Возможности сказкотерапии в коррекционной работе с детьми. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми Сказка терапия в коррекционной работе с детьми

  • 19.10.2019
Сказкотерапия как метод психологической коррекции - одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом .

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою. Создать психокоррекционную сказку не сложно главное следовать алгоритму:

1 в первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Так Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных Ещё один плюс этого метода - развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни

Психотерапия при помощи сказки не только учит ребенка различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет воспитателям и родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремиться

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных .

Таким образом можно сделать вывод: сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов детей, влияет на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире. Сказкотерапия – это лечение сказками. Здесь имеется ввиду совместное открытие с ребенком тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Основные этапы работы

Пальчиковые игры

На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.

Сказкотерапевтическое рисование

Конечно, дети еще и рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

В сказкотерапевтическом рисовании используются:

- проективное диагностическое рисование;

- спонтанное рисование.

В первую группу могут войти такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Под спонтанным сказкотерапевтическим рисованием подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети могут сами изготавливать краски и подбирать цвета по своему желанию и внутреннему состоянию.

Детские рисунки - это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека... В своих работах дети находят много разных существ и придумывают о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.

Решение сказочных задач

Решение сказочных задач - это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения.

Пример

Чтобы попасть на Волшебную поляну, нужно пройти через железный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на Волшебную поляну?

Маша А. Можно перепрыгнуть!

Педагог. А у тебя хватит сил и смелости? Лес огромный, деревья высокие!

Маша А. Нет, но я могу перелететь его на метле!

Как сказочные задачи, так и ответы детей бывают разные. Задания могут быть направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.

Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяется страхам детей (по просьбе родителей). Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. При помощи этого вида сказок решаются проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

На этом этапе даются такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.

Психодинамические медитации и танцы

Психодинамические медитации - это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.

Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.

Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. А теперь мы превращаемся в жителей этой страны и начинаем танцевать».

Педагог включает музыку и дает детям различные задания:

  • Сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело.
  • А сейчас мы танцуем так, как будто грустим.
  • А теперь мы на что-то сильно рассердились, злимся, топаем ногами и машем руками.
  • Но вот наша злость прошла, и мы танцуем радостно...

Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать...

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Погружение в различные стихии

Здесь используются приемы, связанные с погружением в различные стихии.

Пример

Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее...

Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки.

Пример

Педагог говорит детям: «Вы находитесь у ворот волшебной страны Рас- сказии. Ее король очень любит слушать сказки. Давайте доставим ему удовольствие и расскажем одну из наших любимых сказок...»

Педагог берет куклу-марионетку короля, дети садятся в кружок и рассказывают сказку «Колобок» или любую другую по их желанию. Каждый из детей говорит 2-3 фразы. Все внимательно следят за тем, о чем рассказывают другие. Если кто-то из детей затрудняется, то помогают король или педагог, в зависимости от ситуации. Затем король приглашает детей к себе в гости, дети гуляют по волшебной стране, слушают пение птиц, превращаются в животных, плещутся в воде.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Здесь последний ребенок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.

Групповое придумывание сказки.

Пример

Педагог берет куклу-марионетку (ребенок испытывал огромную радость, когда брали именно его куклу) и начинает о ней рассказывать сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Эвелина...» Дети продолжают, сказка обычно заканчивается после первого же круга.

Продумывание и рассказывание детьми нарисованной сказки.

Пример

Педагог говорит: «Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников и нарисуем сказочную страну. Закройте глаза и представьте себе ту сказочную страну, которую будете рисовать. Правило всех волшебников: не толкаться и не ссориться».

Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить.

Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: она становится более образной, дети легче и свободнее выражают свои мысли, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, продумывая их, педагог объясняет детям, что каждая сказка нас чему-то учит.

Работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, кчатся вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь становится образной, выразительной.


Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности (из опыта работы). «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приѐмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование предложения; слоговой структуры совершенствование слова; связных уточнение высказываний структуры (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приѐмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. Следует отметить особенности выбора сказки: * используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере открытыми к сказки восприятию дети раскрепощаются, действительности, становятся проявляют более большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, еѐ сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счѐт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: -наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары); -практические педагогического материалы, процесса при разработанные использовании для обеспечения метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ; -консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: -диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки; -взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; -насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тѐплую задушевную атмосферу в доме. - Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. - Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов: - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица - Групповое рассказывание сказок - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения - Групповое придумывание сказки При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказки имеют запахи. Это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую ―палитру‖ запахов. Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов (душистый горох, гвоздика, цедра лимона и т.д.). На основе сказки можно играть. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником. Узнавание почувствовать детьми стиль иллюстраций. автора, развивает Это дает возможность эстетическую память. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Сказкотерапия тесно связана с игротерапией. Применяя сказкотерапию, можно одновременно использовать игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Это может способствовать активизации познавательных способностей детей. Например, игра: «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок»). Для детей озвучивается цель: нужно построить новые домики для зверюшек, кто жил в теремке; с помощью конструирования, развивается сенсомоторная координация и логическое мышление (для медведя – большой домик, для мышки – меньше). По сказке «Заюшкина избушка» с целью развития общих речевых навыков, а именно силы голоса, можно провести игру: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Ребята, таким образом, учатся повышать и понижать силу голоса. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно- ласкательных суффиксов) можно провести игру: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок можно использовать картинки с изображением героев сказок. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на: - сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки), - снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики); - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику). Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учѐта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; -формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; -развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения со­знания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотера­пии - целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ре­бенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе куль­туру, мировоззрение своего народа.

Сказки Тихого Дона близки нам, так как многие годы мы используем в работе региональный компонент, но мера использования этих сказок была разной. На ка­ком-то отрезке времени это было, в основном, чтение, рассказывание, и далеко не в полной мере они использовались нами для развития у детей воображения, рече­вого творчества и воспитания добрых чувств.

Ведь не секрет, что доброта стала наиболее дефицит­ным явлением среди людей, в том числе и детей. А ведь только доброта, по мнению многих выдающихся педагогов, есть корень всех благородных качеств. По мнению Ш. А. Амонашвили, например, «... добрый че­ловек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, забот­ливым, храбрым, самоотверженным...»

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близ­кими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Судьба героини донской сказки «Доброе сердце до­роже красоты» Груня трогает души детей своей добро­той. Еще маленькой упала Грунюшка с крыльца, удари­лась спиной о ступеньку, и с тех пор появился у нее горбик. Зато сердце у Груни было - сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Каждого путника на­кормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку лепешек положит: пригодятся в дороге!



Когда мы заметили, что дети в свободной деятельности неоднократно пытаются «играть» эту сказку, мы пред­ложили им свою помощь и родился сценарий, куда вош­ло содержание не только этой сказки, но и все, что к этому времени они узнали о жизни и быте донских ка­заков. Гостеприимство, умение приветить, напоить и накормить путника, свойственное казачке, они пытались изобразить, исполняя роль полюбившейся им Грунюшки. А «путник» непременно приезжал на коне, как в сказке «Игнатка», привязывал, гладил коня, приговари­вая; «Казаку конь - себя дороже», «Без коня казак - кругом сирота», «Казак сам не поест, а коня накормит». Демонстрируя перед всеми свою любовь к коню, кор­мил его, а затем сам принимал угощение и дарил Грунюшке тряпишную куклу.

По предложению ребят включили в сказку и такую сцену, когда всем миром провожали казака на войну со словами: «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе - от сердца девицы перешла, от доброты ее». Грунюшка подавала казаку сумку с продуктами, и все желали воину вер­нуться домой живым и здоровым.

Не было в нашем сценарии только Улиты - краса­вицы из этой сказки. Хоть и написано в ней: «...ищи такую красоту по всему свету - не сыщешь!», сыграть ее никто из девочек не хотел, так как было, по сказке, одно лихо у нее - сердце злое, лютое.

А вот добрых героев вспоминали и включали в по­становку и из других сказок. Например, из сказки «Кудла», которая рассказывает об уважении к старшим: «Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит, поможет. Несет старичок связку дров - шагу лишнего не даст ступить: возьмет дрова и сама отнесет, куда надо».

Дети, как профессиональные режиссеры, находили, как связать и куда вставить эти сцены, запомнившиеся из разных сказок Тихого Дока. Так, провожая казака на войну, в последний момент казачка вдела в его ухо серь­гу. Тем самым вспомнили сказку «Петрусь», где описан казачий обычай носить такую серьгу единственному или самому младшему сыну в семье, это был знак для коман­дира Донского войска. И он, как мог, берёг единственно­го сына для родителей, для продолжения рода.

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возмож­ность воспитателю и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея - все можно улучшить, изменить во благо - должна стать творческим деви­зом для ребенка. Такова наша главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищен­ность. Во время работы над сказкой, дети обогатили свой словарь, шла работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяли словарный запас, помогали верно строить диалоги, влияли на развитие связной, логичной речи. Но не менее важно сделать речь детей эмоцио­нальной, образной, красивой. И этому, как ничто другое, способствует работа над постановкой сказок. Драмати­зация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интона­ции, выразительности. И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложе­ний станет намного интересней для детей, если исполь­зовать для этого словесный материал из сказок и об­лечь занятие в игру «От каждого по словечку».

Итак, подводя итог вышесказанному, отмечаем, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Г. Г. Чебанян, А. Р. Красикова

Эльмира Наринян
Из опыта работы «Использование сказкотерапии в коррекции личностных проблем дошкольников»

Тема работы мной выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем у детей дошкольного возраста : агрессивность, конфликтность, вспыльчивость, обидчивость, тревожность, нерешительность.

Статистика исследований в данной области показывает, что за последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями, имеющими комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Эти нарушения вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности , мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы .

Когнитивная (познавательная) функция сказки остается актуальной даже спустя века после ее создания : в ней раскрыты самые разнообразные реалии окружающего мира, новые явления вводятся через текст на уровне понятных ребенку образов и описаний.

Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии. Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу , маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию : важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Проблема эмоционально- личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности . Эмоции играют важную роль в жизни детей : помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

Известно, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, связаны с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка . Эмоции воздействуют на все психические процессы : восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру , открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности . Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками . Актуальность сказкотерапии состоит и в том , что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей : нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов , сказок , посвященных духовно-нравственной проблеме .

На сегодняшний день существуют такие проблемы , как :

жестокие сказки , несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам , в основном – это чтение, рассказывание , в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки , позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказка , ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и , в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника .

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы , развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии .

Моя работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по настоящее время.

Начальный этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик. На первом этапе необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы , имеющиеся у детей, родителей, составить план работы , подобрать диагностический материал. На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста . Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной психолого - педагогической проблемы .

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми , педагогами. родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками , на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

В процессе работы над темой я рассматривала понятия : эмоции, воля, эмоционально -волевая сфера, возрастные особенности развития эмоциональной сферы личности ребёнка .

Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В психологической литературе эмоции определяются как те психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.

В возрасте от 3 до 7 лет доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов , в первую очередь психологических.

Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника , в том числе и психического развития. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций , как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Самым важным личностным механизмом , формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Усвоение этических норм и социализация нравственного поведения ребенка протекают быстрее и легче при определенных отношениях в семье. В общении с безусловно любящими их родителями дети получают не только положительные или отрицательные эмоциональные реакции на свои поступки, но и объяснения, почему одни действия следует считать хорошими, а другие плохими. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста . Одной из линий развития самосознания является осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами : «я рад» , «я огорчен» , «я сердит» .

У ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому воспринимая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему понять, что эти проблемы не только у него есть, с другой стороны, посредством сказочных образов предлагается выход из ситуации.

Сказкотерапия , как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми : ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность , отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии , можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Новизна опыта состоит в оптимальном комбинировании различных методов и приемов и в использовании метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития и коррекции эмоционально – личностной сферы .

Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии . Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи :

Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста .

Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста .

Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста .

Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях : с детьми, педагогами и родителями.

Этапы

1. Констатирующий этап

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях :

характеристика родителями состояния своих детей

преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры :- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.

Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1) ;

рисуночная методика «Кактус» -для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности –(Приложение 2) ;

- . (Приложение 3) .

Формирующий этап

В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно -развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно : на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа , направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4) .

Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 2о-30 минут и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению, с детьми «группы риска» . Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы , для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников .

Основная цель : развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста . В процессе работы решаются следующие задачи :

Познакомить детей с эмоциями : радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

научить детей : различать эмоции по схематическим изображениям;

Передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

Переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе ;

Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Выстраивая коррекционную работу с детьми , мной составлен цикл коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей, с использованием программы Т . Грабенко, Т. Зинкевич-Евстпигнеева, Д. Фролов «Волшебная страна внутри нас» - программа эмоционально - волевого развития для детей и подростков. (Приложение 4) .

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия из цикла “Погружение в сказку” :

Этап Назначение Содержание этапа

1. Ритуал “входа в сказку ” Создать настрой на совместную работу . Войти в сказку . Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.

2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы они для себя сделали, какой опыт приобрели , чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней , пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

3. Расширение Расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку . Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать , помочь какому-либо существу из сказки и др .

4. Закрепление Приобретение нового опыта , проявление новых качеств личности ребенка . Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт , совершаются символические путешествия, превращения и др.

5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью . Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт , что приобрели сегодня.

6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт , связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта , проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт .

7. Ритуал выхода из сказки . Закрепить новый опыт , подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Иногда возможно повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит : “Мы берем с собой самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают к груди.

При поведении занятий желательно руководствоваться следующими

правилами :

для занятий должно быть достаточно много места. На полу необходим, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления : сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу;

в процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”;

вхождение в сказку ” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. ;

для “выхода” из сказки особые приемы не требуются;

текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности . Тексты можно пересказывать , но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу;

сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Их можно лишь условно поделить на простые и сложные;

все атрибуты сказок , любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять;

необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

занятия включают : игры : подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, тематическое рисование. Все дети активно, с удовольствием участвуют в занятии, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.

Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

Актуализация проблемы на первичных консультациях;

Индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

Выступление с презентацией на родительском собрании на тему «»

Памятки для родителей.

Завершающий этап

По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

Результативность опыта .

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей :

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

Родители :

стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

повысилась психолого-педагогическая культура.

Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой (Приложение №2) . На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики отмечено, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, долго не могут приступить к выполнению предложенного задания, только после одобрения, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.

Так, по результатам первичной диагностики графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы :

Для диагностики тревожности детей используется «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена (Приложение) .

2012-2013 2013-2014 2014-2015

Уровень тревожности первич-ная итого-вая первич-ная итого-вая первичная Ожидае

мые рез-ты

высокий 12/75%

10/63% 12/75% 6/38% 7/43% 4/25%

средний 3/19%

5/31% 2/12.5% 8/50% 6/38% 4/25%

низкий 1/6%

1/6% 2/12.5% 2/12% 3/19% 8/50%

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер , когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

В процессе исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли беспокойство, неуверенность в себе, в правильности своих ответов. Проявляли вредные привычки невротического характера - грызли ногти, качали ногой и др. У некоторых из этой категории детей можно было наблюдать физиологические признаки повышенной тревожности - потели ладони рук.

Дополнительно, с целью выявления уровня тревожности детей мной использовалась «Анкета по выявлению тревожного ребенка» (по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) путем опроса родителей (Прилож.) .

2012-2013 2013-2014 2014-2015

Уровень тревож-ности первич итогов. первич. итогов. первич. Ожидае-мые резуль-таты

высокий 10/63% 9/56% 9/56% 5/31% 6/38% 2/12%

средний 4/25% 5/31% 5/31% 7/43% 6/38% 10/63%

низкий 2/13% 2/13% 2/13% 4/25% 4/25% 4/25%

Данное исследование позволило сделать вывод о том, что половина детей испытывает высокий уровень тревожности. Эти данные также были подтверждены методикой «Кактус» и тесту тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. По результатам динамического анкетирования родители отметили, что ребенок стал значительно спокойнее, увереннее, активнее, сон спокойный.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста .

Библиографический список.

1. Вологодина Н. В. Сказкотерапия , или Как стать победителем. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.

2. Грабенко Т. Д. Сказки для маленьких и больших. Статья. Педиатрия для родителей. СПб.: №1, 2008. 100/5

3. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки ! " / Татьяна Доронова // Обруч : образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет .: Пособие для практических работников детских садов ?/Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008.

5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт» , 2000.

6. Ивлева И. А., Млодик И. Ю., Сафуанова О. В. Консультирование родителей в детском саду.

7. Прихожан, А. М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст [Текст] /А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с. – ISBN 978-5-469-01499-7

8. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений . ИД «Генезис» , 2009.

9. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Спб.: Речь, 2001.

10. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем . -СПб.: Речь, 2010.

11. Тренинг по сказкотерапии . Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т . Д. Зинкевич -Евстигнеевой. -Спб.: Речь, 2007.

12. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет . Психологические игры, упражнения, сказки . - М.: Генезис, 2003.

Игры на развитие эмоционально - волевой сферы в повседневной деятельности детей. http://wwwb17.ru/acquaintance-with-the-emotions/ .

Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург, (электронный ресурс) .-режим доступа : http:// www.cka3ka-miks.com/ - март, 2011.

Сказкотерапия для ребенка . http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-vospitaniya/ - апрель 2013.