Лариса тихомирова развитие интеллектуальных способностей ребенка. Программа «Развитие познавательных способностей учащихся

  • 17.10.2019

Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста...................... 5

1. Восприятие...................... 7

Особенности восприятия детей дошкольного возраста. . 8 Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста............... 10

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................ 26

2. Память...................... 34

Особенности памяти детей дошкольного возраста... 36 Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста...... 38

Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. . 57

3. Внимание..................... 64

Особенности внимания у детей дошкольного возраста. 65 Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста......... 67

Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста 81 Заключение к части I ................ 86

Приложение...................... 93

II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста................ 119

1. Восприятие..................... 121

задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

ВОСПРИЯТИЕ

11

задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить и следующие задания:

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.


12

НАПРИМЕР:

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4-5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

ВОСПРИЯТИЕ

13

Игра «составь картинку»

Направлена на развитие восприятия у детей 3- 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99-101) даны как целые кар­точки, так и те карточки, которые надо разрезать.

задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5-6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из ко­торых оставить в виде эталона, а другую раз­резать на 4-5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5-6 лет можно усложнить задание, попросив складывать картинку по памяти, без эталона.

Игра «белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3-5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение, с. 95-97) нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение .

задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо-

Развитие познавательных способностей дошкольников

ВОСПРИЯТИЕ

жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько ус­ложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении (с. 103).

а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Развитие познавательных способностей дошкольников

Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

ВОСПРИЯТИЕ

2-й вариант задания:

Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ» Предназначена для детей 4-6 лет.

Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимахвК-
18

Развитие познавательных способностей дошкольников

задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

Игра «цвета»

Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

ВОСПРИЯТИЕ

В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.

Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»

Направлена на развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «расскажи о животных»

Предназначена для развития структурности вос­приятия.

В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.


Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих жи­вотных.

21

Игра «сравни предмет»

Дошкольнику следует предлагать задания, направ­ленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.

  • Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей . – М.: Академия Развития, 2007. – 240 с.

  • Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования» - М.: АРКТИ, 2005. – 50 с.

  • Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития позновательной деятельности ребёнка+методические рекомендации – М.: Айрис-пресс, 2005 . – 48 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Серия индивидуальных занятий
    Занятие 1

    Цель: развитие восприятия и внимания детей

    Оборудование: полотняный мешочек с разными мелкими предметами , две пирамидки, лист бумаги, простой карандаш, 10 разных игрушек.

    1.Игра «Узнай предмет»

    Цель: научить детей сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

    Инструкция. Определи на ощупь, что это за вещи.

    Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

    2.Игра «Собери пирамидку»

    Цель: развитие восприятия ребенка 3-5-летнего возраста.

    Инструкция 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

    Инструкция 2: Организуйте сложное конструирование по эталону , то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

    Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
    3. Игра «Нарисуй по образцу»

    Цель: развивать внимание и мелкую моторику рук.

    Инструкция : по образцу нужно нарисовать узоры:

    4. Игра «Найди игрушку»

    Цель: развитие внимания и восприятия

    Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Психолог и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинают рассказывать, какая она, что может делать , какого цвета, какой формы, какой величины. Участник игры может задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки.

    Занятие 2

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета и величины предметов, развитие мелкой моторики

    Оборудование: разрезные картинки из 3 частей (2 шт.), задание к игре «Белый лист», «Зашиваем ковер»


      1. Игра «Составь картинку»
    Инструкция : по образцу собрать разрезанную картинку.

      1. Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
    На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

      1. Игра «Белый лист»
    Инструкция: Ребенок должен правильно подобрать фигуру и закрыть ей точно такую же , а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

    На листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

    Игра «Н айди такой же предмет»
    Инструкция: Внимательно посмотри на картинки и найди такую же.

    Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон картинки и еще несколько рисунков с предметами, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон.

    Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка , но и память, и внимание.

    Занятие 3

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета, величины

    Оборудование: картинки животных (белка, утка, курица, медведь), картинки для задания «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»


        1. Игра «Ц вета »
    Предлагаем ребенку назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Кто наблюдательнее»
    Просим ребенка назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Расскажи о животных»
    Ребенку показываем картинки животных и просим назвать , что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

        1. Игра «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»

    Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими.

    "Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

    На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.

    Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.

    Занятие

    Цель: развитие восприятия и внимания

    Оборудование: бланк задания «Что не так?», «Найди пуговки», разрезные картинки «Чайник», рисунки к заданию «Больше - меньше»


          1. « Что не так?»
    Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных.

          1. « Найди пуговки»
    В шкатулке много всяких пуговиц , но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

          1. «Склеим чайник»
    Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.

    Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазамй ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.


          1. «Б ольше - меньше»

    • покажи картинку, на которой самый короткий карандаш

    • на какой из картинок изображен самый большой чемодан


      на каком рисунке находится самая маленькая елка

    Занятие

    Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие восприятия величины , цвета.

    Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, бланк с заданием «раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета», разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и нитки соответствующего цвета.


    1. « Угадай на ощуп ь»
    Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ошупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

    Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник , овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.
    После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

    2.« Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета»

    А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

    Б) Даете ребенку такое задание: "Раскрась поезд в оранжевый цвет , если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".

    3.«Шарики - ниточки»

    Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.
    4. Грибы

    Попросите ребенка найти и раскрасить пару для каждого гриба. Для какого гриба не хватило пары? Чем они отличаются, а чем похожи?

    Серия групповых занятий

  • Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

    Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

    I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста

    1. Восприятие

    Особенности восприятия детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста

    Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

    Особенности памяти детей дошкольного возраста

    Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста

    Диагностика памяти у детей дошкольного возраста

    3. Внимание

    Особенности внимания у детей дошкольного возраста

    Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста

    Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста

    Заключение к части I

    Приложение

    II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста

    1. Восприятие

    Особенности восприятия детей младшего школьного возраста

    Упражнения для развития восприятия у детей млад­шего школьного возраста

    Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда­тельности у учащихся младших классов

    Диагностика восприятия у детей младшего школьно­го возраста

    Особенности памяти детей младшего школьного возраста

    Задания и упражнения для развития памяти млад­ших школьников

    Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена

    Диагностика памяти младших школьников

    3. Внимание

    Особенности внимания детей младшего школьного возраста

    Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста

    Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

    Методы диагностики особенностей внимания младших школьников

    Заключение к части II

    Приложение

    Предыдущая книга «Развитие логического мышле­ния детей» была посвящена формированию такого важного процесса человеческого сознания, или психики, как мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге мы рассказываем о развитии таких психических процессов, как восп­риятие, внимание, память, без которых также не­возможно успешное обучение ребенка в школе. Главы книги содержат подробную информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особен­ности этих психических процессов у детей дошколь­ного и младшего школьного возраста, как оценить уровень сформированности познавательных способно­стей у детей и с помощью каких игр, занятий, упражнений можно их развивать.



    Все задания, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает. Поэтому рекомендуем родителям, педагогам, занимающимся с детьми, придерживаться определенной последователь­ности при проведении занятий.

    Напоминаем, что продолжительность занятий с детьми дошкольного возраста не должна превышать 20 минут, продолжительность занятий с учащимися первого класса - 30 минут, второго-четвертого классов - 40 минут.

    Участника энциклопедии "Известные Ученые"

    1. Тихомирова Лариса Фёдоровна. 8 мая 1956 г., Россия, Приморский край, Гродековский район, пос. Гродеково. Окончила Ярославский государственный медицинский институт, годы обучения 1973-1979, кандидат медицинских наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой олигофренопедагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

    3. Монографии.

    Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов Здоровый образ жизни и здоровье. Ярославль. Верхне-Волжское изд-во, 1989.-160с.

    Л.Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей (учебное пособие). Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.- 240с.

    Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет (пособие для родителей и педагогов). Федеральная программа книгоиздания России. Ярославль: Академия развития, 2002.- 144с.

    Л.Ф. Тихомирова. «Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.-240с.

    Л.Ф. Тихомирова. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни (учебное пособие). Ярославль: Академия развития, 2007.-192с.

    Л.Ф. Тихомирова, В.А. Маргазин и соавт. Руководство по спортивной медицине (учебное пособие с грифом министерства). С.-Пб.: Спецлит, 2011.-500с.

    Л.Ф. Тихомирова. «Школа - территория здоровья». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.-136с.

    Л.Ф. Тихомирова. «Предпосылки здоровьесберегающей педагогики». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.-160с.

    4. Кандидатская диссертация защищена в 1989 г. «Социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и заболеваемости медицинских работников в связи с условиями их труда и быта».

    Докторская диссертация защищена в 2004 г. «Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики».

    5. НАГРАЖДЕНА: В 1993 г. - знаком «Отличник просвещения».

    В 2000г. - знаком «Почётный работник высшего профессионального образования».

    В 2006 г. - грамотой Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

    В 2004 г. Лауреат премии губернатора Ярославской области «За заслуги в сфере образования».

    В 2006 г. - Почётной грамотой Департамента образования Администрации Ярославской области.

    В 2010 г. - Дипломом Лауреата премии губернатора в сфере образования в составе авторского коллектива за научно-практическую разработку «Комплексный подход к формированию здоровьесберегающей среды специальной (коррекционной) школы-интерната № 82».

    Главный редактор регионального журнала «Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье», издаётся с 2003 г.

    Научные публикации:

    1. Распространенность вредных привычек среди врачей (статья) Печатная Актуальные проблемы пьянства и алкоголизма. - Ярославль: ЯГМИ,1985.-С.27-29 3с. -

    2. Особенности заболеваемости с временной утратой трудоспособности медицинских работников (статья) Печатная Здравоохранение РФ. - 1986. –

    № 2. - С.26-28 3с. -

    3. Влияние потребления алкоголя на заболеваемость с временной утратой трудоспособности (статья) Печатная Диспансеризация всего населения РСФСР. - Москва, 1986. - С.175-176 2с. -

    4. Вопросы организации и повышения качества оказания медицинской помощи работникам здравоохранения (статья) Печатная Здравоохранение РФ. - 1987. –

    № 8. - С.10-12 3с. -

    5. Некоторые вопросы образа жизни и отношения к своему здоровью медицинских работников (статья) Печатная Здоровье и медицинское обслуживание населения Нечерноземья.- Ярославль, ЯГМИ, 1987.- С. 32-35.

    6. О возможностях интенсификации труда в здравоохранении за счет внедрения оперативных методов оценка риска заболеваемости (статья) Рукопись Депонирована во ВНИИМИ за № 12885 3.03.87.- Ярославль,1987.-8с. 8с./ 6с. Басов А.В.

    7. К вопросу об изучении комплексного влияния социально-гигиенических факторов на заболеваемость медработников (статья) Печатная Задачи последипломного обучения руководящих кадров здравоохранения. - Казань,1987. -С.162-164 3с./2с. Басов А.В.,

    Каменщикова А.Н.

    8. Прогнозирование риска алкоголизации студентов медицинских ВУЗов (статья) Печатная Комплексные социально-гигиенические исследования. -Москва, 1988. - С.192-196. 5с./3с. Басов А.В.

    Запорожченко В.Г.

    9. Некоторые вопросы изучения образа жизни медицинских работников (статья) Печатная Здравоохранение РФ. - 1988. –

    № 2.- С.28-30 3с. -

    10. Социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и заболеваемости медицинских работников в связи с условиями их труда и быта (автореферат) Печатная Автореферат дис. канд. мед. наук. - Москва, 1988. -24с. 24с. -

    11. Социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и заболеваемости медицинских работников в связи с условиями их труда и быта (диссертация) Рукопись Дис. канд. мед. наук.- Ярославль,1988.- 400с. 400с. -

    12. Некоторые методические вопросы исследования образа жизни студентов-медиков (статья) Печатная Вопросы изучения состояния здоровья и организации мед. помощи молодежи в различных регионах страны.- Москва, 1988. - С.103-104 2с./1с. Басов А.В.

    13. Образ жизни и здоровье (монография) Печатная Верхне-Волжское книжное издательство. - Ярославль,1989.-128с. 128с./44с. Басов А.В.

    Запорожченко В.Г.

    14. О некоторых результатах социологических исследований среди медицинских работников (статья) Печатная Здравоохранение РФ. - 1989. –

    № 4. - С.11-14 4 с. -

    15. Социально-гигиенический подход к оценке риска заболеваемости медицинских работников (статья) Печатная Труд и здоровье мед. работников. - Москва, 1989. - С.73-77 5с./4с. Брезгин В.Д.

    16. Использование анамнестического метода для изучения состояния здоровья врачей (статья) Печатная Здоровье и медицинское обслуживание населения Нечерноземья. – Ярославль: ЯГМИ, 1989. - С.101-107 7с. -

    17. О вредных привычках средних медицинских работников (статья) Печатная Медицинская сестра. - 1990. –

    № 3. - С.12-14 3с./2с. Басов А.В.

    18. Факторы риска при основных ревматических заболеваниях на Ярославском шинном заводе (статья) Печатная Тезисы докладов к итоговой конференции «Молодые ученые здравоохранению». - Оренбург, 1990 2с./1с. Ершова О.Б.

    19. Социальная педагогика в деятельности инспектора по охране прав детства (статья) Печатная Защищая права детей.-Ярославль: ИПК РО, 1991. - С.10 1с./0,5с. Басов А.В.

    20. О некоторых факторах, способствующих формированию отклоняющегося поведения подростков (статья) Печатная Актуальные проблемы социальной психологии. -Кострома, 1992. - Ч.2. -С.11-12 2с./1с. Басов А.В.

    21. К вопросу о методике личностно-ориентированного подхода в работе с педагогическими кадрами (тезисы) Печатная Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования.- СПб., Москва, 1993, Ч.2. - С.115-116 2с./1с. Басов А.В.

    22. Психолого-педагогические аспекты социализации и делинквентного поведения учащихся ПТУ (тезисы) Печатная Проблемы социологии профессионального образования рабочих. – СПб., 1994. - С.122-125 4 с./3с. Басов А.В.

    23. Здоровье учащихся и здоровье педагогов (статья) Печатная Материалы Всероссийского научно-практич. семинара. –СПб.,1994. - С.35-36 2с./1с. Басов А.В.

    24. Новые подходы к решению проблем аттестации и переподготовки преподавателей начального звена (статья) Печатная Начальная школа.- 1994. - № 3.-С.22-23 2с./1с. Басов А.В.

    25. Концепция развития городской медико-педагогической школы (научная разработка) Печатная Ярославль, ИПК, 1995.-7с. 7с./2с. Басов А.В. и др.

    26. О некоторых итогах изучения проблем начинающих педагогов (статья) Печатная Развитие личности и формирование индивидуальности - Ярославль, 1996. - С.234-236 3с. -

    27. Роль и место валеологической службы школы в профилактике дезадаптации при переходе учащихся в среднее звено (статья) Печатная Проблемы пед. валеологии.-СПб., 1997.- С. 59-61 3с. -

    28. Роль и место системы образования в формировании антинаркотических традиций в молодежной среде (тезисы) Печатная Традиции, обычаи, нравы народов России.- СПб., 1997.-С.69-73 5с./3с. Басов А.В.

    29. Валеологические знания каждому учителю (статья) Печатная Пед. образование в современных условиях. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - С.279-281 3с. -

    30. О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене (статья) . -1998. - №1. - С.107-110 4с./3с. Басов А.В.

    31. Валеология как инструмент психического и физического благополучия участников педагогического процесса (тезисы) Печатная Общество, образование, человек.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1998.-Ч.1.-С.125-128 4с. -

    32. О единых требованиях к программам по оздоровлению детей, обучающихся в образовательных учреждениях области (статья) Печатная Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль: Изд-во ИПК РО, 1998. - С.4-6 3с./2с. Басов А.В.

    33. Валеологическая экспертиза учебных планов, программ, педагогических технологий (статья) Печатная Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль: Изд-во ИПК РО, 1998. - С.17-20 4с. -

    34. Деятельность образовательных учреждений Ярославской области, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей (статья) Печатная Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль: Изд-во ИПК РО,1998. - С.29-30 2с./1с. Басов А.В.

    35. Валеологические подходы к анализу урока (статья) Печатная Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль: Изд-во ИПК РО, 1998.- С.50-53 4с. -

    36. Основные направления работы детского сада – валеологического центра (статья) Печатная Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль: Изд-во ИПК РО, 1998. – С. 63-64 2с./1с. Баханова О.Л.

    37. Факторы риска соматической заболеваемости школьников (статья) Печатная Психологическое благополучие участников образовательного процесса.- Ярославль: Центр «Ресурс», 1998.- С.166-168 3с. -

    38 Использование метода конструктов в исследовании установок подростков и молодежи в отношении употребления алкоголя и курения (статья) Печатная Вестник ИПК работников образования. - Ярославль, 1999.-С.82-96 15с./10с. Тихомирова Е.А.

    39. Оздоровительные и вариативные программы в деятельности дошкольных учреждений (статья) Печатная Вестник ИПК работников образования. - Ярославль, 1999.-С.72-75 4с. -

    40. Необходимость валеологической экспертизы педагогических технологий (статья) Печатная Современные технологии преподавания дисциплин ест.-мат.цикла в сельской школе.-Ярославль: ИПК РО, 2000.-С.22-25 4с. -

    41. Пути развития системы повышения квалификации работников образования (статья) Печатная Повышение квалификации пед. кадров.- Ярославль: ЯИРО, 2000.- С.17-20 4с./3с. Калистратова Н.В.

    42. Принципы и условия деятельности учреждений образования по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей (статья) Печатная Повышение квалификации пед. кадров.- Ярославль: ЯИРО, 2000.- С. 124-129 6с. -

    43. О необходимости валеологического анализа новых педагогических технологий (статья) Печатная Вестник ИПК работников образования.- Ярославль, 2000.-С.99-102 4с. -

    44. Качество медицинской помощи, оказываемой сельским школьникам (статья) Печатная Развитие личности сельского школьника. – Ярославль: ЯГПУ, 2000. - С. 46-47 2с. -

    45. Состояние и основные тенденции здоровья детей и подростков (статья)

    №1. - С. 4-6. 3с. -

    46. Об отношении детей дошкольного возраста к своему здоровью (статья)

    47. Физическое развитие – один из показателей здоровья детей (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    48. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся (статья)

    Печатная Здоровье наших детей.- 2002.-

    №1. - С.18-20.

    49. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений (статья)

    Печатная Здоровье наших детей.- 2002. –

    № 1.- С.17-18.

    2с./1с. Басов А.В.

    50. Качество медицинской помощи, оказываемой школьникам в образовательных учреждениях (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    №1. - С.26-27.

    2с./1с. Басов А.В.

    51. Тревожный ребенок (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002.-

    №1. - С.24-25.

    2с./1с. Басов А.В.

    52. Программа занятий с родителями

    по сохранению и укреплению здоровья детей (программа) Печатная Здоровье наших детей.- 2002.-

    №1. – С. 31. 1с. -

    53. Лечебная педагогика как условие социализации детей с ограниченными возможностями (статья)

    Печатная Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. – Ярославль: ЯГПУ, 2002. - С. 142-145.

    54. Анализ деятельности учреждений Ярославской области по сохранению здоровья детей (статья)

    Печатная Здоровье наших детей.- 2002. –

    № 2. - С.17-18.

    2с./1с. Басов А.В.

    здоровья детей (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    № 2. – С. 22-24.

    56. Как провести экспертизу учебных планов, учебных программ, педагогических технологий с

    точки зрения их влияния на здоровье детей (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    № 2. - С. 12-14.

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    № 3. – С. 18-20.

    58. Здоровье педагогов

    59. Экспертный подход – основа здоровьесберегающей педагогики

    (статья) вестник. - 2002. - № 4. –

    60. Особенности обучения детей в малочисленной сельской школе. Требования к выбору педагогических технологий

    (статья) Печатная Здоровье наших детей. - 2002. –

    61. Деятельность городского центра психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников по формированию здоровьесберегающего поведения (статья)

    Печатная Здоровье наших детей. - 2002.-№4. - С.6-9. 4с./3с. Гоголев Ю.В.

    62 Учим ребенка ухаживать за собой

    (статья) Печатная Здоровье наших детей. - 2002. - № 4. - С.23.

    63. Вариативные программы в деятельности дошкольных образовательных учреждений

    Печатная Здоровье наших детей. - 2003. -№1. - С.6-8.

    64. Как предупредить плоскостопие у детей (статья) Печатная Здоровье наших детей.- 2003. - № 1. – С.14 1с. -

    65. Здоровьесберегающая педагогика

    (статья) Печатная Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье.-2003. - № 1. - С.28-29.

    66. Деятельность педагогов по сохранению и укреплению здоровья детей (статья)

    Печатная Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье.- 2003.- № 2. - С.26.

    1с./0,5с. Басов А.В.

    67. Укрепление здоровья участников образовательного процесса

    (статья) Печатная Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье.- 2003.- № 3. - С.23-25.

    3с./2с. Гоголев Ю.В.

    68. Методические преобразования в школе в рамках осуществления идей здоровьесберегающей педагогики (статья)

    Печатная Наши дети: обучение, воспитание, развитие, здоровье.- 2003.- № 4.- С.21-22.

    69. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога (статья)

    Печатная Школьные технологии.- 2003.-

    № 3.- С. 191-194. 5с. -

    70. Здоровый учитель – здоровые дети (статья)

    Печатная Народное образование.- 2003.- № 5.- С. 71-75.

    71. Возможности сохранения здоровья учащихся в условиях современной общеобразовательной школы (статья) Печатная Концептуальные

    подходы и организационно-

    методические основы

    приобщения школьников

    к здоровому образу жизни. -

    Ярославль.-2003.- С.24-34.

    12с./10с. Николаева Т.Н.

    72 Экзистенциальный подход к организации здоровьесберегающей деятельности педагогов (тезисы) Печатная Совершенствование учебно-

    воспитательной работы

    в процессе модернизации

    общего образования. -

    Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003.-

    С. 101-104 4с. -

    73. Экзистенциальный подход к реализации педагогами функции сохранения здоровья детей (статья) Печатная Социальные контакты детей:

    Материалы международного

    симпозиума /Под ред.

    М.И. Рожкова. – Ярославль:

    Изд-во ЯГПУ, 2003.- С.177-183. 6с. -

    74. Формирование у детей и подростков негативного отношения к вредным привычкам (статья) Печатная Общественное здоровье

    и профилактика заболеваний.

    2003.-№2.-С.39-44 6с. -

    75. Профилактика некоторых форм девиантного поведения детей (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.-2004.-№3.-С.5-6. 2с. -

    76 Подготовка социальных педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности (статья) Печатная) Модернизация образования:

    Опыт и исследования.-

    Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.

    К.Д.Ушинского, 2004.-

    С. 202-206 4с.

    77. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики (Монография) Печатная Монография /Под ред.

    М.И. Рожкова.- Ярославль:

    ЯГПУ,2004.- 240с. 240с. -

    78/ Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики (Автореферат) Печатная Автореферат дис. доктора пед.

    наук.- Ярославль, 2004.-44с. 44с. -

    79. Дом для ребенка должен быть безопасным (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.- 2005.-№4.-С. 23-24 4с. -

    80. Об итогах Международной научной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.- 2005.-№4.-С.13 2с. -

    81. О необходимости социально-педагогического и психологического сопровождения процесса формирования ценностного отношения к своему здоровью у детей-сирот (статья) Печатная Психологическое

    и социально-педагогическое

    сопровождение детей и

    молодежи. Материалы

    международной научной

    конференции. Ярославль,

    Изд-во ЯГПУ им.

    К.Д. Ушинского,2005-

    С. 154-155. 4с. -

    82. Подготовка студентов педагогического ВУЗа к реализации функции сохранения и укрепления здоровья школьников (статья) Печатная Психологическое и

    Педагогическое

    сопровождение

    образовательного

    процесса.- Ярославль, Изд-во

    ЯГПУ, 2005.- С. 167-171 5с. -

    83. Формирование здорового образа жизни студентов (концепция) Печатная Концепция воспитательной

    деятельности ЯГПУ

    им. К.Д. Ушинского.-

    Ярославль,- 2005.- С.44-45 2с. -

    84. Подготовка студентов педагогического вуза к реализации здоровьесберегающей функции и

    социально-педагогической поддержки (статья) Печатная Эффективность образования:

    история и современность.

    Материалы 60-ой

    Международной научной

    Конференции.

    Ярославль.-2006.- С.142-147 6с. -

    85. Формируем у детей дошкольного возраста отношение к своему здоровью (статья) Печатная Детский сад от А до Я.-

    2006.-№4.-С. 40-48 9с. -

    86. Учет индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетних в профилактике употребления психоактивных веществ, организация работы с родителями (статья) Печатная Интегрированный подход к

    профилактике употребления

    С. 16-24 9с. -

    87. Могут ли родители стать активными участниками процесса профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками

    (статья) Печатная Интегрированный подход к

    профилактике употребления

    психоактивных веществ несовершеннолетними.

    Сборник материалов семинара. Ярославль, 2006.-

    С. 25-35. 11с./9с. Гоголев Ю.В.

    88. Экспертный подход к реализации идей здоровьесберегающей педагогики в дошкольном учреждении (статья) Печатная Теоретические и прикладные

    аспекты современного

    дошкольного образования.

    Материалы международной

    научно-практической

    конференции.- Ярославль,

    изд-во ЯГПУ. 2006.- С.23-26 8с. -

    Знают ли родители, как помочь ребенку в случае возникновения зависимости от психоактивных веществ (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.-2006.-№1-2.-

    С.37-39. 4с./3с. Гоголев Ю.В.

    90. Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе гимназии (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.-2006.-№1-2.-

    С.39-45. 6с./4с. Разумовская Е.Ю.

    91. Здоровьесберегающие технологии в деятельности образовательных учреждений (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.-2006.-№3-4.-

    С.28-32. 4с. -

    92 Основные направления профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в образовательных учреждениях (статья) Печатная Вопросы профилактики

    правонарушений: состояние,

    проблемы, перспективы.- Ярославль, 2006.-С.83-87 5с. Гоголев Ю.В.

    93. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специализированных образовательных учреждений (статья) Печатная Специальные педагогические

    средства развития ребенка с

    ограниченными

    возможностями

    здоровья. Материалы

    конференции «Чтения

    Ушинского».- Ярославль:

    Изд-во ЯГПУ им.

    К.Д. Ушинского,2006.-

    С. 17-24. 7с. -

    94. Здоровьесберегающая педагогика (статья) Печатная Концепции ведущих ученых

    института педагогики и

    психологии ЯГПУ.-

    Ярославль:

    изд-во ЯГПУ, 2006.- С.134-145 11с. -

    95. Правовой всеобуч для родителей

    (концептуальные подходы) (статья) Печатная Концепции ведущих ученых

    института педагогики и

    психологии ЯГПУ.-

    Ярославль:

    изд-во ЯГПУ, 2006.- С.206-214 9с./7с. Гоголев Ю.В.

    Луканина

    96. Субъектное включение учащихся в здоровьесберегающий процесс (статья) Печатная Идеи саморазвития

    личности в дополнительном

    образовании.

    Материалы конф.

    Ярославль: ИРО, 2006.-

    С. 26-34 9с. -

    97. Субъектное включение учащихся в процесс сохранения и укрепления здоровья – одно из ведущих требований здоровьесберегающей педагогики (статья) Печатная Формирование успешности человека: стратегия и тактика:

    материалы чтений

    К.Д. Ушинского в 2 ч.

    Часть 2. Ярославль:

    Изд-во ЯГПУ, 2007.

    С. 265-272. 8с. -

    98. Организационно-методические основы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в муниципальном районе (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.-2007.-№2.-

    99. Особенности аддиктивного поведения у детей с задержкой психического развития (статья) Печатная Медико-психолого-

    педагогическая работа с

    детьми, имеющими

    ограниченные возможности

    здоровья – Ярославль:

    Изд-во ЯГПУ им. К.Д.

    Ушинского, 2007. –С.76-85 10с.

    100. Профилактика аддиктивного поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью (статья) Печатная Педагогическое обеспечение

    работы с молодежью.

    Материалы науч.-практ. конф.

    Изд-во ЯГПУ, 2008.- С.258-260 3с.

    101. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе (статья) Печатная Актуальные проблемы

    образования и общества.

    Материалы науч.-практ. конф.

    Ярославль, 2008.-С.99-102 4с.

    102. Отношение к здоровью у подростков с интеллектуальной недостаточностью (статья) Печатная Специальные коррекционно-

    развивающие технологии в работе с детьми, имеющими

    ограниченные возможности

    здоровья.- Пед. чтения им.

    К. Д. Ушинского.-

    Ярославль:Издво ЯГПУ.- 2008.-

    С.135-143. 9с.

    103. Формирование здорового образа жизни будущих педагогов в процессе их обучения (статья) Печатная Человек как предмет

    воспитания в современной

    психолого-педагогической

    теории и практике.-

    Ярославль: Изд-во ЯГПУ,

    2008.- С.280-282 3с.

    104. Здоровьесберегающие технологии в гимназии (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    Воспитание, развитие,

    Здоровье.-2008.-№ 1.С.24-26 5с. Карташова Г.Н.

    Разумовская

    105. Роль семьи в формировании у ребенка правильного отношения к здоровью (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    воспитание, развитие,

    здоровье.- Ярославль, 2008.-

    106. Эффективность деятельности по формированию здорового образа жизни подростков, воспитывающихся в детских домах (статья) Печатная Подготовка специалистов

    по работе с молодежью.

    Проблемы и пути их решения.

    Материалы интернет –

    Конф. Ярославль:Изд-во

    ЯГПУ, 2009.-С. 156-165. 10с.

    107. Реализация идей здоровьесберегающей педагогики в деятельности специализированных образовательных учреждений (статья) Печатная Специальное образование:

    проблемы и перспективы.

    Материалы конф. Чтения

    Ушинского. Ярославль:

    Изд-во ЯГПУ.- 2009.

    108. Формирование отношения к здоровью у подростков с интеллектуальной недостаточностью (статья) Печатная Обучение детей с

    ограниченными

    возможностями здоровья.

    Материалы науч.-практ. Конф.

    Ярославль,Ремдер, 2009.-

    С. 107-116 10с.

    109. Проблемы здоровьесбережения и пути их решения (статья) Печатная Проблемы сельской школы.

    Пути их решения.

    Материалы науч.- практ. Конф.

    Ярославль, Изд-во ЯГПУ,

    2009.- С. 288-292 5с.

    110. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – основное требование к выбору технологий для малочисленной сельской школы (статья) Печатная Проблемы сельской школы.

    Пути их решения.

    Материалы науч.- практ. Конф.

    Ярославль, Изд-во ЯГПУ,

    2009.- С. 325-329 5с.

    111. Реализация блочно-модульного принципа в программе дистанционных курсов повышения квалификации по коррекционной педагогике и психологии (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-2009- № 4.-С. 102-

    106 8 Симановский А.Э.

    112. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    Воспитание, развитие,

    Здоровье.-2009.№4.-С.22-24 6 Паничева О.И.

    113 Концепция деятельности и развития Городского центра психолого-медико- социального сопровождения (концепция) Печатная Яросавль: Изд-во

    департамента

    образования мэрии

    г.Ярославля, 2010.-80с. 80с. Гоголев Ю.В. и соавт.

    114 Что делать, если ребенок ленится

    (статья) Печатная Наши дети: обучение, вопитание, развитие, здоровье. - Ярославль,-

    2010.-№1.-С. 26-28 6с.

    115 К вопросу о профилактике аддиктивного поведения у школьников с интеллектуальной недостаточностью (статья)

    Печатная Актуальные проблемы

    современной

    профилактики/ ЯГМА, 2010.-

    С.78-84. 6с. Смирнов В.Е.

    116. Концепция формирования здорового образа жизни школьников (статья)

    Печатная Актуальные проблемы

    современной

    профилактики/ ЯГМА, 2010.-

    С.105-114. 10 с.

    117. Реабилитация безнадзорных детей в муниципальном районе (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-2010.№3.- С. 93-96 8с. Лебедева Т.С.

    118. Внутрисемейная жестокость

    (статья) Печатная Наши дети: обучение,

    Воспитание, развитие,

    здоровье.-2010.-№3.-С.17-19 4с. Лебедева Т.С.

    119. .Построение коррекционно-развивающей здоровьесберегающей среды специального образовательного учреждения (статья)

    детям с ограниченными

    возможностями здоровья

    Текст: Материалы конф.

    «Чтения Ушинского».-

    Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.

    Ушинского, 2010.-С.154-164 10с. Макшанцева Э.Н.

    Саватеева А.Л.

    Тишинова Е.Н.

    120. Совершенствование процесса подготовки студентов к работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития

    Печатная Совершенствование помощи

    детям с ограниченными

    возможностями здоровья

    Текст: Материалы конф.

    «Чтения Ушинского».-

    Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.

    Ушинского, 2010.-С.С.117-122 6с.

    121. Условия формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей в муниципальном районе (статья)

    Печатная Подготовка кадров в условиях модернизации образования

    Текст.: Материалы

    конф. «Чтения Ушинского»

    Ч.1.-Ярославль: Изд-во

    ЯГПУ, 2010.- С.50-57 8с.

    Лебедева Т.С.

    122. Формирование у школьников потребности к занятиям спортом и здорового образа жизни (статья) Печатная Подготовка кадров в условиях модернизации образования

    Текст.: Материалы

    конф. «Чтения Ушинского»

    Ч.1.-Ярославль: Изд-во

    ЯГПУ, 2010.- С.120-126 8с. Глактионов А.В.,

    Ковалёва Н.В.

    123. Ошибки семейного воспитания (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2010.-№4.-С.12-14 6с.

    124. Психолого-педагогическое сопровождение и выявление одаренного ребенка в общеобразовательной школе (статья)

    Печатная Сопровождение одаренного

    в региональном

    образовательном

    пространстве:материалы

    конф.-Ярославль:ГОУ ЯО

    ИРО.-2011.-С.46-49 6с.

    125. Основные направления профилактики наркомании в молодежной среде (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.- Т 2.- 2011.-№ 1.-

    С. 49-54 7с. Кайкова Л.В.

    Евстафьева А.В.

    126. Анализ эффективности формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.- Т 2.- 2011.-№ 1.-

    С. 59-63 6с. Лебедева Т.С.

    127. Развитие учебно-познавательных компетенций младших школьников в проектной деятельности (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-Т.2.-2011-№2.-

    С.104-109. 5с. Бурыкина Н.М.

    128. Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса «Школа-сад» (статья)

    Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-Т.2.-2011-№3.

    С.41-44 6с. Морозова С.Б.

    129. Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-Т.1.-2011-№3.-

    242-247 10с. Кайкова Л.В.

    Евстафьева А.В.

    130. Формирование экономической компетентности младших школьников (статья)

    Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-Т.2.-2011-№3.-

    С.45-48 6с. И.Л. Егорова

    131. Экзистенциальный подход к осуществлению педагогами функции сохранения здоровья

    Учащихся (статья) Печатная Ярославский педагогический

    Вестник.-Т.2.-2011-№4 6с.

    132. Комплексный подход к формированию здоровьесберегающей среды специальной школы-интерната (статья)

    Печатная Сб.Совершенствование

    помощи детям

    с ограниченными

    возможностями здоровья:

    Материалы конф. «Чтения

    Ушинского».-Ярославль:

    Издво ЯГПУ им.

    К.Д. Ушинского.-2011.-

    133. Коррекция самооценки у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011-№1.-С. 29-31. 6с. Серова Н.В.

    134. Эффективность формирования реабилитационного пространства для безнадзорных детей (статья)

    Печатная Совершенствование

    Педагогической

    Деятельности в условиях

    Перехода к новым

    образовательным стандартам

    Материалы конф. Чтения

    Ушинского.-Часть 1.-

    Ярославль:Изд-во ЯГПУ.-

    2011.-С.50-56 7с. Лебедева Т.С.

    135. Формирование здоровьесберегающей среды образовательного комплекса (статья)

    Печатная Совершенствование

    Педагогической

    Деятельности в условиях

    Перехода к новым

    образовательным стандартам

    Материалы конф. Чтения

    Ушинского.-Часть 1.-

    Ярославль:Изд-во ЯГПУ.-

    2011.-С 117-124 8с. Морозова С.Б.

    136. Школа - территория здоровья (монография) Печатная Ярославль, Изд-во ЯГПУ,

    2011.- 134с. 134 с.

    137. Что следует знать об ошибках семейного воспитания (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011.- №2.-

    138. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в общеобразовательной школе (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011.-№3.-С.7-10 8с.

    139. Семейное воспитание и формирование у ребенка правильного отношения к здоровью (статья)

    Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011.-№4.-С.7-12 12с.

    140. Семейное воспитание детей с нарушением интеллекта (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011.-№5.-С.23-26 10с.

    141. Организация дистанционных

    Курсов повышения квалификации по специальной педагогике и психологии (статья) Печатная Materialy VII Mezinarodni vedecko-

    prakticka konference “Zpravy

    vedecke ideje - 2011”

    4с Симановский

    142. Взаимодействие специалистов в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (статья) Печатная Наши дети: воспитание,

    обучение, развитие,

    здоровье.-2011.-№6 4с.

    143. Развитие лидерской одаренности подростков и старшеклассников в процессе участия в деятельности клуба «Горизонты времени» (Гимназия №1, г. Углич) (статья) Печатная Развитие социальной

    одаренности детей и

    молодежи. Материалы

    международной

    научно-практ. Конф.

    Ярославль, 2011.С.112-116 5с. Разумовская Е.Е.

    144. Концептуальные подходы к формированию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения (статья)

    Печатная Формирование и реализация экологической политики

    на региональном уровне.

    Материалы У Всероссийской

    науч.-практ. конф. Ярославль,

    Изд.-во ЯГПУ, 2011.-

    145. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни у обучающихся (статья) Печатная Реализация

    федеральных

    государственных

    образовательных

    стандартов общего

    образования в

    учреждениях,

    расположенных в сельской

    местности: Сборник

    материалов

    научно-практической

    конференции/Под ред.

    Степановой Т.А.,

    Байбородовой Л.В.,

    Груздева М.В. Ярославль,

    Изд-во ЯГПУ, 2012.-С.123-

    146. Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в коррекционных школах (статья) Печатная Ярославский пед.

    вестник Том 2.

    (Психолого-пед. науки) –

    2012.-№2.- С. 32-37. 8с. Суходольская Л.В.

    147. Социально-педагогический подход к оценке риска заболеваемости школьников (статья)

    Печатная Ярославский пед. вестник

    Том 2. Психолого-

    Пед. Науки.- 2012. -№ 3. 10с.

    148. Мониторинг здоровья обучающихся в системе управления процессом здоровьесбережения в коррекционной школе (статья)

    Печатная Ярославский пед. вестник

    Том 2. Психолого-

    Пед. Науки.- 2012.-№ 4. 8с. Суходольская

    149. Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида

    (статья) Печатная Ярославский пед. вестник

    Том 2. Психолого-

    Пед. Науки.- 2012. -№ 4. 10с. Ромашкина Е.Н.

    150. Анализ эффективности оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении (статья) Печатная Ярославский пед. Вестник.-

    Биологические науки.-2012.-№4. 8с. Засухина О.М.

    151. Формирование у школьников потребности к занятиям спортом и здорового образа жизни (статья)

    Печатная Ярославский пед. Вестник.-

    Биологические науки.-2012.-№4. 8с. Ковалева Н.В.

    152. Совершенствование подготовки олигофренопедагогов в современных условиях

    (статья) Сборник научных трудов

    Пед. чтения Ушинского. 10с.

    153. Результаты исследования готовности студентов дефектологических специальностей и дефектологов к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности (статья)

    Печатная Materialy VIII miedzynaroodowej

    naukowi-praktycznej konferencji

    “ Dynamika naukowych

    Badan – 2012”. 6с. Симановский

    154. Совершенствование подготовки специалистов в социальной сфере к осуществлению здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности (статья)

    Печатная Ярославский пед. вестник

    (спец. Выпуск) Психолого-пед.

    Науки. 2012.- №5. 10с.

    2. Учебно-методические пособия

    155 Заболеваемость медицинских работников с временной утратой трудоспособности и пути ее снижения (методические рекомендации) Печатная Ярославль: ЯГМИ,1986.- 9с. 9с./6с. Брезгин В.Д.

    156. Основные направления профилактики пьянства медицинских работников (методические рекомендации) Печатная Москва, 1988.- 13с. 13с./10с. Басов А.В. Мельников В.Ф. Запорожченко В.Г.

    157. Социально-гигиенический подход к формированию групп риска с применением ЭВМ у работников некоторых отраслей народного хозяйства (методические рекомендации) Печатная Ярославль: ЯГМИ,1988.- 56с. 56с./15с. Брезгин В.Д.

    Бекаева Л.В.

    Белов А.В. и др.

    158. Образ жизни работников здравоохранения (медицинская, профессиональная активность) (методическое письмо) Печатная Информационно-методическое письмо.- Москва,1988.- 13с. 13с./10с. Брезгин В.Д.

    159. Программный модуль «Прогноз вероятности заболеваний среди медицинских работников» (методические рекомендации) Печатная Информационный листок №9-89р.- Ярославль,1989.-4с. 4с./3с. Брезгин В.Д. Бекаева Л.В.

    160. Тревожность у детей школьного возраста (методические рекомендации) Печатная Ярославль: ИПК РО,1991.- 28с. 28с./20с. Басов А.В.

    161. Материалы по оценке готовности учащихся к обучению в среднем звене (методические рекомендации) Печатная Ярославль: ИПК РО,1992.-30с. 30с./20с. Басов А.В.

    162. Развитие логического мышления учащихся (учебное пособие) Печатная Ярославль: ИПК РО,1993.-62с. 62с./50с. Басов А.В.

    163. Развитие логического мышления учащихся (учебное пособие) Печатная Ярославль: ИПК РО,1993.-55с. 55с./45с. Басов А.В.

    164. Развитие логического мышления детей (учебное пособие) Печатная Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.- 240с. 240с./200с Басов А.В.

    165. Развитие познавательных способностей детей (учебное пособие) Печатная Ярославль: «Академия развития»,1996.- 240с. 240с. -

    166. Развитие интеллектуальных способностей школьника (учебное пособие) Печатная Ярославль: «Академия развития»,1996.- 240с. 240с. -

    167. Здоровье и здоровый образ жизни (учебное пособие) Печатная Ярославль: ИПК ПиРРО, 1997.- 73с. 73с./65с. Басов А.В.

    168. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью (учебное пособие) Печатная Ярославль:ИПК Пирро, 1997.-180 с. 180с. -

    169. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников (учебное пособие) Печатная Ярославль: «Академия развития»,1997.- 240с. 240с. -

    170. Отбор учащихся в классы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин (методические рекомендации) Печатная Ярославль:ИПК ПиРРО, 1998.-24с. 24с. -

    171. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников (учебное пособие) Печатная Ярославль: «Академия развития»,1998.-210с. 210с. -

    172. Мониторинг здоровья школьников (методические рекомендации) Печатная Ярославль: ГАЦ, 1998.- 27с. 27с./20с. Селевко Г.К.

    173. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников (учебное пособие) Печатная Ярославль: «Академия развития», 1999. - 250с. 250с. -

    174. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: ИПК РО, 2000. -112с. 112с.

    175. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. (учебное пособие) Печатная М.:Рольф, 2000.-144с. 144с.

    176. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. (учебное пособие) Печатная М.: Рольф, 2000.-160 с. 160с.

    177. Логика. Дети 5-7 лет (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2000.- 160 с. 160с.

    178. Память. Дети 5-7 лет (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2000.- 144 с. 144с.

    179. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2000.- 144 с. 144с.

    180. Логика. Дети 7-10 лет (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2001.- 150 с. 150с.

    181. Формирование и развитие интеллектуальных способностей. Младшие подростки 10-14 лет. (учебное пособие) Печатная Москва, Рольф, 2001.- 160 с. 160с.

    182. Учим детей логически мыслить (учебное пособие) Печатная Энциклопедия развития и воспитания дошкольников.-

    Ярославль: Академия развития, 2001.- 155 – 205с. 50с.

    183. Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей 5-8 лет (пособие для родителей и педагогов).

    Печатная Федеральная программа книгоиздания России. Ярославль: Академия развития, 2002.- 144с.

    184. Школьникам о здоровом образе жизни. (учебное пособие).

    Печатная Федеральная программа книгоиздания России.- Ярославль: Ремдер, 2003.- 92с. 92с. -

    185. Упражнения на каждый день: Развитие познавательных способностей у младших школьников (пособие для педагогов и родителей) Печатная Ярославль: Академия развития, 2004.- 120с. 120с. -

    186. Лечебная педагогика (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль,2006.- 48с. 48с. -

    187. Я открываю мир. Развитие познавательных способностей детей (учебное пособие) Печатная Екатеринбург: У-Фактория.-2006.-240с. 240с. -

    188. Развитие интеллектуальных способностей школьников (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2006.- 160с. 160с. -

    189. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2007.- 144. 144с. -

    190. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2007.- 144. 144с. -

    191. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни (учебное пособие) Печатная Ярославль: Академия развития, 2007.-192с. 192с. -

    192. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ (учебно-методические рекомендации) Печатная Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2008.- 51 с. 51с./ 30 с. Макеева Т.В.

    193. Психологические аспекты физической культуры и спорта (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: Изд-во ЯГПУ,- 2008.- 55с. 55с./45с. Маргазин В.А. и соавт.

    194. Программы гигиенического

    воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (методические рекомендации)

    Печатная Образование, коррекция нарушений развития и социальная

    адаптация детей с

    ограниченными

    возможностями здоровья.-

    Ярославль, 2008.- 117-130с. 15с./10с. Макшанцева Э.Н.,

    Саватеева А.Л.

    195. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) (методические рекомендации) Печатная Образование, коррекция нарушений развития и социальная

    адаптация детей с

    ограниченными

    возможностями здоровья.-

    Ярославль, 2008.- 132-148с. 18с./12 с. Макшанцева Э.Н.,

    Саватеева А.Л

    196. Педагогическая практика студентов по специальности «Олигофренопедагогика» (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2009.- 60с. 60с./20с. Завёрткина Л.В. Бурыкина Н.М.

    197. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Для студентов специальности «Олигофренопедагогика». (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль, Изд-во ЯГПУ.- 2009.-57с. 57с./40с. Заверткина Л.В.

    198. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика разработки программы повышения квалификации для учителей сельских школ (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009.-61с. 61с./20с. Симановский А.Э.

    Новоторцева Н.В.

    199. Итоговая государственная аттестация по олигофренопедагогике (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010.- 35с. 35 с./20с. Калугин М.А.

    200. Девиация как социально-педагогическая проблема. Причины, проблемы и предупреждение отклоняющегося поведения (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010.- 99с. 99с./40с. Бурыкина Н.М.

    201. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных образовательных учреждений (учебно-методическое пособие) Печатная Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010.- 71с. 71с.

    202. Организация самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации, проводимых в форме дистанционных потоковых семинаров

    Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей . Популярное пособие для родителей и педаго¬гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

    Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо¬собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.
    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    Скачать

    От автора........................ 4
    I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь¬ного возраста...................... 5
    1. Восприятие...................... 7
    Особенности восприятия детей дошкольного возраста. . 8 Игры и упражнения для развития восприятия у де¬тей дошкольного возраста............... 10
    Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................ 26
    2. Память...................... 34
    Особенности памяти детей дошкольного возраста... 36 Игры, упражнения, задания, способствующие разви¬тию памяти у детей дошкольного возраста...... 38
    Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. . 57
    3. Внимание..................... 64
    Особенности внимания у детей дошкольного возраста. 65 Игры и упражнения, направленные на развитие вни¬мания у детей дошкольного возраста......... 67
    Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста 81 Заключение к части I ................ 86
    Приложение...................... 93
    II. Развитие познавательных процессов у детей младше¬го школьного возраста................ 119
    1. Восприятие..................... 121
    Особенности восприятия детей младшего школьного возраста........................ 121
    Упражнения для развития восприятия у детей млад¬шего школьного возраста............... 124
    Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда¬тельности у учащихся младших классов....... 138
    Диагностика восприятия у детей младшего школьно¬го возраста...................... 147
    2. Память...................... 154
    Особенности памяти детей младшего школьного возраста 154 Задания и упражнения для развития памяти млад¬ших школьников................... 158
    Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена................... 163
    Диагностика памяти младших школьников...... 172
    3. Внимание..................... 182
    Особенности внимания детей младшего школьного возраста 182 Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста............. 185
    Игровой тренинг для развития внимания младших школьников...................... 185
    Методы диагностики особенностей внимания младших школьников...................... 200
    Заключение к части П................ 209
    Приложение....................... 211