В школьном праздничном календаре немало торжественных и весёлых дат. Некоторые из них повторяются из года в год, виновниками других торжеств становятся только первоклассники или выпускники. Давайте вспомним основные праздники, чтобы ни о чём не забыть в будничной суете. Поскольку школьный учебный год не равен календарному, о праздниках будем рассказывать, начиная с сентября.
Прощание с азбукой (Праздник букваря)
Когда отмечается
Подвижный, не имеющий точной даты праздник. Чаще всего приходится на январь — февраль.
Смысл и история праздника
Это ещё один сугубо школьный праздник, который касается представителей только одной параллели — первоклассников. История умалчивает, когда в наших школах прощание с букварём превратилось в настоящий праздник. Известно только, что отмечают его уже не одно десятилетие. Причём в тех местах, где, помимо русского, дети учат и национальные языки, празднуют прощание как с русской азбукой, так и с первыми учебниками родного языка. Так, например, ребята из Крыма, обучающиеся на крымскотатарском языке, прощаются не только с азбукой, но и элифбе.
Как отмечают в школах
Прощание с азбукой учителя и родители стараются превратить в незабываемое и трогательное событие: ставят сценки, учат песни, делают поделки в виде букв, устраивают чаепития.
Что подарить
Детям в этот день дарят полезные подарки (красочно оформленные словари, справочники, энциклопедии, головоломки) и, как правило, оставляют на память их первый учебник — Азбуку.
Масленица
Когда отмечается
Тоже праздник без конкретной даты, приуроченный к последней неделе перед Великим постом (обычно в феврале — начале марта).
Смысл и история праздника
Масленичная неделя на Руси - издавна время народных гуляний. Не прерывалась традиция даже в советское время, просто тогда Масленицу назвали проводами зимы. В праздновании Масленицы можно увидеть следы язычества и отголоски древних обрядов, однако радость по поводу окончания зимы и наступления долгожданной весны понятна и близка и в наше время.
Как отмечают в школах
Любимый народный праздник уже давно . Не забывают о нём и в школах, устраивают гулянья, конкурсы поделок, пекут блины, утратившие в нашей жизни обрядовое значение и ставшие просто традиционным, но очень любимым национальным блюдом. Как и Рождество, Масленицу с удовольствием празднуют представители самых разных народов нашей страны.
Что подарить
В Масленичную неделю подарки обычно не дарят, ограничиваются вкусным угощением.
Выпускной вечер
Когда отмечается
Во второй половине июня, после окончания экзаменов
Смысл и история праздника
Один из самых старых праздников среди отмечающихся в школах. В России выпускники праздновали окончание учебных заведений ещё во времена Петра I. Причём принято было отмечать «выход в люди» широко и с фантазией. И эта замечательная традиция не нарушалась десятилетия и даже века. Но в 1941 году праздник пришёлся на один из самых трагичных дней в истории нашей страны: 22 июня началась Великая отечественная война. Однако в мирные годы обычай весёлого празднования перехода во взрослую жизнь возобновился и вот уже больше семидесяти лет не прерывается. При этом в последние годы всё больше классов решают отказаться от шикарных нарядов и дорогих развлечений, празднуя в родной школе и перечисляя сэкономленные деньги в различные благотворительные фонды.
Как отмечается в школах
Проходят торжественные мероприятия и выпускные балы. В этот день выпускникам школ вручают аттестаты, грамоты и дипломы и поздравляют с важным событием в их жизни, желают поступить в выбранные учебные заведения. традиционно начинается вечером и продолжается до рассвета.
Что подарить
Что подарить ребёнку, окончившему школу - дело вкуса и материальных возможностей родителей. Многие решают не торопиться и дарят подарки не на окончание школы, а по случаю поступления в ВУЗ.
Для среднего и старшего дошк. возраста. Стихи для дошк.: Недовольные куры, Кошка Мур-Мур и др.
С древних времен отмечаются в Японии три праздника, посвященных детям: "День девочек", "День мальчиков" и праздник "семь, пять, три".
В портретной галерее: Князь Святослав, Дмитрий Донской, Павел Нахимов,Георгий Жуков И др.
Сценарий к Дню красоты.
Конкурсы: "Идеальный ученик и учитель", "Школьные типажи", "Назови этот шедевр" и др.
Викторина посвящена лит. героям произведений Ж.Верна, Р.Распэ, Д.Дефо, А.Грина.
Необычное веселое путешествие вместе с Петрушкой, Фомой и Еремой.
Сценарий праздника, посвященного подписанию исторического документа - Указа об открытии в Москве университета 25 января 1755 г. Студенческий праздник - Татьянин день.
Как украсить помещение или сделать подарок из воздушных шариков.
Как своими руками сделать забавные игрушки.
На диске Вы найдете информацию об истории праздников, множество игр, загадок, фокусов, забавных историй, а также детские песни с нотами. Вы узнаете, как украсить дом, какие приготовить угощения, как организовать и провести детский праздник (свыше 20 сценариев).
В сценарий, посвященный летним каникулам, входят: литературная викторины на знание популярных детских книг, Пиратская мини- викторина. Ведущие Баба-Яга, Бармалей, Шапокляк.
Представлены сценарии: "Закладка на всю жизнь", "Зависть", "Ложь".
Традиционный праздник Средневековья в испанском городе Альбуркерке в провинции Бадахос.
Сценарий проведения праздника с конкурсами и викторинами.
Игровые формы экологического образования для детей 5-7 лет.
Об отношении к детям в Японии. Проведение праздников - "Дней девочек", "Дней мальчиков","Семь - пять - три" и других национальных праздников.
Представлены старинные фотографии участников балов конца XIX - начала XX века.
Именины Татьяны, праздник Московского университета и всего студенчества в целом (история).
Праздник для бабушек и дедушек. Сценарий проведения Дня пожилого человека.
Малышам-первоклассникам, пришедшим в новый коллектив, приходится знакомится "на ходу". Предлагаемый праздник позволит им подружиться посредством веселой увлекательной игры.
Сценарий праздника, викторины.
В содерж.: За что дети любят Золушку? В чем обаяние Наташи Ростовой?
25 (12) января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании первого в России Московского университета.Это был день христианского церковного праздника, посвященного памяти святой великомученицы Татьяны, ставшего с тех пор самым демократическим молодежным праздником.
В празднике участвуют победители олимпиад, лучшие танцоры, художники, солисты школьного театра.
Действующие лица - герои венецианского карнавала: Арлекин, Коломбина, Пьеро. Использованы фрагменты поэм М.Ю.Лермонтова "Боярин Орша", "Исповедь", "Мцыри" и др.
Сценарий праздника с различными конкурсами для детей и родителей.
Школьные праздники
Каждый из нас так или иначе связан со школой. Дети и родители, иногда даже
бабушки и дедушки, учатся. Школьные годы едва ли не самые лучшие в жизни человека.
Именно в эти годы рождается самая крепкая дружба, появляется первая любовь,
возникает увлечение, которое впоследствии становится главным делом всей жизни.
Но школа это не только уроки и перемены, это еще и школьные праздники, которых
чрезвычайно много. 1 сентября, Первый раз в первый класс, Прощание с букварем, День учителя, День школы, Выпускной бал и многие другие. И чтобы было интересно не только детям, но и родителям, предлагаем вам самим написать сценарий вашего праздника, а для этого воспользоваться нашей литературой.
63.5
П 68
Школьные годы чудесные
// Праздники для детей и взрослых / Под ред Н. В. Чудаковой. М. : АСТ, 1998. С. 115-194
Величкин В., Воронин А. Гимн школьников : Песня // Клуб, 2006. N 9. С. 26
Гаврилова Т. «Большие перемены» : Сценарий выпускного бала // Клуб, 2006. N 6. С. 26-27
Последний прозвенел звонок : Сценарии выпускных вечеров для школьников, студентов, учащихся ПТУ // Сценарии и репертуар. 2005, вып. 7.
Милая, прекрасная пора : репертуар, сценарии, конкурсно-игровые программы для молодежи и выпускников различных классов общеобразовательной школы // Сценарии и репертуар. 2006, вып. 7.
Давыдова М. Мы славим учителей : Инсценировка, посвященная Дню учителя 5 октября // Клуб, 2004. N 9. С. 25-27
Муратова В., Тикунов В. Учитель, повторись в ученике! Сценарий ко дню учителя // Клуб, 2006. N 10. С. 26-27
Прощание с Азбукой : Сценарии театрализованных праздников, представлений, игровых программ, посвященных новому учебному году // Сценарии и репертуар. 2004, вып. 8.
Мы теперь ученики : Сценарии праздников учителей и учеников, развлекательно-игровые программы, песни, стихи // Сценарии и репертуар. 2005, вып. 14.
Панфилов Вл. Прощание с букварем : Музыкальная понарошковая войнушка-марш // Сценарии и репертуар. 2003, вып. 3. С. 4-15
Бурякова М. Под сенью дружных муз : Конкурсно-игровая программа для старшеклассников, посвященная Дню лицея // Сценарии и репертуар. 2003, вып. 3. С. 48-54
Ни пуха, ни пера! Сценарии праздников, конкурсно-игровых программ, вечеров отдыха для старшеклассников и студентов // Сценарии и репертуар. 2005, вып. 15.
Антух Д. Счастливый случай : Интеллектуально-развлекательная игра для школьников среднего и старшего возраста // Клуб, 2005. N 5. С. 30-33
Добычина И. Космический полет в сказку : Театрализованный сценарий праздника для детей // Клуб, 2005. N 6. С. 28-30
Кочурова С. До новой встречи, марафон! // Клуб, 2006. N 4. С. 30-31
Неволина Г. Праздник «Всезнайки» : Игровая познавательная программа для детей младшего школьного возраста с танцами и конкурсами // Сценарии и репертуар,. 2003, вып. 3. С. 16-22
Перминова Е. Мы идем на Вы! Спортивно-развлекательная игра для детей среднего школьного возраста // Клуб, 2003. N 4. С. 36-37
Снытина Н, Просиненкова Г. Отдыхаем всей семьей : Сценарий театрализованного представления для детей и родителей // Клуб, 1999. N 11. С. 26-27
Тарасова Н. Потехе час : Сценарий детского праздника // Сценарии и репертуар. 2006, вып. 1. С. 4-7
Тимофеев О. Необыкновенный концерт или подарок для всех // Клуб, 1999. N 9. С. 14-15
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Что же необходимо учитывать прежде чем приступить к организации и проведению праздника в школе...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Значение и организация школьных праздников.
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день- это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни часто похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и легкими, удачными и не удачными. Будням всегда противопоставляется праздник- это день, наполненный радостью и весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.
Детство - самая счастливая, но, к сожалению, мимолетная пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают детям и взрослым содержательно отдохнуть. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями и обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция или обычай, средством выражения которых является обряд, обрядовые действия. С другой стороны, праздник- это далеко не безделье.
Безделье не противопоставляется делу! Праздник не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.
И я считаю, что ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники…»,- писал К.Д.Ушинский.
Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры - отличные помощники в интеллектуальном развитии детей. Школа- это коллектив. Именно в праздничных заботах проявляется воспитательное богатство коллективной работы. В дни праздников, как впрочем, и в будни, нужна забота о настроении каждого, об общей атмосфере праздничного состояния. Такое состояние у детей связано с ожиданием чего-то приятного, сказочного. Детское воображение питается прежним опытом - ранее увиденным, прочитанным, пережитым. Оно само дорисовывает то, что называется предвкушением удовольствия, счастья. Как писал великий русский драматург А. Вампилов: «Счастье - в предчувствии счастья».
Я уверена, что подготовка к школьному празднику должна вызывать у детей особый интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.
Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагог-режиссер должен помочь дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала и школьной сцены. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа. При подготовке праздника, педагог должен не только помочь создать детям радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, но и рассказать учащимся о традиции праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.
Организуя школьный праздник, педагог решает несколько задач:
- психологическую - создает у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости
Социальную - укрепляет школьный коллектив, детей разных возрастов, общение между детьми и взрослыми
- педагогическую - воспитывает у детей интерес к культуре, истории, музыкальному, художественному и литературному наследию страны
Творческую – развивает способности детей в театрально-исполнительском искусстве, музыке, хореографии и т.д.
Еще очень важный аспект: как будут отдыхать дети, когда вырастут, как будут вести себя на досуге, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Все это закладывается в детстве, в школьных праздниках.
Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего Солнцеворота – макушки лета.
На Руси в XIX- начале XX вв. наряду с языческими праздниками отмечалось много праздников Православной церкви. Они были введены после принятия Христианства, обрели популярность с конца XVI века и сохранились до сегодняшнего дня. Религиозные праздники – не просто дань прошлому, не слепое выполнение традиционных обрядов – это возможность приобщиться к тайне, познать иное, поверить в Бога. Христианские праздники разделяются на две большие группы: переходящие, подвижные, то есть перемещающиеся по календарю в зависимости от дня Пасхи, и неподвижные, то есть приходящиеся на одно и тоже число месяца. Православные праздники проводятся в честь значительных событий священной истории, особо почитаемых святых, чудотворных икон. Главным праздником для всех православных людей была и остается Пасха. Великими праздниками Православной церкви двунадесятые – двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять праздников, посвященных евангельским событиям. Наиболее значимыми праздниками являются Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Святая Троица, Покров Пресвятой Богородицы.
Богослужение в праздничные дни отличается яркостью и торжественностью, так как именно пышность ритуала проведения службы способствует укреплению веры людей в Бога, памяти о святых угодниках.
В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года (в ночь на первое января), дни рождения царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувства патриотизма, любви к Родине у детей и взрослых.
Кроме вышеперечисленных праздников, в среде деревенских общин и городских кварталов справлялись «полупраздники»- малые праздники. Они устраивались в честь покровителя какого-либо ремесла, животных, дней начала и окончания полевых работ. Малым праздником считался Сочельник – день накануне большого праздника, а также воскресенье – день недели, который считался днем отдыха.
Каждый праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Молебен, крестный ход собирают, объединяют множество людей, переживания и мысли которых пронизаны идеей праздника. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию, так как люди, встретившись на празднике, обмениваются новостями, рассказывают о произошедших в стране или местности, где они проживают, событиях.
В наше время, работая с детьми в школе, можно выделить следующие виды праздников:
- народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, праздник Ивана Купалы, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины.
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и т.д.
Международные: День Матери, День защиты детей, Международный женский день.
Православные: Рождество Христово, Пасха, Вербное воскресение и т.д.
- бытовые и семейные : День рождения, Праздник Букваря, Последний звонок.
- нетрадиционные (оригинальные): Всемирный день Интернета, Праздник воздушных шаров
При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга,- душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Я считаю, что подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, педагог должен вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего школьного коллектива и детей так, чтобы предстоящий день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника.
Очень важно привлекать детей к оформлению зала, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию и т.д.). В последнее время, для проведения школьных праздников используются компьютерные презентации. Их с удовольствием готовят ученики старших классов, что делает праздник более наглядным, информативным и ярким.
При оформлении помещения к празднику следует помнить следующие правила. Дизайн должен:
Отвечать содержанию праздника, быть художественным понятным для детей;
Развивать художественно эстетический вкус;
Создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого учащегося и коллектива в целом и не перегружать праздник трудными произведениями. При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:
Яркое и торжественное начало праздника
Развертывание сюжета, где отражается основная идея, информативная часть, инсцениковки, игры, танцы, музыкальные номера, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъема
Кульминацию, в конце которой уместно дать финальный танец или общую песню, объединяющую всех участников сценического действия и усиливающую эмоциональное состояние не только самих исполнителей, но и зрителей.
Итак, школьный праздник – это прекрасная возможность собраться со своими учениками в обстановке праздника и уюта, когда создаются условия для живого личностного общения, воспитания чувств, овладения культурой художественного восприятия, раскрытия перед учащимися особенностей художественной культуры, ее роли в жизни людей, овладевании языком искусства. Это своеобразная форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин эстетического и гуманитарного циклов.
С чем носить длинное платье
С чем носить длинное платье
С чем носить длинное платье
Построение выкройки основы прямой юбки для девочки Фасоны детских юбок с выкройками
Построение выкройки основы прямой юбки для девочки Фасоны детских юбок с выкройками