«Инновационные подходы в учебно-воспитательного процесса. Инновационные подходы к обучению и воспитанию в общем образовании Оценивание для обучения и оценивание обучения

  • 28.10.2019

Губанова Н.М

Гамаюнова Е.Н.


Инновационные подходы к обучению и воспитанию в общем образовании (на примере уроков иностранного языка).
Главная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения. В современной методике преподавания иностранных языков огромное значение имеет целый ряд факторов, в том числе поиск инновационных методов и форм организации учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что задача учителя состоит в нахождении и развитии таких методик и форм работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили бы роль самостоятельной работы, деятельности учащихся во всем процессе учебной работы.

Инновация (нововведение) – это внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности.

Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Инновационные методы в образовании - педагогические методы, основанные на использовании современных достижении науки и информационных технологий. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов, развитие у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. Основными инновационными методами в образовании являются: методы проблемного и проектного обучения, моделирования, исследовательские методы, модульное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма, метод кейс-стади, метод творческих заданий, методы активного обучения, контекстного обучения и обучения на основе опыта.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной форме, так и в дистанционной технологии обучения с применением электронных мультимедийных учебников и учебных пособий; проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению учебных дисциплин; проектно-организационных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач; предпринимательских идей в содержании курсов.
Инновационные методы предполагают возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к обучающемуся; усиление функции поддержки обучающихся, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса; возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке иностранного языка можно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.

Второй – компьютерное сопровождение уроков иностранного языка. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, повторение лексики предыдущего урока, грамматических форм, и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью составления монологического или диалогического высказывания по определённой теме и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков иностранного языка с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках иностранного языка различных электронных справочников, энциклопедий, программ, словарей.

Но, как известно, первое место среди наиболее активно используемых методов изучения иностранных языков повсеместно признанный в мире "коммуникативный метод ".

Коммуникативный метод направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить учащегося общаться на чужом языке - вот главная задача преподавателя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.

Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой учащихся, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие темы - все это прозволяет учителю учесть индивидуальные особенности каждого ученика, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для учащихся осуществлять полный контроль над процессом обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баклашкина М.В. Обучение иноязычному межличностному общению на занятиях по иностранному языку в школе и вузе // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1. – С. 9-13.

2. Клейменова Н.М. Использование активных приемов обучения на занятиях по французскому языку со студентами // Иностр. языки в школе. – 2011. – № 1. – С. 66-69.

3. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.

4. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие/ П.К. Бабинская и др. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.

5. Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 6. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.

6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский//Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990. - с. 8.

i]

В Послании Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» : новый политический курс состоявшегося государства» определены основные приоритетные работы в сфере образования, где знания и профессиональные навыки являются ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Как и во всем мире, Казахстану необходимо переходить на новые методы дошкольного образования .

"Модернизация дошкольного образования должна быть продолжена. Я поручаю правительству на основе передового международного опыта внедрить современные методы дошкольного обучения . Они должны быть инновационными и креативными ",- сказал Назарбаев в ходе интерактивной лекции в Назарбаев Университет.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования , как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.

Развитие дошкольного образования , переход на новый качественный уровень

не может осуществляться без разработки инновационных технологий . Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей .

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе .

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том , что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых

(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста я использую свой практический материал по мнемотехники. Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи .

Использовать мнемотаблицы можно для :

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественного произведения;

При отгадывании и составлении загадок;

При заучивании стихов.

Также в работе по развитию речи я опробировала и применила метод синквейн.

Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк» . Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для координации пальцев при письме. использовать его как метод развития речи . Алгоритм синквейна для детей , которые пока не умеют читать : Условные обозначения :

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Также своей работе по развитию речи я применила и методику «Карты ума» Тони Бьюзен для детей старшего дошкольного возраста . «Карты ума» - это инструмент, за универсальность их недаром называют «швейцарским ножиком мышления» . «Карты учат» анализировать информацию и выделять ключевые слова. Они идеально подходят для планирования . Осминожка, с разноцветными щупальцами и ключевыми словами – ассоциациями, а в центре голова - тема. В результате своей работы создала, апробировала и залецензировала практическое пособие «Лексический калейдоскоп» для закрепления графо-моторных навыков, обогащению словаря, развитию логического мышления, упражняясь по которым малыши также натренируют мышцы руки и добьются правильной координации пальцев при письме.

Применение инновационных методов и приёмов в работе по развитию речи помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения связной речи .

Литература :

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения : РК, 2012 № 1080

2. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. Поташник М. М., Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.

4. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность . М, 2003.

Публикации по теме:

2. слайд. Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне «Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая.

Комплексный подход к ознакомлению детей дошкольного возраста с хореографией Детство восприимчиво к прекрасному - музыке, живописи, танцу. Именно в детстве человек эмоционально насыщен, он впечатлителен, активен.

МО для воспитателей «Социо-игровой подход в развитии навыков сотрудничества детей дошкольного возраста» «В гостях у кота Леопольда» Цель: показать систему работы образовательного учреждения в разных возрастных группах по данной теме, направленную.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению -это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация , основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Программа является актуальной и перспективной, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Программа нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.

Педагогическая целесообразность программы: овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Новизной программы является так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения программы:

гуманно-личностный подход к детям,

учет возрастных особенностей,

деятельный подход к воспитанию.

Программа разработана для детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

В программу включены инсценировки, ролевые игры, творческие задания, праздники, спектакли.

Цель : развитие, расширение и обогащение творческой личности ребенка.

Задачи:

обучающие:

активизация мыслительного процесса и

познавательного интереса;

овладение навыками конструктивного общения;

расширение знаний о психологических особенностях

развития человека

развивающие:

развитие эстетических способностей,

развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания,

коллективного творчества;

развитие способностей понимания чувств и

мотивов поведения других людей

воспитательные:

воспитание думающего и чувствующего, любящего и

активного человека, готового к творческой

деятельности в любой области;

воспитание личностных качеств

Программа рассчитана на 4 года.

Занятия 4 часа в неделю.

Форма проведения занятий: групповая.

К концу занятий 1-ого года обучения дети :

об отличии стихотворного текста от прозаического;

о разнообразии малых жанров фольклора.

Должны знать:

наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках и

ролевых играх

Должны уметь:

соответствии с особенностями текста

К концу занятий 2-ого года обучения дети должны иметь общие представления:

о различиях сказки, рассказа стихотворения

Должны знать:

наизусть свои роли (в стихотворной форме) в инсценировках

и спектаклях

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

отличать монолог от диалога

К концу занятий 3 -ого года обучения детидолжны иметь общие представления :

об условности тематических и жанровых границ литературы;

о разнообразии малых жанров фольклора;

об отличии фольклорного текста от литературного

Должны знать:

и на праздниках

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

соответствии с особенностями текста;

отличать монолог от диалога;

познанию самих себя;

качества

К концу занятий 4-ого года обучения детидолжны иметь общие представления:

об условности тематических и жанровых границ литературы;

о разнообразии малых жанров фольклора;

о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

об отличии фольклорного текста от литературного,

художественного текста от научного;

о делении литературы на разные виды повествования: прозу,

поэзию, драму, комедию;

повествования

Должны знать:

наизусть свои роли в инсценировках, спектаклях и

на праздниках

Должны уметь:

осознанно выбирать интонацию, темп прочтения в

соответствии с особенностями текста и его эмоциональной

направленности;

отличать монолог от диалога;

оценивать свои возможности и постоянно стремиться к

познанию самих себя;

общаться, действовать коллективно, проявляя личностные

качества

Ожидаемые результаты: уметь применять полученные знания и умения в социуме.

Способы проверки: ролевые игры.

Формы подведения итогов:

получение обратной связи; рефлексия, самоанализ и анализ участников группы,

инсценировки, спектакли, мастер - классы, конкурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  1. способностью к адаптации в современном мире
  2. созданием условий для развития творческих способностей
  3. созданием условий для достижения успешности ребенка
  4. заинтересованностью учащегося в работе
  5. развитием чувства толерантности
  6. укреплением уверенности в своих силах и чувства собственного достоинства
  7. помогает выразить себя
  8. помогает работать в команде

Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Посредством предмета познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. И задачей учителя является, прежде всего, воспитывать внутренний мир ребенка, способствовать превращению его в со-творца произведений художественной культуры.

Вот пример хокку – японских трехстиший. Детям понравилось их сочинять:

«Упал кленовый лист.

Он был желтый.

Наступила золотая осень»

А. Шевцов

«Луна тихо светит.

По небу летят облака.

Природа необъяснима»

А. Фомин

«Леса густые, красивые леса

Осенью стоят, как стены золотые.

Приятно глазу и душе»

А. Львова

А вот стихи А. Капустина:

Окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире, и, главное в человеке, содержащиеся глубину и богатство.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Цель: развитие, расширение и обогащение творческой личности ребенка.

Задачи: обучающие:

  1. активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  1. овладение навыками конструктивного общения;
  2. расширение знаний о психологических особенностях развития человека

Развивающие:

  1. развитие эстетических способностей;
  2. развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания, коллективного творчества;
  1. развитие способностей понимания чувств и мотивов поведения других людей

воспитательные:

  1. воспитание думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области;
  2. воспитание личностных качеств

Система является актуальной и перспективной, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его. Система нацелена на толерантность отношений, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, способность к рефлексии, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.

Педагогическая целесообразность системы: овладение навыками общения, индивидуального и коллективного творчества, самоанализа. Ребёнок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Новизной системы является так организовать жизнь детского коллектива, чтобы дети добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

Принципы построения системы:

  1. гуманно-личностный подход к детям,
  2. учет возрастных особенностей,
  3. деятельный подход к воспитанию.

Система разработана для детей 6 – 10 лет (1 – 4-е классы) и направлена на формирование думающего, чувствующего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Начиная с 1-ого класса на уроках обучения грамоте, дети учатся не только читать, но и приобщаться к миру литературы, театра, быть не только слушателем, читателем и зрителем, но и чтецом, артистом.

Детям нравится импровизировать, фантазировать, играть в ролевые игры, инсценировать. Они хотят больше читать, читают осознанно.

Постоянное изучение достижений уч-ся – обязательное условие продуктивной педагогики, направленной на оптимальное развитие каждого ребенка. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. У моих учащихся появляется мотивация для успешности в обучении, интерес к литературе.

А вот и успехи:

IX Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов 2008 года

Итоги фестиваля: Приз «За яркую творческую индивидуальность»:

Даша Калашникова роль Принцессы – спектакль «Свинопас» (ГОУ № 551 Кировского района) ;

Опираясь на опыт своей работы, делаю вывод:

такая работа позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.


Подробности

Савченко Мария Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР детского сада №67 «Белочка»

посёлка Биокомбината ЩМР Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи делится опытом применения в воспитательной работе с детьми-дошкольниками инновационных образовательных технологий, в том числе различных средств коммуникации, раскрывает основы успешного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Ключевые слова: инновация, педагогическая технология, экспериментально-исследовательская деятельность, познавательная активность ребенка, зона ближайшего развития.

В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Согласно ФГОС ДО воспитатель должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности.

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, откуда получает информацию, социализируется, приобретает необходимый жизненный опыт. Именно для того, чтобы методы воспитания и образования были более эффективными и развивали в ребёнке разностороннюю, творческую личность, способную познавать и воспроизводить полученную информацию, в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности, которая включает в себя проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы (один из главных методов активизации познавательной активности детей дошкольного возраста при диалогическом методе обучения);
  • постановка и решение вопросов проблемного характера (это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению)
  • наблюдения (основываются на ближайшем окружении);
  • опыты (исходя их поставленной проблемной ситуации);
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • использование художественного слова;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • дидактические игры;
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия .

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Именно метод проблемного обучения помогает детям изыскивать средства решения поставленной перед ними задачи, используя ранее усвоенные знания и умения.

Создаваемая при совместной деятельности проблемная ситуация становится для ребёнка ситуацией, при которой тот хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать, а главной целью воспитателя в это время является – побудить у ребенка интерес к поиску верного решения поставленной проблемы. Исходя из ранее полученных знаний и приобретённых умений, ребёнок может самостоятельно решать поставленную перед ним задачу.

Также главной опорой в нашей работе служит применение в непосредственно образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие высших психических функций детей. К ним относятся: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно применять в обучении детей дошкольного возраста. В своей работе мы часто используем интерактивную доску Smart board, возможности которой позволяют организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к нашей с ними совместной деятельности, увеличилась концентрация внимания, скорость мыслительных процессов. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий, в которые входят графика, цвет, звук, видеоматериалы, позволяет моделировать в процессе образовательной деятельности различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Благодаря предоставленным вашему вниманию технологиям, методам и средствам воспитания и образования дошкольников, мы надеемся достичь выполнения поставленных задач:

  • воспитывать социально–личностных качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развивать способность детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Учитывая тот факт, что главным воспитателем ребёнка является его родители (законные представители), мы разработали интерактивную модель партнёрского общения воспитателя и законного представителя ребёнка.

Применяя инновационные технологии при работе с родителями, мы сумели заинтересовать их в воспитательно-образовательном процессе и жизни ДОУ в целом, что дало хорошие результаты в развитии нашей группы. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает равен-ство позиций партнеров, что создаёт в работе с детьми благотворный микроклимат для полноценного развития личности . Позитивный вклад в работу с родителями внесло использование индивидуального сайта группы, где родители в любое время могут получить информацию о своём ребёнке и группы в целом. Благодаря установленному в музыкальном зале проектору и экрану, родительские собрания стали более посещаемыми, родители – более активными. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, воспитатель не только помогает детям стать уникальными, разносторонними, уверенными в себе людьми, но и сам растет. Потому, главной нашей задачей на данный период времени остаётся самообразование и саморазвитие.

Список литературы:

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –М. : Дрофа, 2007.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. - Саратов, 2008.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  5. Методическая разработка на тему: ФГОС ДО | Социальная сеть работников образования (дата обращения 17.03.2016 г.).
//

Савостина Екатерина Николаевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются изучить и применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей, а также методику работы с родителями. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению современного и творческого потенциала специалистов нашего дошкольного учреждения. Мы считаем, что очень важную роль играет профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие. Одной из важных задач, которые решают наши воспитатели, при реализации инновационных подходов является определение личностных и профессиональных качеств: отношение детей и родителей; отношение педагогов и детей, моральные правила; профессионализм и коммуникабельность.

Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с родителями: ознакомительные (наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические) ; просветительские (семинары – практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, психологические тренинги, анонимную переписку, выпуск газет, совместные досуги, выставки, ярмарки) . Несмотря на многочисленные методы взаимодействия с родителями нам бы хотелось подробнее остановиться на более эффективном методе взаимодействия и сотрудничества с родителями - метод проектирования. Он позволяет добиться успехов во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей, а так же немаловажно, что данный метод оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие малышей.

Проведенное нами ежегодное анкетирование родителей показало, что современные родители, очень сильно нуждаются в помощи специалистов, а главное, что они этого абсолютно не стесняются и готовы обсудить проблемы воспитания своего ребенка с человеком компетентным в данном вопросе. Для родителей становятся актуальными многие вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как научить своего ребенка играть со сверстниками, как правильно любить и как можно наказать ребенка не подвергая насилию, как снизить агрессию и тревожность? Родители получают ответы на свои многочисленные вопросы в нашем детском саду: у воспитателей, психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию. Совместная проектная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ помогает осознать родителям, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, социального и гармоничного развития. Исходя из результатов анкетирования родителей, в сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями дошкольников через реализацию проекта «Детский сад наш второй дом».

В рамках данного проекта был организован «День открытых дверей». Экскурсия начинается с посещения групп, помещений для дополнительного образования (изостудия, экологическая тропа, краеведческая комната, физкультурный и музыкальный залы) , медицинского кабинета в сопровождении заведующего и старшего воспитателя. Родители по желанию могли посмотреть работу педагогов с детьми (посетить занятия, понаблюдать за разными видами деятельности детей, оздоровительными процедурами) . В процессе экскурсии с родителями беседуют педагоги дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, педагог английского языка) , медицинские работники, которые консультируют их по возникающим вопросам. Прошла выставка детских поделок, рисунков для родителей «Осенние мотивы».

В рамках реализации нашего проекта были проведены встречи за «круглым столом»: «Что мешает ребенку развиваться?», «Какие мультики смотреть?», «Любимая игрушка вашего малыша». В ходе проведения круглого стола, родители пришли к выводу, что проявление агрессии это результат зависимости влияния средств массовой информации на психическое и физическое состояние детей. Показанный видеофрагмент о вреде иностранных мультиков позволил родителям прийти к пониманию того, как важно подходить к выбору передач, транслируемых по телевидению и подбору мультфильмов иностранного и отечественного производства. Благодаря педагогам, родители узнали, что гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу.

Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т. е. принятие ребенка таким, какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже». Многие родители пересмотрели систему воспитания в своей семье, признали свои ошибки и пытаются устранить их и выстроить совершенно новые, доверительные отношения с ребенком. В рамках данного проекта проведена серия индивидуальных устных консультаций с родителями по актуальным вопросам воспитания и общения с детьми. Системная работа нашего проекта позволила родителям больше и чаще использовать гуманные методы взаимодействия с ребёнком. Мы считаем, что вся проделанная нами работа над данным проектом способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами, развитию творческих способностей в совместной деятельности.

Список литературы:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) , утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003;
  2. Письмо Минобразования России от 15. 03. 2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Поташник М. М. , Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.
  5. Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М, 2003.