Проект природа пермского края для подготовительной группы. Проект «Мой город - Пермь

  • 28.10.2019

Ресурсное обеспечение:

    Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае

    Фотографии улиц родного города

    Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, заводы, памятники, театры, музеи.

    Карты города Перми и Пермского края

    Видеофильмы о городе Перми и Пермском крае.

    Книги пермских писателей и поэтов

    Музыка, песни Пермских композиторов

    Картины и иллюстрации пермских художников

    Дидактические и подвижные игры

    Куклы в национальных костюмах

Участники проекта:

    Воспитатель

    Дети старшей и подготовительной групп

    Родители воспитанников

Ожидаемые результаты:

    Дети должны знать и называть свой город, край, район, близлежащие улицы; достопримечательности города, Пермского края; флору и фауну

    У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым

    Вовлечь семьи воспитанников в учебно-воспитательный процесс

    Разработать методические и дидактические пособия по патриотическому воспитанию

    Активизировать знания родителей по вопросу патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Модель трех вопросов

Что знаем и умеем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать,чтоб узнать?

Что живем в городе Перми;

Знаем свою улицу;

— детские театры города Перми;

Что в Перми течет река Кама;

Какие деревья растут в нашем лесу;

Какие водятся животные и птицы.

Кто основал город Пермь и как он назывался раньше;

Познакомиться с символикой города Перми;

Достопримечательности города Перми;

Какие улицы есть в нашем городе;

Какие заводы есть в Перми и Пермском крае;

Узнать писателей и художников Пермского края;

— узнать о выдающихся людях города Перми;

Узнать больше о животном и растительном мире Пермского края;

Узнать какие полезные ископаемые есть в Пермском крае и как их добывают;

Понять почему люди живущие в городе Перми гордятся своей Родиной.

Рассматривать иллюстрации о Перми и Пермском крае;

Смотреть документальные фильмы о Перми;

Беседовать о Перми;

Провести выставки рисунков о Перми;

Провести викторины о Перми и Пермском крае;

Создать газеты о Перми и ее жителях;

Дата

Тема

Сентябрь

Октябрь

Моя малая Родина

Беседа о районе (улицах, зданиях, культурных и промышленных центрах)

Рассматривание карты района

Создание фотоальбома «Район раньше и теперь»

Составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Экскурсия по улице Веденеева

Конструирование из лего « Мой район»

Ноябрь

История возникновения города

Рассказ «Как возник город Пермь»

Создание фотоальбома «История Перми»

Декабрь

Путешествие по родному городу»

Беседа «Достопримечательности Перми»

Создание фотоальбома «Культурные центры Перми»

Изготовление макета города Перми

Лепка «Кто живет в зоопарке»

С-р игра «Цирк»

Д/и «Экскурсовод»

Январь

Февраль

Они прославили наш город

Беседа о выдающихся людях города Перми

Создание фотоальбома «Знаменитые люди нашего города»

Выпуск газеты «Кем работают мои родители»

Составление рассказов «Кем я хочу стать»

Март

Апрель

Писатели, поэты, художники Пермского края

Организовать выставку книг писателей Пермского края

Чтение сказок разных народов Пермского края

Чтение сказок Бажова

Чтение стихов и слушание песен о городе Перми

Рассматривание репродукций картин Пермских художников

Создание галереи рисунков «Мой любимый город»

Май

Боевая слава города

— изготовление праздничных открыток,

— встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

— беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Беседа «Памятники города Перми»

Викторина «Что мы знаем о Перми»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Знакомство с символикой города Перми и Пермского края

Знакомство с флагом и гербом Пермского края

Закрашивание герба города Перми

Рисование «Герб семьи»

Октябрь

Ноябрь

Природа Пермского края

Рассматривание карты Пермского края

Беседа «Растения Пермского края»

Создание альбома «Лекарственные травы Прикамья»

Рассказ о заповеднике «Басеги»

Рассматривание буклетов, журналов, демонстрация слайдов о природе Прикамья

Рисование «Лес — точно терем расписной»

Декабрь

Животный мир Пермского края

Рассматривание и чтение книг, энциклопедий, журналов о животном мире Пермского края

Создание альбома «Животные занесенные в красную книгу»

Лепка «Животные нашего леса»

Создание макета «Природа Прикамья»

Январь

Ископаемые Пермского края

Рассматривание коллекции ископаемых Пермского края

Создание мини-музея «Изделия из камней Прикамья

Беседа «Кунгурская пещера»

Чтение П. Бажова «Хозяйка медной горы»

Февраль

Народы Пермского края

Знакомство с людьми разных национальностей проживающих в Пермском крае

Выставка одежды, предметов быта народов коми, татар. русских

П/и разных народов

Слушание стихов, песен

Март

Беседа о правилах поведения в природе

Выставка плакатов «Береги родной край»

Апрель

Пермский край – моя Родина

Создание мини-проектов «За что я люблю свой город»

КВН «Пермский край – моя Родина»

Список литературы:

Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом , М.: ТЦ Сфера,1999

Бажов П. Серебряное копытце, изд-во Речь, 2015

Бажов П. Хозяйка медной горы, Стрекоза- Пресс, 2007

Бородинских Г.А. Пермь Великая г. Соликамск, 1994г.

Воробьев В.И. О черном аисте и белом подснежнике, Перм. Кн. Изд-во, 1987

Воробьев В.И. Капризка: Росмэн-Пресс, 2013

Кузьмин Л.И. Шагал один чудак: Пермь: Перм. Кн. изд-во, 1988

Кузьмин Л.И. Капитан Коко и зеленое стеклышко: Перм. Кн. Изд., 1968г.

МельчаковаС.С.Город в глубине России. Пермь: Пушка, 2010

Пермяк Е.А. Чижик-пыжик, Махаон, 2013

Пермяк Е.А. Дедушкина копилка, М.: ЭКСМО, 2009

Пермь от основания до наших дней. Исторические очерки. Пермь: Пушка, 2000

Пермь: 280 шагов по городу, Пермь: Пресс-центр, 2003

Пьянков Б. Лесная душа, Пермь: Звезда, 2003

Трутнева Е.Ф. Огоньки –снегири, стихи, Детская лит-ра, 1974

Трутнева Е.Ф. Золотой дождик, стихи, Пермь: Кн. Из-во, 1984

Трутнева Е.Ф. Проталинки, стихи, М.: Детгиз, 1958

Трутнева Е.Ф. Родина, Пермь: Пермьгиз, 1945

Федин С.Н. Игры нашего детства, Айрис- Пресс, 2006

Черных Е.А. , Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. Пермь, Пушка, 2001

Сказки Прикамья, Пермское книжное издание, 1972г.

Имена героев на карте пермского края, брошюра, Пермь, 2012г.

Целью проекта является формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий – игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Березнева О.Н., Гилева К.В., Куликова К.В.,

воспитатели,

Колчанова Л.П.,

методист

МАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми

ПРОЕКТ

«Знакомство с городом Пермь через инновационные технологии»

Продолжительность проекта:

Среднесрочный: 6 месяцев

Тип проекта:

Практико-ориентированный, игровой

Участники проекта:

Дети всех возрастных групп; родители; воспитатели, специалисты, администрация ДОУ.

Сроки реализации проекта:

15.03.2016 г. - 15.10.2016 г.

Цель проекта

Формирование познавательного интереса к родному городу у педагогов, детей и родителей с помощью инновационных интерактивных технологий - игр и мультфильмов, созданных творческими группами педагогов в компьютерных программах.

Задачи проекта

  1. Разработать и создать анимационный мультфильм «Зеленая линия города Перми» на основе программы PowerPoint, настольно - печатные и компьютерно - интерактивных игры по маршруту «Зеленая линия города Перми» для ДОУ.
  2. Повышение компьютерной грамотности педагогов через обучение создания анимационных мультфильмов и интерактивных игр.
  3. Формировать навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.
  4. Формирование у детей интереса к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, знакомством с историческими объектами с помощью инновационных интерактивных игр и мультфильмов.

Актуальность темы.

В ДОУ проводятся систематические занятия по программе "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" на одном из модулей дети знакомятся с темами: «Как рос город Пермь», «Экскурсия по городу», «Герб города», «Музыка и театры», «Музеи города Перми», «Твоя книжка», «Пермь спортивная», «Народы Перми - одна семья», «Пермь - столица края», «Путешествие по Каме», «Ворота города Перми».

Анализируя полученные данные мониторинга, можно заметить, что требуется активизация деятельности по модулю «Pro-Пермь».

В тематическом плане разработано содержание для детей старшего и подготовительного возраста в соответствии с краеведческими, историческими, национальными особенностями региона. К сожалению модуль «Properm: Прогулки по городу» не доработан до конца: мало анимации, которая способствует повышенной заинтересованности детей при восприятии материала. Также не охвачен младший и средний дошкольный возраст. Благодаря нашим разработкам дети не только старшего и подготовительного возраста будут знакомиться с историей города, но и дети младшего и среднего возраста так же будут во влечены в процесс ознакомления с историей города. Проект направлен на формирование интереса и любознательности к родному городу на основе ознакомления с историей и культурой Перми, по средствам инновационных технологий через мультимедийные и интерактивные развивающие игры, экскурсионную деятельность.

Образовательный процесс осуществляется в игровой форме, способствует развитию основ логического и наглядно-образного мышления, формированию личностных качеств ребенка.

Реализуя проект, мы стремимся обучить педагогов создавать анимационные мультфильмы и игры при помощи смарт - доски. Дети всех возрастов ДОУ познакомятся с разработанными мультимедийными технологиями и расширят свои знания по истории города, что сформирует положительное отношение к родному краю. Мы считаем, что применение инновационных технологий таких как: анимационный мультфильм, пазлы- лего, интерактивные игры вызовут положительный эмоциональный отклик у всех участников образовательного процесса.

План реализации проекта:

  1. Проведение мониторинга знаний детей и родителей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Апрель 2016
  2. Создание мультимедийного мультфильма про пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия». Апрель - май 2016
  3. Просмотр мультфильма детьми всех возрастных групп. Июнь 2016г;
  4. Создание настольно - печатной игры - лото «Зеленая линия г. Перми» для детей старшего и подготовительного возраста. Май 2016
  5. Для детей младшего и среднего возраста создание лего - пазлов по объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия». Май 2016
  6. Обучение детей правилам настольных игр. Июнь 2016
  7. Создание компьютерно - интерактивных игр с помощью инновационных технологий на смарт - доске. Май 2016
  8. Разработка плана экскурсии. Май - июль 2016
  9. Проведение для старшего и подготовительного возраста небольшой экскурсии по нескольким объектам пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши». Июнь, август 2016
  10. КВН - игра «город Пермь». Для детей старших и подготовительных групп. Сентябрь 2016
  11. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Октябрь 2016

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный.

  1. Выбор темы. Обозначение проблемы.
  2. Изучение методической литературы по истории города и объектах пешеходного туристического маршрута «Зеленая линия» педагогами ДОУ.

2 этап - организация деятельности.

  1. Организация предметно - развивающей среды по проекту.
  2. Распределение обязанностей по реализации проекта между организаторами проекта:
  3. Проведение мониторинга знаний детей о достопримечательностях города Перми на начало проекта. Воспитатели.
  4. Создание настольно - печатных игр. Куликова К.В., родители
  5. Создание компьютерно - интерактивных игр. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  6. Создание анимационного мультфильма. Березнева О.Н., Гилева К.В.
  7. Разработка плана экскурсии. Куликова К.В.
  8. Разработка КВН - игры г. Пермь. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  9. Проведение КВН - игры. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  10. Мониторинг результатов завершения проекта и анализ полученных данных. Куликова К.В., Березнева О.Н., Гилева К.В.
  11. Согласование положений мероприятий и сценариев, сроков проведения с административной командой.

3 этап - осуществление деятельности

Организаторам проекта:

  1. Организация и проведение мероприятий в соответствие с планом проекта.

Воспитателям:

  1. Работа в помощь организаторам в рамках реализации проекта в соответствии с планом.
  2. Организация детей и родителей на мероприятия согласно плану мероприятий.
  3. Пополнение РППС по тематике.

Работа с детьми:

  1. Беседы:

Пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия»

Объекты «Зеленой линии»

  1. Обучение настольным играм по историческим объектам «Зеленой линии»
  2. Проведение экскурсии к Драматическому театру и скульптуре «Пермяк соленые уши»
  3. Проведение КВН - игры.

Работа с родителями:

  1. 1 . Привлечение родителей к участию в мероприятиях проекта.

2. Оформление памяток, папок-передвижек, информационных досок пешеходному туристическому маршруту «Зеленая линия».

3. Воспитание положительного отклика и заинтересованности на мероприятия ДОУ.

4 этап - итоговый .

КВН - игра для старшего и подготовительного возраста детей.

Составление аналитического отчёта по проекту. Составление медиатеки по историческим местам г. Перми.

Презентация опыта работы в рамках городских мероприятий департамента образования г. Перми.

Индикаторы и показатели достижения целей и задач проекта

  1. В реализации проекта принимают участие: воспитанники МАДОУ «Детский сад №238», ул. Советская 118; родители воспитанников; сотрудники МАДОУ «Детский сад №238».
  2. Продукты по итогам реализации проекта.
  3. Результаты мониторинга знаний на начало и конец проекта
  4. Анкетирование родителей воспитанников и сотрудников об уровне удовлетворенности проводимых мероприятий проекта.

Дальнейшее развитие проекта

  1. Создание цикла мультфильмов по историческим памятникам г. Перми и истории возникновения г. Перми.

Продукт проектной деятельности

  1. Разработка положений, сценариев мероприятий.
  2. Создание мультфильма объекты «Зеленой линии».
  3. Создание настольно - печатных игр «Зеленая линия».
  4. Создание интерактивных игр при помощи смарт - доски.
  5. Разработка плана экскурсии.
  6. Разработка КВН - игры по теме «город Пермь».

Ожидаемый результат

  1. Сформированный при помощи инновационных технологий интерес и любовь к родному городу Перми у всех участников образовательного процесса.
  2. Разработка и показ анимационного мультфильма детям на основе программы PowerPoint, настольно - печатных и компьютерно - интерактивных игр по маршруту «Зеленая линия города Перми» в ДОУ.
  3. Сформированные навыки коллективной работы педагогов через вовлечение их в совместную проектную деятельность.

Вывод

Вследствие реализации проекта у дошкольников повысится интерес к истории родного города, на основе ознакомления с историей и культурой Перми через инновационные технологии. Дети овладевают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет - г.Пермь; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, в том числе с помощью средств ИКТ, обеспечивающие социальную успешность ребенку.

Вследствие реализации проекта у детей появится интерес к самостоятельному изучению исторических памятников при помощи созданных настольно - печатных игр и компьюторно-интерактивных игр созданных при помощи ИКТ технологий.

Используемая литература

  1. Выставочный зал г. Перми // http://lines.perm.ru/img/line_4.jpg
  2. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества // http://lines.perm.ru/img/line_35.jpg
  3. Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю // http://lines.perm.ru/img/line_1.jpg
  4. «Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми // http://lines.perm.ru/GreenLine.html
  5. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр» // http://lines.perm.ru/img/line_39.jpg
  6. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького // http://lines.perm.ru/img/line_38.jpg
  7. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок» // http://lines.perm.ru/img/line_3.jpg
  8. Программа дополнительного образования "Пермячок.ru. Обучение с увлечением" Модуль «Properm: Прогулки по городу».
  9. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе» // http://lines.perm.ru/img/line_36.jpg
  10. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши» // http://lines.perm.ru/img/line_0.jpg
  11. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь // http://lines.perm.ru/img/line_5.jpg
  12. Часовня святого Стефана Великопермского // http://lines.perm.ru/img/line_2.jpg
  13. Эспланада // http://lines.perm.ru/img/line_37.jpg

Приложение 1

Игры для смарт-доски

Игра «Найди пару» (5+)

Описание: Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на восемь сегментов. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми. Фотографии достопримечательностей города закрыты, необходимо открыть попарно одинаковые картинки. Открывается надпись «Молодец!» когда все поля открыты и каждой фотографии есть пара.

Игра « Распредели по своим местам» (5+)

Описание: на смарт - доске перемешаны достопримечательности и простые и сказочные дома города и деревни. Достопримечательности необходимо переместить к надписи «Пермь», а дома переместить к картинке «дом».

Приложение 2

Экскурсии по объектам зеленой линия.

Первая эксурсия посещение трех достопримечаетльностей города расчитана на детей старшего и подготовительного возраста: Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького и эспланада города. Детям будет предложена карта маршрута экскурсии по которой необходимо будет пройти все три объекта. Путешествие будет проходить по зеленой линии, которая нарисована на асфальте.

Во время первой экскурсии будет рассказано про «Зеленую линию».

«Зелёная линия» - главный пешеходный маршрут Перми, который объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего. Экскурсия рассчитана на полтора часа «Зелёная линия» даёт яркое эмоциональное представление о городе на различных уровнях: визуальное, аудиальное, тактильное ощущение. Можно посмотреть на красивую архитектуру, услышать звук открывающейся двери, потрогать шершавый камень старинного дома. Любой желающий без помощи экскурсовода, может ознакомиться с самыми примечательными местами Перми. В основу путеводителя положен кольцевой маршрут по центральным историческим кварталам города.

Вторая экскурсия включает себя посещение восьми объектов и рассчитана на детей подготовительно дошкольного возраста. Объекты «Зеленой линии»: скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши», скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе», дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю, Часовня святого Стефана Великопермского, Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок», Выставочный зал г. Перми, Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь, Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества. Детям так же будет дана карта с маршрутом экскурсии.

Объекты первой экскурсии:

  1. Пермский академический театр драмы — Пермский академический «Театр-Театр», ул. Ленина, 53

История драматического театра в Перми началась в 1920-е годы и объединившего в своих рядах рабочую молодёжь, которая в большинстве своём не знала, что такое сцена. Свой первый спектакль «Броненосец «Потёмкин» под руководством художественного руководителя Б.М. Никитина творческая группа театра дала 14 марта 1927 года. С годами театр рабочей молодёжи вырос в академический театр драмы. В 1948 году он разместился в реконструированном особняке пароходчицы Любимовой на ул. Сибирской (сегодня это Пермский театр юного зрителя). В 1981 году театр получил новое современное здание (архитекторы В. П. Давыденко, В. И. Лютиков), где располагается по сей день. Зрительный зал имеет 1000 мест.В течение 20-го века в театре поставлено более 460 спектаклей. Некоторые из них («Доходное место», «На дне», «Три сестры», «Танго») были удостоены дипломов всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей. В 2007 году Пермский академический театр драмы переименован в Пермский академический Театр-Театр. В 2009 году на базе малого зала создана «Сцена-Молот». Театр-Театр — обладатель Национальной театральной премии «Золотая Маска» (спектакли «Алые парусах» и «Восемь женщин», режиссер Б.Л. Мильграм).Здание театра является объектом культурного наследия регионального значения.

  1. Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького, ул. Ленина, 70

История библиотеки началась в далёком 1832 году, когда в доме пермского гражданского губернатора Г.К. Селастенника на собрании чиновников и купечества был зачитан циркуляр министерства внутренних дел «Об учреждении в губернских городах публичных библиотек». От замысла до воплощения прошло 4 года. Библиотечные двери открылись 4 января 1836 года в доме училища детей канцелярских служителей (здание сохранилось до наших дней и находится на территории Пермского государственного педагогического университета). В честь открытия в книжный фонд частными лицами и организациями было пожертвовано около пятисот томов. Первыми печатными источниками, поступившими в библиотеку, были «Ведомости министерства внутренних дел», «Горный журнал», «Журнал мануфактур и торговли», «Коммерческая газета».Уже к началу 20-го века пермская библиотека стала одной из лучших в России. В 1930-е годы в ней существовали отделы татарской и еврейской литературы, специальный зал для чтения периодики. Был открыт зал литературы на иностранных языках, первоначальный фонд которого насчитывал 9 тысяч книг на немецком, французском, английском, польском, итальянском, испанском языках. В 1928 году в связи с 60-летием А.М. Горького ей присвоено его имя. В 1966 году жители областного центра получили в подарок новое современное здание, которое было построено по проекту архитектора М.И. Футлика в центральной части города и которому в дальнейшем присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. Современная «Горьковка», как ласково называют её пермяки, обладает сегодня отраслевыми отделами социально-экономической, патентной, технической, естественнонаучной, сельскохозяйственной литературы, литературы по искусству и литературы на иностранных языках, общим читальным залом и электронной справочной службой. В 1986 году библиотека удостоена государственной награды - ордена «Знак Почёта».

  1. ЭСПЛАНАДА

В современном облике Перми наиболее выразительное частью по праву можно считать эспланаду — уникальный объект, ставший архитектурным брендом города. Сейчас невозможно представить, что ещё в середине 20-го века площадь нынешней эспланады существовала как низина на зыбком заторфованном грунте, застроенная двухэтажными домиками, между которыми протекала речка Пермянка. С развитием города пространство расчистили от ветхих строений, сумев в дальнейшем сберечь от застройки типовыми пятиэтажными «хрущёвками». Заместитель главного архитектора города Г. М. Игошин предложил создать на этом месте просторную площадь. Его идею поддержал А.Г. Солдатов, возглавлявший Западноуральский совнархоз и принимавший решение по это этому вопросу. В 1963 году был проведён конкурс на застройку центральной части Перми, в результате которого на основе работ Ленгипрогора был создан проект детальной планировки центра города с городской эспланадой по улице Ленина. Крупномасштабная объёмно-пространственная композиция реализовывалась постепенно. По оси эспланады напротив друг друга возвели два общественных здания, получивших впоследствии статус объектов культурного наследия регионального значения, — 11-этажный Дом советов (1973 год) и драмтеатр (1981 год). С северной стороны эспланады, на Слудской горке, возникла группа жилых домов — пять 12-этажных и четыре 9-этажных, объединённых в своеобразную стену. В центре эспланады в 1985 году как дань памяти военной истории города установили монумент «Героям фронта и тыла» (скульптор В. М. Клыков; архитекторы Р. И. Серджиев, В.И. Снегирёв, конструктор Б.С. Гурвич). Эта скульптурная группа стала не просто пермским символом единства, составляющих, обусловивших победу советского нарда в схватке с фашизмом, но и ярким акцентом в композиции эспланады. Монумент также является объектом культурного наследия регионального значения. В XXI веке эспланада как архитектурно-ландшафтный объект продолжает развиваться. В 2008 году открыта Аллея Доблести и Славы, установлены плиты с именами людей, названиями событий и предприятий, прославивших город. Над эспланадой гордо реют флаги Российской Федерации, Пермского края и города Перми. С 2015 года горожан радует светомузыкальный фонтан «Театральный» — любимое место отдыха пермяков. Здесь проходят все праздничные городские мероприятия, зимой устанавливается новогодняя ель, строится ледовый городок.

Объекты второй экскурсии:

  1. Скульптура Р. Исмагилова «Пермяк - соленые уши»

«Самый странный памятник России» - по версии журнала «Русский мир». Самый веселый памятник Перми - по мнению горожан и гостей города. «Пермяк - солены уши» - это поговорка, отлитая в бронзе. Есть несколько версий о том, откуда появилась эта поговорка; одна из них связана с пельменями - национальным блюдом пермяков. Они ведь тоже напоминают своей формой ухо. Однако наиболее вероятная связана с соляными промыслами Верхнекамья. Первые варницы заработали в 15 веке и снабжали солью Россию почти 200 лет. Соль как единственный в то время консервант была величайшей драгоценностью. Мешки с солью, в каждом по 60-80 кг, на баржи грузили наемные соленосы. Они носили тяжкий груз на головах, по 11 часов в день. Соль разъедала кожу на ушах, они становились красными… И если такой человек где-нибудь снимал шапку, всем становилось понятно - «Пермяк солены уши пришел!». Эта скульптура, придуманная и воплощенная в бронзе и граните Рустамом Исмагиловым, стала настоящей достопримечательностью. И теперь фотографии с этой скульптурой можно увидеть в частных фотоальбомах жителей разных городов России и мира.

2. Скульптура В. И. Павленко и О. Ю. Красношеиной «Легенда о пермском медведе»

О том, что в Перми по улицам ходят медведи, теперь можно говорить в утвердительной форме. Ведь один медведь и вправду важно шествует в самом центре города. Так было решено одновременно воплотить в жизнь известную байку и символ города, который является частью пермского герба. Кроме Перми, еще Новгород и Яро-славль имеют в своих гербах медведя. Только те мишки - воинственные и вооруженные: один с секирой, а другой с алебардой. А наш медведь - добродушный и спокойный. Именно такого теперь и можно увидеть возле гостиницы «Урал». С ним можно за лапу поздороваться, а можно и нос ему погладить - по новой пермской примете, загаданное в этот момент желание обязательно сбудется.

3 Дом купчихи М. М. Барановой - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю

О, сколько мечтаний, наверное, рождалось у тех, кто прогуливался мимо этого дома в конце 19 - начале 20 века! Ведь здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Модницы присматривали обновки у скорняка Бровских, девочки заглядывались на кукол в магазине игрушек Белоглазова, лакомки ловили экзотические ароматы из «Колониальных товаров» Садриева. А самым большим арендатором было товарищество «Караван» по продаже чая и сахара. С тех пор, как россияне распробовали этот напиток, чаепитие стало любимым времяпрепровождением. Потому лавки и магазины, торговавшие чаем и кондитерскими изделиями, не жаловались на отсутствие покупателей. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты. Владела этим разнообразно наполненным особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она торговала на Черном рынке (сейчас на том месте Сквер уральских добровольцев), а двухэтажное каменное здание, сдавала в аренду. Ее муж, Григорий Иванович, торговал пряниками и кренделями, которые выпекались в собственном доме. В 1909 году верхний этаж дома Барановой был переоборудован под электротеатр «Модерн», тогда здесь показывали немое кино. В советское время дом снова гостеприимно принимал в своих стенах любителей почаевничать и сытно поесть - в 1925 году в нем расположились чаеуправление, столовая и квартиры. Но уже в 1926 здесь разместили почтамт, в 30-е годы его сменил клуб речников. А сейчас пермяки знают бывший купеческий дом, скорее, по названию организации, в нем расположенной, - Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.

  1. Часовня святого Стефана Великопермского

Удивительное дело, но в действительности столь чтимый у нас Стефан Великопермский в Перми не был. Точнее, не был в тех землях, на которых располагается современный Пермский край. Его миссионерские старания привели к христианству Пермь Вычегодскую. Святителя Стефана сравнивают с Кириллом и Мефодием. Он создал зырянскую азбуку, перевел церковные книги на язык коми-зырян, возглавил вновь созданную Пермскую епархию. Без сомнения, все это послужило распространению христианства и на земли Перми Великой. Потому-то здесь и считают святого Стефана своим крестителем. Тем более что просветительские идеи его служения отражены в пермском гербе - серебряный медведь с золотым евангелием под крестом на спине. Эта краснокирпичная часовня под восьмигранным шатровым куполом была воздвигнута на средства горожан - Пермского православного святого братства св. Стефана. Ее освятили в год 500-летия начала его служения, в 1887-м. Позже в часовне размещали школу, детский сад. Сейчас в ней снова идут службы, а в пристрое работает религиозно-просветительский центр.

  1. Пермская женская учительская гимназия - ДДТ «Пермячок»

Построенный для частной жизни, этот дом стал центром жизни просветительской и общественной. В 1900 году здание приобрели купцы Гавриловы и Поповы. На втором этаже они жили, а на первом сновали приказчики, выбирали товар покупатели: купцы торговали здесь продуктами, меховыми и кожаными изделиями. Во дворе был большой каретный двор, а внизу - огромные подвалы для товаров (сейчас они засыпаны). В 1909 году здесь открылась женская учительская семинария. Она расположилась в восьми светлых комнатах и флигеле с двумя комнатами для служащих. На обучение приглашались представительницы всех сословий в возрасте от 14 до 20. В течение 4 лет воспитанниц готовили к нелегкой стезе сельской учительницы. О том, насколько важной считали всестороннюю подготовку педагогов, говорит тот факт, что девушек, которые не умели петь, в семинарию не принимали. Кстати, именно библиотека семинарии, которую создавали силами местной интеллигенции, стала основой фундаментальной библиотеки Института народного образования (сейчас Пермского педагогического института).После революции подготовка сельских учительниц перестала быть актуальной, и в этих стенах начали обучать военных комиссаров. К счастью, недолго. Вернувшаяся в мирное русло жизнь потребовала новых учителей, и здесь открылся педагогический техникум, а перед войной - один из факультетов пединститута. И школьники потом здесь постигали разные науки, и Дом пионеров приглашал в кружки и секции… А затем в старинном доме, где дух просвещения жил почти с самого начала, поселился «Пермячок» - Дом детского творчества. Симпатичное название появилось благодаря писателю Льву Давыдычеву, он когда-то хотел написать книгу о маленьком пермячке. Теперь здесь гармонично уживаются прошлое и будущее.

  1. Выставочный зал г. Перми

На этом небольшом участке Комсомольского проспекта любитель изобразительного искусства может провести несколько часов кряду. Побродить по залам Пермской художественной галереи, где представлена русская и западно-европейская живопись, заглянуть в небольшую галерею «Марис-Арт», которая, по словам искусствоведов, «ввела в городе моду на пермских художников». И, наконец, зайти в Центральный выставочный зал. Он был открыт в 1976 году и сразу стал центром художественной жизни Перми и края. На площади 500 кв. метров в нескольких залах ежегодно проводится более 30 выставок. Еще примерно 50 организуется сотрудниками выставочного зала на других площадках города и края. Пермского зрителя знакомят и с местными художниками, и с мастерами из разных городов России и зарубежья, и с представителями актуального искусства из стран Европы и Америки. Однако пермяки приходят сюда не только посмотреть на искусство, но и поговорить о нем, обрести знания и единомышленников. Выставочный зал реализует интересные культурологические проекты, представленные выставками, арт-салонами и просветительской работой с детьми и молодежью.

  1. Спасо-Преображенский кафедральный собор - Пермская государственная художественная галерея - Соборная площадь

Совсем недавно Пермь снова обрела Соборную площадь. Сначала ей вернули название, а в 2009 году провели рекон-струкцию. Она и в самом деле удивительным образом собрала все, что можно назвать знаковым для Перми. С одной стороны открывается потрясающий вид на Каму, с другой - уходит к центру города живая лента Комсомольского проспекта. На кипящий поток людей и машин смотрит святитель Николай - эту скульптуру подарило горожанам Пермское землячество в Москве. Ограничивают площадь два здания. В одном, построенном в 1831 году, когда-то размещалась Духовная семинария. Несмотря на догматизм и рутину преподавания, она выпустила много образованнейших людей, приверженцев свободолюбия и науки. Были даже попытки распространения семинаристами революционно-демократических идей. Из стен семинарии вышли изобретатель радио Александр Степанович Попов, писатели Павел Петрович Бажов, Михаил Андреевич Осоргин, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. В советское время здесь работала военная школа авиационных техников, самый известный ее выпускник - Александр Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, в годы войны сбивший 59 фашистских самолетов. А с 1962 года в этом здании расположилось Пермское высшее военное командно-инженерное краснознаменное училище ракетных войск им. маршала Чуйкова, впоследствии Пермский военный институт ракетных войск, закрытый в 2003 году. А напротив - устремляется к небу колокольня Спасо-Преображенского собора. Его сложили из камней разобранного Пыскорского монастыря, основанного в 16 веке. Автором проекта, возможно, был знаменитый М. Казаков, построивший Петровский дворец и здание Московского университета на Моховой. Высота колокольни составляла 67 метров. Но в годы гражданской войны в нее попал снаряд, верхний этаж сгорел, а восстанавливать не стали. Стены собора - двухметровой толщины, а декоративные элементы, проработанные как будто небрежно, рассчитаны на восприятие с далекого расстояния. И в самом деле, собор долгое время был архитектурной доминантой Перми. Первое, что открывалось путешественнику, увидевшему город с правого берега, была колокольня Спасо-Преображенского собора. Сейчас здесь находится знаменитая Пермская художественная галерея, а под куполом здания размещена уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры. Если у городов бывает сердце, то сердце Перми наверняка находится здесь, на Соборной площади.

  1. Губернский детский приют Е. И. Любимовой - Пермский филиал Уральской академии живописи, ваяния и зодчества

История этого дома тесно связана с жизнью и судьбой известной в Перми семьи Любимовых. Коммерции советник, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Иван Иванович Любимов был подвижником промышленности и талантливейшим предпринимателем. «Он любит индустрию, как любознательный ученый человек любит науку, или как страстный певец любит приятный музыкальный инструмент…», - писали о нем современники. Вместе с тем, супруги Любимовы были невероятно щедрыми людьми, они очень много времени, сил, энергии и средств отдали благотворительности. Богородицкий дет-ский приют - лишь одно из множества доказательств тому. Детский приют, открытый в Перми в 1850 году на собранные по подписке деньги, переехал в это здание в 1852-м. Поначалу в нем находились и мальчики и девочки. Но постепенно приют становился исключительно женским, потому что он одновременно заменял школу. Школ для мальчиков тогда уже существовало несколько, а девочки могли получить начальное образование только здесь. В 1875 году попечительницей приюта стала супруга Любимова Елизавета Ивановна. Она приложила немало усилий, чтобы сделать заботу о приюте общим делом: организовывала благотворительные вечера и лотереи, собирала денежные пожертвования. К 1900 году в приюте жили 95 девочек. Здесь принимали заявки от жителей губернии на прачек, поварих и швеек, и по достижении воспитанницами 16 лет их распределяли по заранее известным рабочим местам. Возможности образования старались расширить: круглые сироты из дворянского и духовного сословия могли в приюте окончить курс на должность сельской учительницы. Елизавете Ивановне Любимовой приют обязан и своим своевременным расширением. Она понимала, что стоимость земли в центре будет расти, и убедила попечительство купить «пустопорожние места» рядом с приютом. Деньги на покупку пожертвовала близкая родственница Елизаветы Ивановны. В результате приют преобразовался в усадьбу с жилыми помещениями, несколькими ремесленными классами, деревянными службами и баней. Здесь же работала столовая, которая славилась недорогими и вкусными обедами для всех желающих. После революции Богородицкий приют стал детским домом им. Карла Маркса. Потом в этом здании помещались школы, в Великую Отечественную войну - эвакогоспиталь. Сейчас здесь находится Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Приложение 3

Лото «Про Пермь»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города. Игра увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Прямоугольные карточки, каждая из которых разделена на четыре сегмента. В каждом из сегментов фотография достопримечательностей города Перми.
  • Набор «фишек» — маленькие квадратные карточки, изображения на которых повторяют картинки с больших карт.
  • Инструкция

Количество игроков : 2 - 6 человек

Возраст игроков : 5+

Правила:

  • в начале игры игроки выбирают себе по одной или по две больших карты;
  • маленькие карточки переворачиваются картинками вниз и кладутся между игроками.
  • игроки по очереди тянут маленькие карточки, показывая картинки на них всем игрокам, тот, у кого окажется такая же картинка на карте, забирает «фишку» и закрывает соответствующею фотографию;
  • победителем становится тот, кто сможет быстрее остальных собрать все изображения со своей карты.

«Лего - пазлы»

Настольная игра, в которой дети знакомятся с достопримечательностями родного города с самого раннего возраста. Игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, расширяет кругозор, тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.

Состав:

  • Инструкция;
  • Образцы карточки - фотографии с достопримечательностями гор

Патриотическое воспитание тесно связано с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием маленького человека и реализация воспитания первоначальных гражданских чувств, всех этих разделов возможно посредством реализации проектной деятельности. Цель проекта: формирование первоначальных патриотических гражданских чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста через привитие любви к родному краю, бережного отношения к его достопримечательностям и природе.

Проект «Животный мир Пермского края» (май - июнь).

Цель: формирование нравственных основ личности детей дошкольного возраста через знакомство с животным миром Пермского края.

Задачи:

1. Расширить знания детей о животном мире Пермского края.

2. Сформировать умения и навыки бережного отношения к животным, воспитывать любовь к родным местам, малой родине.

Виды деятельности

Тема

1. Познавательная деятельность
(сбор и систематизация информации)

1. Просмотр презентаций с детьми: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга Пермского края» и др.

2. Изучение, просмотр фоторепортажей, цикла передач о ледяной пещере «Кунгур - TV»; короткометражного фильма «Природное наследие Пермского Края» «Чудо животного мира Пермского края», «Самые красивые животные севера нашего края».

3. Рассматривание картинок и фотографий с изображением «животный мир Пермского края», оформление их в альбом.

4. Рассматривание набора открыток «Животные Прикамья».

5. Изготовление дидактической игры - лото «животный мир Пермского края».

6. Сбор материалов из книг, газет, энциклопедий, интернет-источников о животном мире Пермского края.

7. Составление информационного кейса с рассказами детей о Животных Прикамья.

8. Коллаж «Животный мир Пермского края» (оформление коллажа в группе).

9. Оформление тематических альбомов: «Птицы Пермского края», «Животные Пермского края», «Насекомые Пермского края», «Рыбы Пермского края», «Красная книга животного мира Пермского края»

10. Беседы: Как люди помогают лесным обитателям?», «Как животные строят жилище?».

11. Вечер загадок «Животные Пермского края».

2. Экспериментальная деятельность (познавательные эксперименты)

1. Опыты с водой и семенами: «Что быстрее растает?», «Прорастание зёрнышка», «Чье пёрышко?»

3. Двигательная деятельность детей

1. Разучивание подвижных игр «Подбери пару», «Взрослый - детеныш».

2. Игры - забавы: «Волк и волчата», «У медведя во бору», Сокол и лисица», «Смелый охотник».

3. Пальчиковая гимнастика «В мире животных».

4. Художественно-творческая деятельность детей

1. Оформление в группе коллажа «Животные Пермского края».

2. Оформление выставки детского творчества «Чудеса животного мира».

3. Оформление тематических альбомов для рассматривания.

4. Разучивание с детьми стихов о животных.

5. Чтение художественной литературы: Снегирев Г. «Птицы наших лесов», В. Зотов «Лесная мозаика».

6. Коллективная объемная аппликация из бумаги «Подводный мир»; Конструирование из геометрических фигур «Животный мир», Оригами «Насекомые Прикамья»; Рисование «Животные наших лесов» (коллаж).

7. Творческий конкурс рисунков «Берегите птиц».

8. Изобразительная деятельность: лепка «Кто живет в наших лесах».

5. Музыкальная деятельность детей

1. Слушание песен «Ребятам о зверятах».

2. «Мир животных в произведениях Е.И.Чарушина».

3. Просмотр музыкального ролика «Мир птиц».

4. Разучивание музыкальной игры «Животный мир».

5. Разучивание частушек про животных, насекомых, птицах.

6. Разучивание танца «В мире животных».

6. Театрализованная деятельность

1. Театрализованная игра - этюд «Кто в этом домике живет?»

2. Кукольный театр на деревянных ложках сказки «Братья наши меньшие».

3. Игра - имитация «Животных и птиц».

Работа с родителями

1. Беседы, консультации,

1. Наглядная консультация «Чудеса животного мира».

2. Конкурс творческих работ «Животные Прикамья».

2. Практическая деятельность

1. Помощь родителей в создании тематических альбомов, информационных кейсов «По страницам Красной книги». «Животные. Птицы. Насекомые Пермского края».

3. Итоговое мероприятие

Познавательная викторина «Чудеса животного мира Прикамья».

Ожидаемые результаты подпроекта « Животный мир Пермского края»

Качественный результат:

Для детей:

  • Формирование представлений детей о животном мире Пермского края.
  • Формирование интереса к родному краю, бережного отношения к животным; положительных эмоций в процессе приобщения к животному миру Прикамья.
  • Осознанное отношение к животным, проявлении заботы о животном мире.
  • Расширение словарного запаса детей, общей осведомленности.

Для родителей:

  • Осознанное отношение к формированию нравственных основ личности у детей старшего дошкольного возраста, чувства любви уважения к животному миру Прикамья.
  • Формирование активной позиции родителей в процессе реализации подпроекта «Животный мир Пермского края» комплексного проекта «Мы - юные кунгуряки», в совместной творческой деятельности с детьми.

«День рожденья Пермского края».

Социально-бразовательный.

Участники проекта: Тетенова А.А.

Целевая группа: дети старшей группы и их родители.

Четвертая и пятая неделя ноября 2016 года.

Проблема: отсутствие знаний о культурных традициях родного края.

Ознакомление с культурными традициями родного края.

Продолжить знакомить с культурой народов Пермского края: особенностями традиционной одежды, играми, фольклором, музыкой.

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Развивать художественные способности.

Воспитывать интерес, уважительное отношение к народным традициям, культуре народов Пермского края.

Воспитывать гордость за родной край и его жителей.

Оформление картотеки народных игр.

Изготовление альбома «Родной край».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материалы методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть 1. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994. - Художественно-речевая деятельность детей в детском саду: Материала методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. Часть III. / Сост. Л.В. Ворошнина, - Пермь: издательство Пермского государственного педагогического университета, 1994. - Человек и природа в народной культуре. Приложение к программе Л.В. Любимовой «Поэтика народной культуры»: Методические разработка /Ав.-сост. Л.В. Любимов, О.В. Голдобина и др. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004 – 156 с.

Воспитатель.

Данный проект реализуется на средства воспитателей и добровольных пожертвований родителей.

Куклы в народных костюмах, иллюстрации, альбом, бумажные салфетки, акварельные краски, кисточки для рисования, цветные карандаши, альбом о Березниках, красные флажки.

Ноябрь. 4 неделя.

Организационно-диагностический этап:

1. Опрос детей с целью выявления знаний детей о родном крае.

2. Выбор темы и разработка проекта.

3. Подготовка теоретического материала и разработка досуга.

Ноябрь. 5 неделя.

Практический этап:

Пополнение развивающей среды.

Изготовление картотеки потешек народов Пермского края.

Изготовление картотеки народных подвижных игр.

Изготовление альбома «Пермский край».

Работа с детьми.

Социально-коммуникативное развитие.

Н-п/ игра «Наша Родина».

Развлечение «Все народы в гости к нам».

Речевое развитие.

Слушанье песен о дружбе.

Чтение книги «Сто серебряных коней».

Рассказывание татарских и удмуртских народных сказок.

Художественно-эстетическое развитие.

1. Рисование «Народные орнаменты».

2. Раскрашивание «Костюмы народов Пермского края».

Слушание народной удмуртской, татарской, коми-пермяцкой музыки.

Познавательное развитие.

Беседа «Народные костюмы».

Рассматривание альбома «Пермский край».

Рассматривание карты пермского края.

Физическое развитие.

Подвижные игры народов Пермского края.

Речевое развитие.

Заучивание коми-пермяцкой потешки «Воробей».

Взаимодействие с родителями.

Советы родителям «Коми-пермяцкая кухня».

Консультация «Азбука народной мудрости».

Обобщающий этап.

Обобщение итогов работы с детьми.

Подготовка отчета о проделанной работе и оформление материалов.

Количественные.

Составление конспекта досуга.

Оформление картотеки народных потешек.

Оформление картотеки народных подвижных игр.

Качественные.

Итоговым результатом являются первоначальные представления детей о культурных традициях родного края.

Расширение представлений детей о народах, проживающих в Пермском крае

Интерактивное пособие-скатерть:"Мой город Пермь"

Климова Виктория Ивановна - воспитатель МАДОУ №12 "Чебурашка г. Перми Пермского края.
Описание материала: Данное пособие и материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами при ознакомлении с родным городом, в данном случае это город Пермь. Пособие стало итоговым результатом при реализации педагогического проекта с детьми по теме "Мой любимый город Пермь"
Цель: коммуникативное развитие детей во время совместной работы при помощи интерактивной скатерти.
Задачи:
- Систематизация и упрочивание знаний детей о родном городе, знакомство с историей города.
- Развитие пространственных представлений.
- Воспитание патриотической личности через любовь и интерес детей к родному краю, его уголкам и достопримечательностям.
Здесь по небу плывут облака,
Здесь красавица Кама – река.
Город ярких огней и
красивых людей.
Я люблю, я люблю, тебя Пермь!

Гуляя по улочкам родного города, мы понимаем, как же мало мы знаем о его истории,а что же тогда говорить о наших детях, ведь получается не знаем, не сможем рассказать и им. Именно эти мысли натолкнули меня на выбор темы для реализации педагогического проекта в детском саду. Данный проект реализовывался нами в течении года, во время которого было проделана очень большая работа.Итогом проекта стал продукт в форме скатерти с различными заданиями и играми. Представляю вашему вниманию интерактивную скатерть, одновременно на которой могут самостоятельно работать минимум 8 детей, что способствует их коммуникативному развитию.
Представленный материал :
Развивающая игра "Зоопарк"

Разработанная Пермским автором Фадеевой Е.М.
Цель- знакомство детей с пермским зоопарком и его обитателями.
Памятники и достопримечательности Пермского края и города Фотографии с достопримечательностями города, их описанием и историей. Педагог описывает достопримечательность, воспитанник подбирает картинку.
Цель:Знакомство с достопримечательностями Пермского края.
Пермяк солёные уши - достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.
Скульптура состоит из двух частей - фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.
Скульптура расположена на центральной улице города Перми - Комсомольском проспекте около гостиницы «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор изображения - Рустам Исмагилов.
«Пермяк солёные уши» - традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.
Памятник Ермаку - памятник в городе Чусовой Пермского края знаменитому покорителю Сибири, казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу.
Памятник открыт в 2013 г. на пересечении улиц Коммунистической и Мира. Автор монумента - пермский скульптор и архитектор Алексей Матвеев.
Известно, что поход Ермака начался от Усольских земель и проходил по реке Чусовая в сторону нынешнего Нижнего Тагила. В местах, где сейчас находится город Чусовой, был один из привалов казачьего войска.
Скульптурная композиция "Кунгур 1663". 1985 г.
Памятник установлен при въезде в Кунгур со стороны Пермского тракта. Кунгур изображен в виде старого мастера, который держит в одной руке рог изобилия, изображенный на гербе города, а в другой – сталагмит, символ Ледяной пещеры, гордости всех кунгуряков. На скульптуре изображена голова медведя – символ Пермского края и три волны – три реки, которые протекают в Кунгуре: Сылва, Ирень и Шаква.
Пуп земли. 24 ноября 2007г
В 2007 году в городе Кунгур появилась оригинальная малая архитектурная форма «Пуп земли». Интересный заказ воплощен в жизнь Пермским фондом скульпторов в рамках программы «Кунгур – центр культуры Пермского края». «Пуп земли» изготовлен из гранита в форме полусферы. Вокруг «Пупа земли», по всем правилам географии, располагается роза ветров, точно ориентированная по четырем частям света. На осях полусферы написано, сколько километров отделяет Кунгур от мировых столиц: Москвы, Чикаго, Парижа, Токио и др. Появление «Пупа» на нашей земле географически оправданно, именно на нашей территории пересекаются северные, восточные, западные и южные меридианы. Кунгур – это первый город Европы, если двигаться из Сибири.
Памятник Соли - оригинальный памятник в городе Соликамске Пермского края. Посвящен главному символу города - соли, т. к. Соликамск является центром Российской солевой промышленности с XV в. Бронзовые рушник и каравай с солью как символ гостеприимства Соликамска украшают площадь центрального сквера. Памятник изготовили мастера из Нижнего Тагила. Они называют его интерактивным: любой желающий может представить себя радушным хозяином, подносящим гостям хлеб с солью. Дополнительный, но немаловажный элемент композиции - почти четырехметровая арка.
Памятник П.И. Чайковскому находится на площади Чайковского в центральной части города Чайковский Пермского края.
Всего в этом городе находится два памятника, которые посвящены русскому композитору. Первый памятник был установлен на улице Мира еще в 1973 году. Чуть позже, в 1981 году он был перенесен на улицу Ленина.
Открытие нового памятника Петру Ильичу Чайковскому состоялось в торжественной обстановке в канун Нового 2008 года, 27 декабря. Бронзовый памятник изображен в виде фигуры композитора сидящего на стуле и устремившего свой взгляд далеко вперед.
Площадь Чайковского является излюбленным местом вечерних прогулок среди горожан.
Скульптура под названием «Сказание о Кудым-Оше» в городе Кудымкар представляет собой раскрытую книгу, из которой выходит Кудым-Ош. Герой держит в руке символ пама (жезл главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода). На левом плече у него сидит сова - символ мудрости, а рядом идёт медведь - хозяин лесов, олицетворение силы.
Кудым-Ош - герой коми-пермяцкого эпоса. Согласно преданиям, он был вождём племени, потомками которого являются кудымкарцы. Прожил Кудым 150 лет, защищая и охраняя коми-пермяков, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и пообещал когда-нибудь вернуться на эту землю, чтобы помочь и поддержать земляков.
Памятник Алексею Решетову, город Березники,
Решетов Алексей Леонидович - известный поэт, член Союза писателей СССР, лауреат областной писательской премии им А. Гайдара.Памятник стоит на небольшом (около полуметра высотой) постаменте, общая высота памятника – 4 метра, материал – чугун. В 2005 г. успешно произошло открытие памятника поэту Алексею Леонидовичу в г.Березники, в сквере у культурно- делового центра, в центре, в старой части города, очень любимой горожанами. В сквере любят проводить время и взрослые, и дети, и молодежь. Музыканты, любители творчества поэта, собираются около памятника и поют под гитары песни на стихи Решетова.
Памятник пионерам-героям войны в Лысьве, Пермский край, Россия.
Скульптура «Легенда о пермском медведе» г Пермь. Памятников напрямую связан с историей и символикой города Перми. Пермский «мишка» (официальное название скульптуры «Идущий медведь», или «Легенда о Пермском медведе») пользуется огромной популярностью о жителей и гостей Перми. Скульптура установлена в центре города рядом с гостиницей «Урал» напротив «Центрального Универмага» (ЦУМа). Медведь является символом города, этот зверь изображен на гербе Перми на красном фоне с Библией на спине. Со дня основания стала визитной карточкой города, обязательным местом посещения туристов, большой игрушкой для местной детворы и популярным местом у молодожёнов, которые добывают семейное благополучие и счастья натирая «мишки» и без того блестящий нос.
Памятник героям фронта и тыла установлен в Перми на городской эспланаде Идея памятника состоит в том, что три фигуры - образ рабочего, выковавшего щит, воина с мечом и Матери-Родины - представляют собой олицетворение единства подвига как фронта, так и тыла в войне с фашизмом. Фигура рабочего повёрнута на восток, фигура воина устремлена на запад, навстречу пришедшему оттуда врагу. Все три статуи сделаны одного роста, чтобы показать равенство подвига рабочего и воина, а также близость Матери-Родины ко всем. Памятник является важной городской достопримечательностью.
Памятник самовару . Суксун Первые самовары появились, как оказывается, не в Туле, как принято считать, а в городе Суксун в Пермском крае. И, конечно же, на родине самоваров стоит памятник суксунскому самовару, появился в 2006 году. Памятник самовару состоит из 4 скульптур, которые символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Высота памятника - 3 метра, вес - более 900 кг. Существует поверье, что тот, кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен друзьями и близкими людьми. После регистрации брака сюда приезжают молодожены, чтобы совершить своеобразный ритуал: подержавшись за краник самовара, они загадывают желание и верят в то, что их семейная жизнь будет долгой и счастливой. Жители и гости города - в надежде вернуться сюда вновь - наполняют монетками чайную чашку.
Игра "Узнай достопримечательность по контуру" Цель-Узнавание памятников и достопримечательностей по форме и контуру.


"Найди памятник на карте" Систематизация знаний детей о достопримечательностях города и края, ориентирование по карте и правильное расположение по образцу.


Игра на эмоции "Пермяк-соленые уши" Цель- воспроизведение эмоций с картинки образца детьми.(Памятник "Пермяк солёные уши" один из главных и знаменитых памятников города с интересной историей).


Пазл "Карта города-районы" Цель- развитие мелкой моторики и ориентирование по карте.


"Кубики-собиралки" Цель-формирование представлений о том, что в крае проживают люди разной национальности.


"Сенсорные медведи" Символом Пермского края является медведь, и у нас в пособии есть собственная коллекция медведей выполненных руками детей и родителе из различных материалов. Цель- развитие тактильного восприятия.Варианты игр: Узнай из чего выполнено закрытыми глазами; В каком направлении идёт медведь?; Сосчитай и др.


Загадки и стихи о знаменитых местах культурного время препровождения. Планетарий, цирк, ТЮЗ и др.
«Это место всем известно
В центре города оно.
Там качели, карусели
И людей, полным – полно? »
(Горьковский парк)

Танкисты с нашего Урала,
Когда была война,
Нас защищали.
И в городе есть
Памятник такой,
Чтоб помнили,
Об этом мы с тобой.
(Памятник Уральскому танковому корпусу.)

Отгадайте, что за дом
Клоуны смешат нас в нем?
Там зверюшки все живут
И танцуют и поют?
(Цирк)

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия,вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
(Зоопарк.)

Юный зритель в дом войди,
Сказку здесь ты посмотри.
(ТЮЗ)

Небо в звездах прямо днем
С другом только здесь найдем.
Люди тут, и мал, и старый -
Все приходят в... (планетарий)

Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
Я люблю родной свой город.
Он всегда красив и молод.
Не найти таких прекрасных
Улиц, парков, площадей.
И живет здесь очень много
замечательных людей.
-
Пермь – милый город мой
Ты Каме брат родной
Как я горжусь тобой,
Город мой, город мой.
-
Город мой на Каме реке,
Как никто дорог ты мне.
-
Очень люблю я свой город.
Песни над Камой рекой
Он у нас так еще молод
Пусть остается такой.
Есть в нем прекрасные парки,
Кинотеатры, дворцы
Чудные эти подарки
Строили наши отцы.
-
Что же такое родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Луг в цвету, где не молкнут пчелы,
И твой дом, и огни твоей школы…
-
Я нарисую дом,
Скамейку у калитки
На листьях лопуха
Две завитых улитки
Вон бабушка в окне,
Ромашковый букет
Вам это все равно
А, мне милее нет.