыбки, смех, дружба.

Мы с вами сделали много хорошего, помогли волшебнику Этикету. Смотрите, он нас благодарит, радуется, что вы подарили ему звёздочки. Скажите ему до свидания, до новой встречи.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста подготовила Капкович Е.