Образовательный портал. Перспективный план по экологическому воспитанию на год для первой младшей группы Планирование по экологическому воспитанию в ясельной группе

  • 14.10.2019

Посади огород» - овладение действием замещения.
«Узнай на вкус» -
«Угадай растение по описанию» -
«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.
«Лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания
«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое



«Когда это бывает» -
«Угадай, чей хвост» -

Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.
«Кто, что любит» (домашние животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.
«Угадай, что в руке» (игр. упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.
«Когда это бывает» - учить по словесному описанию, находить нужные картинки.
«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.
«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название комнатных растений

Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.
«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.
«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки.
«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)
«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами.

«Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность
«Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.
«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.
«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) - закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).
«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.

Перспективное планирование
по экологическому воспитанию

(младшая группа)

Наумова Олеся Михайловна

Сентябрь.

Занятие 1. " Прогулка по участку детского сада."

Цель- знакомство с временем года-осенью, с сезонными изминениями в природе, с деревьями и кустарноками, растущими на участке детского сада.

Занятие 2. " Овощи."

Цель- познакомить детей с овощами (морковь, капуста, огурец, помидор, кабачок, редис. репка, баклажан, картофель).

Занятие 3. "Фрукты."

Цель- познакомить детей с фруктами и ягодами (яблоки, груши, сливы, виноград, вишня,клубника).

Занятие 4. "Осмотр цветника детского сада."

Цель- познакомить детей с цветами, растущими в цветнике (петуния, чернобривцы, циннии), показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы.

Октябрь.

Занятие 1. "Комнатные растения".

Цель- познакомить детей с экологическим уголком, с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у растений есть корень, стебель, листья, что они живые существа.

Занятие 2. "Аквариум".

Цель- познакомить детей с мини-водоёмом- аквариумом. Дать представление, что аквариум это дом для рыбок и водных растений. Рыбки-живые существа(они плавают, едят, растут, размножаются). Рассматривание рыбки.

Занятие 3. "Хомячок".

Цель- познакомить детей с животным миром экологического уголка- хомячком. Формировать представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определённом уходе, условиях жизни, которые создаёт человек и делает их похожими на естественные природные условия, к которым хомячок приспособлен своим строением и поведением.

Занятие 4. "Попугай".

Цель- познакомить детей с попугаем. Дать понять, что за попугаем нужно ухаживать, чистить клетку, кормить и поить его, выпускать полетать. Дать знания о внешнем виде птиц, функциях некоторых частей их тела.

Занятие 5.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе. Обратить внимание детей на то, что стало с листьями на деревьях, с травой.

Ноябрь.

Занятие 1. "Вода".

Цель- познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течёт, растекается, льётся, бывает холодная, тёплая, горячая.) Дать понять для чего нужна вода человеку.

Занятие 2. "Домашние животные". (кошка, собака)

Цель- познакомить детей с внешним видом кошки и собаки, с особенностями их поведения, показать,что их жизнь связаны с человеком, он создаёт им все условия(кормит, ухаживает). Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Занятие 3. "Дикие животные".

Цель- дать первоначальные сведения о лесе (кто живёт в лесу?). Учить детей находить на картинках, узнавать и называть животных, известных им по сказкам. Вызвать интерес к лесным обитателям. Воспитывать бережное отношение к ним.

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе. Дать понятие о листопаде.

Декабрь.

Занятие 1. "Жизнь лесных зверей зимой".

Цель- познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями жизни зимой зайца, лисы, медведя (что едят, как добывают корм. как спасаются от врагов). Воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.

Занятие 2. "Зимующие птицы".

Цель- познакомить детей с зимующими птицами: воробьи, сороки, снегири, вороны, голуби, с особенностями их поведения. Дать понятие о том, какую пользу приносят птицы (поедают вредных насекомых) .

Занятие 3. "Рост и развитие растений. Посадка лука".

Цель- познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Дать понятие о том, что лук полезен (много витаминов) .

Занятие 4 . Праздник ёлки на участке детского сада. Участие в акции -"Ёлочка- зелёная иголочка".

Январь.

Занятие 1. "Мы в лес идём".

Цель- формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Продолжать знакомить с моделью маскировки.

Занятие 2. "Не живая природа. Знакомство с песком".

Цель- познакомить детей с песком, со свойствами мокрого и сухого песка.

Занятие 3. "Домашние животные и птицы".

Цель- познакомить детей с тем, что курица в селеньях -домашняя птица, она несёт яйца, куры дают человеку так же мясо и пух. Человек выращивает кур, ухаживает за ними. Без человека домашняя птица жить не может.

Занятие 4 . Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изминениями в природе (зима, снег, сугробы, лёд). Наблюдение за птицами в это время года.

Февраль.

Занятие 1. "Домашние животные". (коровы, козы)

Цель- познакомить детей с домашними животными: коровой и козой, с их внешним видом, особенностями поведения, сравнить козу и корову, выявить сходства и отличия. Дать представления, что удомашних животных зимой появляются детёныши.

Занятие 2. "Комнатные растения".

Цель- продолжать знакомить детей с комнатными растениями. Дать знания об уходе за ними(рыхлить, поливать, протирать листья, устраивать душ) .

Занятие 3. "Что растёт и кто живёт в лесу".

Цель- продолжать знакомить детей с лесом. Учить узнавать растения и животных по картинке. Вызвать интерес к лесным обитателям.

Занятие 4. "Целевая прогулка по участку детского сада".

Цель- продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Февраль- последний месяц зимы.

Март.

Занятие 1. "В гости к деревьям".

Цель- продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада (тополь), дать понятие о структуре дерева (есть корни, ствол, ветки, листья и плоды). Ствол покрыт корой, весной на ветках распускаются почки.

Занятие 2. "Дикие животные". (белка)

Цель- познакомить детей с белкой, с особенностями её внешнего вида, повадок, чем питается. Рассматривание белки на картинке.

Занятие 3. "Первые садовые весенние цветы (тюльпаны, нарциссы)".

Цель- познакомить детей с первыми весенними садовыми цветами, с особенностями их строения. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- познакомить детей с временем года-весна.

Апрель.

Занятие 1 . "Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной.".

Цель- уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детёнышей, некоторых особенностях их образа жизни весной, познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу, формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу.

Занятие 2. "Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик".

Цель- уточнить знания детей о весенней траве (зелёная, нежная, шелковистая) и одуванчике (жёлтый, круглый, похожий на солнышко), об условиях, необходимых для роста растений (солнце, вода, тепло, земля)ю. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Занятие 3. "Беседа о живом и не живом".

Цель- сформировать обобщенное представление о живом организме как целостном образовании и его существенных свойствах: питании, дыхании, движении, развитию. Учить находить признаки живого в растениях и жывотных.

Занятие 4. Экскурсия по участку детского сада.

Цель- продолжать наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Май.

Занятие 1. "Зоопарк". (зоологическая игра)

Цель- продолжать знакомить детей с дикими животными, использую различные иллюстрации, дать понятие о том, что разные животные живут в разных климатических условиях (белый медведь-на Севере, верблюд- в пустыне). Закркпить полученные знания.

Занятие 2. "Неживая природа". (глина)

Цель- познакомить детей с глиной, со свойствами сухой и мокрой глины, рассказать о том, что можно делать из глины.

Занятие 3. "Птицы".

Цель- продолжать знакомить детей с птицами, прилетающих на площадку, с их внешним видом и повадками.

Занятие 4. "Что меня окружает".

Цель- закрепить знания детей об окружающей природе, дать возможность самостоятельно высказывать свои мысли и демонстрировать знания о растениях, животных, птицах, насекомых.

You have no rights to post comments

Программа кружка по экологии для 2 младшей группы

Пояснительная записка

Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, чтоэкологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Н апример, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

    Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

    Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

    Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

    Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

    Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

    Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

    Наглядные методы:

    экскурсии, целевые прогулки;

    наблюдения;

    показа сказок (педагогом, детьми);

    рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

    проведение дидактических игр;

    Словесные методы:

    чтение литературных произведений;

    беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

    Игровые методы :

    проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

    загадывание загадок;

    Практические методы

    организация продуктивной деятельности детей;

    оформление гербария растений, плодов;

    постановка сказок, отрывков литературных произведений;

    изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .:

    Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

    Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

    Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки.

Перспективный план работы кружка 2013 – 2014 учебный год

Дата

тема

задачи

Сентябрь
1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

«Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь
1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь
1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь
1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки,

Январь
1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль
1 неделя

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март
1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,« Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры
«Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель
1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май
1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика, игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».

Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.юдва,три к дереву беги»

Воспитанник должен

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Перспективный план игр по экологическому воспитанию в 1-ой младшей группе.

Сентябрь «ИГРАЕМ С ПЕСКОМ»

Закрепление знаний о

свойствах сухого песка;

знакомство с качествами

предметов – размером, формой.

    Формировать умение обследовать материал.

    Развивать зрительно – слуховые связи, моторику рук, координацию движений.

    Центр «Вода-песок»

    Мелкие игрушки (шарики, кубики).

«Постройка домика для зайчика»

Закрепить представления о сухом и влажном песке. (сухой – сыпется, влажный – лепится).

    Формировать представление о размере (большой – маленький)

    Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Мелкие игрушки зайчики по количеству детей.

    Центр «Вода-песок»

«Лисичка в гостях у ребят»

Закрепить умение определять свойства сухого (сыплется) и влажного (держит форму) песка.

    Формировать умение набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить умение пользоваться ситом.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

    Игрушка – лисичка.

    Крупные бусины по количеству детей.

    Сита.

    Лейка с водой.

    Центр «Вода-песок»

«День рождение куклы Кати»

Упражнять в выкладывании форм из влажного песка.

    Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им.

    Кукла.

    Формочки.

    Совки.

    Центр «Вода-песок

Октябрь «ЗДРАСТВУЙ ОСЕНЬ»

1. Продолжать формировать понятия

«большой», «маленький».

2. Развивать умение соотносить слова и

движения.

3. Упражнять в проговаривании слов, фраз за воспитателем.

4. Воспитывать любовь к родной природе.

1. Кленовые листья.

«С какого дерева листок»

Развивать умение узнавать деревья по форме листа (клён, берёза).

    Формировать умение соотносить форму листа с названием дерева.

    Ввести в активный словарь слова – клён, берёза.

    Воспитывать бережное отношение к миру растений.

    Деревья на участке

а) клён

б) берёза

«Чудесный мешочек»

Упражнять в умении различать по внешнему виду овощи (фрукты), называть их.

    Узнавать овощи (фрукты) в натуре и на картинках и называть их.

    Понимать и использовать в речи обобщённые слова «овощи», «фрукты».

    Развивать активный словарь.

    Муляжи овощей (фруктов)

    Картинки овощей (фруктов)

«Угадай на вкус»

Закрепить умение различать овощи (фрукты) по внешнему виду, на ощупь, на вкус.

(2-3 вида)

    Закрепить умение узнавать овощи (фрукты) на вкус без опоры на зрительное восприятие.

    Развивать общую моторику, тактильные ощущения.

    Развивать активный словарь.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи (фрукты)

    Тарелка с кусочками овощей.

    Шпажки.

Ноябрь «ВОДИЧКА - ВОДИЧКА»

1.Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

2 Развивать логическое мышление, память, внимание.

3.Воспитывать бережное отношение к воде.

1. комнатное растение с сухим комом земли.

2. лейка с водой

д/и «Кому нужна вода»

Закрепить знания детей о назначении воды в жизни человека, животных, птиц.

    Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

    Развивать логическое мышление, память, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Карточки

«Кто живёт в воде?»

«Кто пьёт воду?»

«Что поливают водой?»

Игра – опыт «Тонет – плавает»

Познакомить со свойствами дерева и камней. Дерево лёгкое, оно плавает в воде. Камень тяжёлый – тонет.

    Формировать умение действовать с природными материалами.

    Центр «Вода – песок»

    Деревянные игрушки.

    Камушки.

    Резиновый утёнок.

П/и «Ходят капельки по кругу»

Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

    Упражнять в ходьбе, беге взявшись за руки, двигаясь по кругу в хороводе.

    Развивать фантазию, воображение.

    Воспитывать желание играть со сверстниками.

    Маска – тучка.

    Музыка, напоминающая дождь.

Декабрь «У КОРМУШКИ»

Узнавать птиц на картинках и называть их.

Ввести в активный словарь слова обозначающие названия птиц.

    Картинки с изображением птиц:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

«Что делают птички»

Продолжать знакомить с птицами и их повадками.

    Развивать связанную речь.

    Упражнять в имитации движений птиц.

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Сюжетные картинки на которых изображены разные действия птиц.

«У кормушки»

Упражнять в умении отличать птиц по внешнему виду.

    Упражнять в названии знакомых птиц и умении отличать их друг от друга.

    Активизировать словарь по теме.

    Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1. Картинки с изображением птиц или игрушки:

а) воробей

б) голубь

в) ворона

п/и «Птички»

Продолжить знакомство с птицами и их повадками.

    Формировать умении действовать по команде взрослого.

    Упражнять в произношении звуков (имитации птичьих голосов)

    Воспитывать интерес к миру птиц.

    Эмблемы с изображением знакомых птиц.

    Усложнение: маска кошки.

Январь «СНЕГ, СНЕЖОК»

Формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Игрушка – Дед Мороз

    Снежный ком.

    Подносы.

    Формочки.

    Совочки.

«Снеговик в гостях у ребят»

Закрепить знания о свойствах снега: он лепится, в тёплых руках тает и превращается в воду.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Воспитывать положительное отношение к персонажу.

    Снеговик из снега.

    Формочки.

    Совочки.

    Подносы.

    Снег в тазу.

«Леденцы для Деда Мороза»

Дать представление о свойстве воды превращаться в лёд.

    Упражнять в названии основных цветов.

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

    Прозрачные стаканчики (3шт.)

    Гуашь (красная, жёлтая).

    Вкладыши из под шоколадных конфет.

    Игрушка Дед Мороз.

«Волшебная сосулька»

Закрепление знаний о свойстве льда.

    Продолжить формировать навык практического экспериментирования с разными материалами.

    Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

    Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе.

    Игрушка Дед Мороз.

    Сосульки.

    Подносы.

    Салфетки.

Февраль «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Развивать умение узнавать на картинках домашних животных и называть их.

    Развивать мелкую моторику.

    Воспитывать усидчивость, внимание.

    н/п игра «Зоологическое лото»

«Кто как кричит?»

Узнавать знакомых животных по звукоподражаниям.

    Упражнять в произношении звукоподражаний.

    Игрушки животные: собака, кошка, корова, курица и др.

    Ширма.

«Чей малыш?»

Закрепление знаний о животных и их детёнышах.

    Продолжить формировать обобщённое понятие «детёныши»

    Ввести в активный словарь слова обозначающие названия детёнышей.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки животные и их детёныши:

Собака – щенок

Кошка – котёнок

Корова – телёнок и др.

«Что перепутал художник?»

Закрепление знаний о домашних животных о месте их обитания.

    Закрепить умение узнавать и называть животных.

    Расширять знания о месте их обитания.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Панно «Деревня – лес»

    Домашние и дикие животные (картинки).

Март «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вызвать активное сочувствие к больному зайчику, желание помочь. Радоваться и получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Упражнять в прыжках из обруча в обруч.

    Упражнять в подпевании.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушка заяц.

    Обручи (4шт.)

    Маска зайца.

«Помоги белке»

Побуждать к активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе.

    Обогащать представления о животном – белке.

    Упражнять в умении действовать по сигналу.

    Воспитывать умение правильно вести себя в природе.

    Игрушка белка.

    Грибы, шишки.

    Корзинки.

«Кто где живёт?»

Совершенствовать знания о животных и местах их обитания.

    Активизировать в речи слова обозначающие места обитания животных (нора, берлога…)

    Развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к миру животных.

н/п игра «Кто где живёт?»

«Зоопарк»

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

    Закрепить знания о диких животных.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к миру животных.

    Игрушки - дикие животные.

    Строительный материал.

Апрель «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

Развивать связанную речь.

Комнатные растения: фиалка, фикус.

п/и «1,2,3 к дереву беги»

Упражнять в умении различать деревья по внешнему виду.

    Ввести в активный словарь слова (берёза, клён, ель).

    Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать любовь к родной природе.

    Деревья на участке д/с.

а) берёза

б) ель

в) клён.

«Какого растения не стало»

Упражнять детей в различении растений по внешнему виду.

    Закрепить знания о комнатных растениях.

    Развивать зрительную память.

    Воспитывать интерес к миру растений.

Комнатные растения 2 -3шт.

«Чудесный мешочек»

Упражнять в узнавании овощей (фруктов) по характерным признакам.

    Развивать умение узнавать овощи (фрукты) на ощупь.

    Упражнять в отгадывании загадок.

    Развивать тактильные ощущения.

    «Чудесный мешочек»

    Овощи: морковь, лук, огурец.

Май «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»

Совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности.

Развивать связанную речь.

Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.

  1. Мел.

«Цветы»

Вызвать желание беречь цветы, украшающие наш город.

    Активизировать словарь по теме.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать уважение к труду людей, посадивших цветы.

Игру проводить у клумбы.

«Стрекозы, бабочки, кузнечики»

Прививать желание не причинять вреда насекомым.

    Закрепить умение слушать не большой рассказ взрослого.

    Упражнять в прыжках, беге не наталкиваясь друг на друга.

    Воспитывать желание радоваться красоте всего живущего на земле.

Наблюдения за насекомыми.

«Когда это бывает?»

Закрепление знаний о временах года, их характерных признаках.

    Развивать связанную речь.

    Развивать внимание, находчивость, выдержку.

    Воспитывать дружеские отношения.

н/ п игра «Времена года»


Примерный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе

Тема

Цель

Форма работы
1 2 3 4
Мониторинг (

сентябрь
1 Овощи, фрукты Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Драматизация сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 2 Цветы на клумбе. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 3 Травушка- муравушка. Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Рисование: «Травка для зайчат». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно- бросового материала. 4 Солнышко лучистое. Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце. Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Октябрь
1 В гости к деревьям. Познакомить детей с деревьями (береза, рябина, клен), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья, корень. Экскурсия по экологической тропе. Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях. Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу». Слушание песни «Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев. Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке. Чтение произведения Пришвина «Листопад». 2 Комнатные цветы в уголке природы. Расширять представления детей о комнатных цветах (фикус). Упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомыми (герань). Познакомить с разными способами ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям. Дидактические игры: «Покажем Мишке уголок природы», «От какого растения листья?» (с использованием моделей). 3 Дождик, лей, лей! Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы. Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Рисование «Идет дождь». Заучивание потешки «Радуга-дуга». Закличка «Дождик, лей, лей, лей»
ноябрь

1 Золотая осень. Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды. Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень». Беседа об осени. Рисование «Листопад». 2 Кто живет в лесу. Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них. Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя». Чтение «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина. Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша». 3 Ветер. Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер». Игры с султанчиками, бег с ленточками.
Декабрь
1 Котенька-коток и его друзья. Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички» по русской народной сказке «Кисонька мурысонька». Настольный театр «Волк и семеро козля». Рассматривание картин с изображением домашних животных. Сказка «Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки», «Что дает корова», «Кто живет на бабушкином дворе». 2 Зимний лес полон чудес. Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных. Путешествие в зимний сказочный лес. Чтение «Зачем зайчику другая шубка?». Лепка «Зайка беленький сидит». Загадки о животных. Рассматривание картины «Зайцы в лесу». 3 Водичка-водичка. Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду. Потешка «Водичка-водичка». Беседа «Для чего нужна вода?». Опыт: «Таяние снега, замерзание воды». Изготовление цветных льдинок. Узнаем какая вода.
Январь
1 Курочка-Ряба и ее соседи. Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам. Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково». Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси». Рисование «Заборчик для Петушка» (по ил. Ю.Васнецова к потешке «Петушок»). 2 Пернатые друзья. Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синица, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот». Игра- забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке. Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида. Рассматривание картины «Таня и голуби». Рассматривание иллюстраций с
изображение птиц. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «Голуби и воробьи». 3 Воздух вокруг нас. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.
Февраль
1 Где живет золотая рыбка. Познакомить детей с некоторыми названиями рыб. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Развивать умения видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение. Воспитывать желание ухаживать за рыбками. Беседа о рыбках. Наблюдения за рыбками. Рассматривание иллюстраций с рыбками. Игра «Хорошо – плохо». Рисование «Рыбки в аквариуме». Чтение «Где спит рыбка» - Токмаковой И. 2 Волшебница зима. Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому. Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад». Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер». Наблюдение за погодой на участке. 3 Снеговичок. Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника (света) тепла. Рассматривание картины с зимним пейзажем. Беседа о зиме. Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке. 4 Посадка лука. Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним. Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.
Март
1 Весна пришла. Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». 2 Я – человек. Познакомить с телом человека, его строением. Дать представление об органах чувств, их охрана и назначение. Развивать сенсорную чувствительность разных органов чувств. Рассматривание книги «Мое тело». Беседа. Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу». Развлечения: «Веселые человечки играют», «Нарисуй свой портрет», «Наши помощники». 3 Береги живое. Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе. Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек». Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне». 4 Какой песок, какая глина. Познакомить со свойством и качеством песка, глины. Создать условия для их выявления. Учить делать логические выводы. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины. Опыт с песком и глиной. Рассматривание песка и глины. Выставка глиняных игрушек. Игры с песком. Лепка пирожков и печенья. Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие».

Апрель
1 Экологическая тропинка. Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе. Целевая прогулка по объектам экологической тропинки. Разучивание стихотворений о природе. Рассматривание картины «Весна». Рисование «Одуванчики на траве». Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька». 2 Насекомые – маленькие помощники. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы. Чтение «Божья коровка» - потешка. Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Чтение рассказа «Пестрые крылья» из книги Плешакова «Зеленые страницы». Отгадывание загадок. 3 Посев семян гороха, лука в огороде. Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ними. Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек. Загадки. Чтение художественной литературы. Наблюдение за ростом и развитием посаженных семян. Зарисовки.
Мониторинг (
заполнение персональных карт развития детей)
май
1 Природа наш родной дом. Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы. Экскурсия по участку детского сада. Наблюдение. Дидактическая игра «Берегите природу». 2 Нужные вещи из ненужных вещей. Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы. Рассматривание игрушек, предметов. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного. Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано». 3 Игрушки и предметы из бумаги и древесины. Познакомить со свойством и качеством бумаги и древесины. Опыт с бумагой. Опыт с древесиной. Рассказ о бумаге и древесине. Рассматривание иллюстраций предметов. Дидактическая игра «Найди и покажи».