Цель открытия группы выходного дня. План Теоретические основы открытия групп кратковременного пребывания

  • 28.10.2019

Беккер Юлия Владимировна
Должность: заведующий ГБДОУ
Учебное заведение: Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №104 Фрунзенского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петерурга
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы клуба выходного дня в детском саду"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург

Статья

«Организация работы клуба выходного дня в детском саду»

Санкт- Петербург

2017
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира. Макаренко А. С.
Актуальность работы клуба выходного дня.

Родительский клуб
- необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений.
Семья и детский сад
– два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития л и ч н о с т и р е б ё н к а н е о б х о д и м о и х взаимодействие. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в

данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей»)

в рамках реализации ФГОС ДО?

Цель педагогов
– создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком
процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.
Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе. В связи с этим возникает необходимость по-иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
Выход один
– 1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом, 2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье. Для реализации данных целей постоянно идет поиск новых эффективных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников. Созданный в детском саду детско-родительский клуб выходного дня "Увлекательные субботы" поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит дальнейшее взаимодействие с семьями воспитанников. Проводимые педагогами мероприятия с детьми и родителями, посещение театров, музеев, развивающих центров, мастер – классов дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения, дает возможность педагогам и специалистам ДОУ создать тесные и доверительные отношения как с семьями воспитанников, так и с самими воспитанниками. Необходимость создания детско - родительского клуба для детей, уже посещающих детский сад, обусловлена запросами родителей, на основе результатов проведенного анкетирования.

Участники клуба
 Воспитатели  Дети  Родители  Специалисты
Нормативно- правовое обеспечение работы клуба выходного дня
 Разработка положения о группе выходного дня  Утверждение программы и плана работы клуба выходного дня  Делопроизводство клуба выходного дня Работа клуба выходного дня имеет
цель
: гармоничное развитие личности ребенка в процессе деятельности совместно с родителями и специалистами. В ходе достижения цели решаются следующие
задачи
: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных мероприятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.
6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Основными
принципам
и работы клуба должны являтся  добровольность,  компетентность,  соблюдение педагогической этики.
Содержание работы клуба
. Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Программа клуба " обычно рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает, примерно, 50-60 минут. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистом детского сада, специалистами развивающих центров, сотрудниками музее, детских театров. Материалом для встреч служат темы комплексно- тематического плана данной возрастной группы, которая отражена в рабочей программе каждого педагога.
Специфика

клуба
в том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка и запроса родителей. Это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных).
Формы организации
детской деятельности могут быть различными: это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по городу, и посещение выставок и многое другое…
Так, например:

Учебный план (1 год)

Название темы

Общее количество

занятий
1. Открытие клуба – анкетирование 1 2. Встреча в библиотеке 1 3. Творческая мастерская "Волшебные краски Осени " 1 4. Творческая мастерская "Новогодний фейерверк" 1 5. Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее" 1 6. Школа художников "И никогда не меркнут краски:" 1 7. Первые шаги в театр "В гостях у сказки" 1 8. Творческая мастерская "Очумелые ручки" 1 9. Закрытие клуба " "Играем вместе" 1 Итого в год: 9 Длительность одного занятия: Примерно, 50-60 минут
Основные этапы развития взаимодействия с семьей
 1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов

Ожидаемый результат:

Итогом работы
является тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Занимаясь в клубе, разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных мероприятий отслеживается повторным анкетированием. (приложение1,2) Предложенная программа детско-родительских отношений клуба выходного дня " Увлекательные субботы" является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155; 2. Белова Н.Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003. 3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005 5. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006
6. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008 7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005 8. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Приложение

Анкета – знакомство
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком. 1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения__________________________________ ________________________________________________________________________ 2. Фамилия, имя, отчество родителей_____________________________________ ________________________________________________________________________ 3. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?________________ ________________________________________________________________________ 4. Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Как Вы называете своего ребенка дома?_________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Умеет ли ребенок играть самостоятельно?_______________________________ 7. Его любимые игрушки, игры?__________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. С желанием ли играет с другими детьми?_______________________________ Делится ли своими игрушками?____________________________________________ 9. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?____________ ________________________________________________________________________ 10. О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?_________________________________________________ ________________________________________________________________________ 11. О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в к л убе? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________ 12. Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?______________________________
_____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 13. Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в детском саду?__________________ ________________________________________________________________________

Анкета обратной связи

______________________Мероприятие___________________________________________

___
Дата Название
Инструкция:
Обведите кружком соответствующий Вашему мнению балл (цифру)
Мероприятие мне понравилось

5 4 3 2 1

не понравилось

Полученная информация:
заинтересовала меня
5 4 3 2 1
не интересна мне полезна мне
5 4 3 2 1
не полезна мне
Я узнал (а) новое:
о воспитании и развитии ребенка
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего о работе детского сада
5 4 3 2 1
не узнал (а) ничего
Самым интересным (полезным) было:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Ваши пожелания:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Программа

Группы выходного дня для детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ

Рыжова Ирина Валерьевна, заведующий МАДОУ ДС № 11

Пыжикова Ирина Витальевна, старший воспитатель

Кувшинова Наталья Александровна, воспитатель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи.

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье. Следует так же отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция «неохвата» дошкольным образованием детей именно раннего возраста.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника. Так же необходимо использовать педагогический потенциал группы кратковременного пребывания в социальном развитии детей, разработке методического обеспечения и создания необходимых педагогических условий для осуществления процесса организации социального развития детей в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Порой не во всех дошкольных учреждениях имеются дополнительные площади для организации групп кратковременного пребывания. Эта проблема может быть решена открытием на базе дошкольных учреждений групп выходного дня как одной из форм группы кратковременного пребывания.

Методическая сложность педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня состоит в том, что специалистам дошкольных учреждений приходится учитывать не только особый режим пребывания ребёнка в ДОУ, специфику взаимодействия с родителями, но и ориентироваться на Федеральные государственные требования к единой общеобразовательной программе дошкольного образования.

Таким образом, актуальность настоящей программы возникает из противоречий между:

Социальным заказом общества на развитие социально-активной личности ребёнка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира, а также обеспечением доступности дошкольного образования и не включенностью в этот процесс большей части детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи;

Необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса;

Стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить качественное взаимодействие с родителями в условиях группы кратковременного пребывания и отсутствием разработанных методических рекомендаций по педагогическому сопровождению социального развития ребенка.

Процесс педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении, может быть эффективным при следующей организации образовательного процесса:

1. В основу педагогического сопровождения социального развития детей положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.

2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:

Обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум;

Субъект-субъектное взаимодействие в триаде «ребёнок-родитель-педагог», направленное на формирование социального опыта ребёнка;

Профессиональная готовность педагога к работе с детьми в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Особенности программы:

Социальное развитие ребёнка рассматривается в единстве с эмоциональной составляющей;

Ориентация на обеспечение необходимого уровня социального развития ребёнка в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГТ;

Акцентирование на интеграцию различных видов деятельности ребёнка в группе кратковременного пребывания в соответствии с ФГТ;

Планирование воспитательно-образовательного процесса в группе кратковременного пребывания осуществляется на основе комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГТ;

Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей через объединение усилий семьи и педагогов.

Главная особенность программы состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т.е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

При составлении программы учитывалась специфика групп выходного дня:

1. «Сжатость» времени (обычно свободная совместная деятельность и общение детей развертываются во второй половине дня, во время утренней и вечерней прогулки, которых лишены дети в группах кратковременного пребывания)

2.Компактность образовательного процесса

3.Динамичность образовательного процесса (смена деятельности, педагогов и помещений)

4.Возможность применения разных методик и технологий с учетом индивидуальных особенностей детей.

Основные цели программы:

· всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;

· развитие у родителей педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи:

Для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;

· укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Концепция программы опирается на теоретические основы программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНО -

ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

(с учетом метода проектов)

ТЕМА РАЗВЕРНУТОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕРИОД ВАРИАНТЫ итоговых мероприятий
До свидания, лето, здравствуй детский сад 1 неделя – «Здравствуйте» 2 неделя- « Игрушки в нашей группе» 3 неделя –Здравствуй осень, в гости просим». 4 неделя – «Что нам осень принесла?» Вызвать у детей заинтересованность, положительные эмоции с приходом в детский сад. Способствовать развитию социальной активности детей в освоении пространства группы и групповых помещений, воспитывая бережное отношение к предметам и игрушкам, находящимся в группе. Развивать коммуникативную функцию речи, вызывая детей на разговор, общение. Формировать интерес к игрушкам, развивая сенсорные способности ее обследования, действия с ней. Развивать информационную компетентность детей о летней поре, воспитывая бережное отношение к природе. Вызвать интерес к осеннему периоду времени года,познакомить детей с осенними явлениями в природе, уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека, развивать эмоциональную отзывчивость детей. 20 августа- 30 сентября Праздник осени. Выставка детского творчества.
Я и мои друзья 1 неделя –«Любимое имя» 2 неделя – « Я-ты- мы» 3 неделя « Волшебные слова» 4 неделя- « Подружись» Развивать социальную компетентность, развивая способность узнать имена детей в группе, называя ласково, обращаясь к ним по-доброму. · Подготовить детей к первоначальному освоению социокультурной категории «Имя» · Развивать чувство само ценности каждого ребенка · Создавать условия для возникновения и развития сюжетно-ролевой игры · Развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре · Формировать отношение ребенка к себе: развивать и укреплять уверенность, активность, инициативность · Обогащать представления детей о разнообразных эмоциях, настроениях людей. Предлагая определить эмоциональные состояния.развивать социальную компетентность, предлагая детям проявить доброжелательность, участие. Формировать способность вступать в ролевое общение с партнером по игре · Развивать умение выражать благодарность людям, животным и т.д. Развивать способность сочувствовать, сопереживать, сострадать 1- 30 октября Физкультурное развлечение « В группе дружно мы живем»
Мой дом – мой город 1 неделя – «Мой папа и моя мама» 2 неделя- «Я гуляю с мамой и папой» 3 неделя – «Кто – кто в теремочке живет?» 4неделя «Большая семья» Формировать начальные представления о семье, образе Я. Продолжать формировать интерес желание рассказать о себе, о своих интересах, о своей семье, друзьях.развивать представления о традициях семьи, о радостной встрече дня рождения. Вызвать желание участвовать в диалоге, правильно поддерживать беседу, прививать навыки речевого этикета. расширять представления детей о родном городе, продолжать формировать познавательный интерес к изделиям народного творчества – объедовским матрешкам, вызывая эмоциональный интерес к игровым действиям с ними. Побуждать детей к стремлению принести радость окружающим от сделанного своими руками. Обогащать представления детей об окружающей действительности, а также о тех кто рядом живет- дикие животные. Знакомить детей с изменениями в окружающей при­роде, обитателями леса. Подвести детей к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы. Развивать деятельностную компетентность желание использовать различные средства выразительности. 1-30 ноября (с 5 -14 ноября- мониторинг) Музыкально – художественная игра - развлечение «Ждем гостей в наш дом»
Скоро Новый год! 1неделя – «Зимняя песенка» 2неделя- « Первый снег» 3 неделя « Кого можно встретить в зимнем лесу?» 4неделя « Подарки под елочку» Развивать навыки общения, воспитание доброго отношения к сверстникам, развивать желание помогать товарищам, быть внимательными друг к другу. Воспитывать эмоциональность. Расширять представления о временах года, активизируя речь детей. Предлагать высказать свои впечатления о наступлении зимы, о наблюдениях за птицами: воробьями, голубями.Развивать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помочь птицам в зимний период. Развивать познавательно – речевые способности, обращая внимание на природные изменения (снег, сугробы, снежинки). Активизировать речь детей, используя образные выражения, сравнения(снежинки – легкие пушинки, белый снег словно мел). Обогащать речь детей, помогая им отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций, составлять рассказ вместе с воспитателем; развивать представления о новогоднем празднике, о традициях семьи, о радостной встрече Нового года. Обогатить представления о подготовке к празднику, испечь праздничный пирог, накрыть на стол. Закрепить представления о новогодних подарках, правилах безопасности в быту. Рассказать детям о том, что стихи бывают шуточные, прочитать стихи, развивая рефлексивные чувства на их содержание. 1-30 декабря Режиссерская игра « За подарками к Деду Морозу». Новогодний утренник. Тематическая выставка организованная взрослыми(педагогами и родителями для детей) – «Подарки от Деда Мороза»
Веселая зима 1 неделя – «Сказка под Рождество» 2 неделя- «Как мы помогаем птицам, зверям зимой» 3 неделя – «Почему дети любят зиму?» 4 неделя- « Где гуляла зима и что она нам принесла?» Познакомить с русскими традициями в Рождество. Ознакомление с русскими народными песнями, потешками, прибаутками,пестушками, закличками, сказками, пословицами, хороводами, играми Нравственное развитие осуществлять в неразрывной связи с эстетическими и познавательными задачами. Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, учить ласковому отношению к животным формировать у детей первые связные представления о зиме; учить детей следить за рассказом воспитателя о зиме, добавлять слова, заканчивать фразы; учить различать и называть таких животных, как заяц, медведь, лиса, белка; формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши, лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост; медведь зимой спит в берлоге; белочка любит шишки и орешки); стимулировать добрые чувства по отношению к ним; Обогащать представления детей о зимних развлечениях. 1-31 января Музыкальное развлечение « Рождественский концерт». Физкультурное развлечение « Мы слепили снеговика»
Моя семья и я сам 1 неделя – «Домашние питомцы». 2неделя – «Мы заботимся о тех кто с нами рядом живет» 3 неделя- «Новоселье в семье» 4 неделя « Папин праздник» Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания. Развивать представление о семье – детях и взрослых. Формировать представление об армии, Приобщение дошкольников к русской праздничной культуре. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Обогащать представления детей о домашних животных – кошках. Развивать представления о том, что у кошки есть маленькие котята, кошка о них заботиться, кошка любит играть, пить молоко, ловить мышей. Способствовать развитию интереса к получаемой информации, активизируя речь.учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Задачи: Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных, воспитывать бережное отношение к животным. 1-23 февраля Режиссерская игра – « Кто стучится в гости к нам?». Игра – драматизация по произведениям Е.Чарушина « Первая охота». Игра «Сказка о городе дорожных знаков»
Пришла весна и мы поздравляем мамочку 1 неделя- «Мамы всякие нужны мамы всякие важны» 2 неделя- «Жаворонки прилетите весну красную принесите». 3 неделя- «Приглашение солнца в весенний лес» 4 неделя- « Лесной дом- кто в нем живет?» Познакомит с государственным праздником – 8 марта. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать помогать. Познакомить с профессиями женщин, опираясь на личностный опыт детей. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать у дошкольников доброе отноше­ние к мамам, бабушкам, желание заботиться о них, защищать, по­могать им. Познакомить с народными традициями – встрече весны, обращая внимание на изменения в природе, побуждать к эмоциональной отзывчивости, Осваивать способы сопереживания во взаимоотношениях Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Знакомить с элементами русского народного быта. Обобщение и закрепление знаний о весеннем периоде, развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, использовать предметы-заместители, учить переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, показов и т. д., развитие умения пользоваться накопленным словарем, воспитание умения вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определенное настроение, создаваемое характером музыки, развитие воображения, памяти. 24 февраля- 30 марта Развлечение « Мамин день». Игра драматизация «Где живет солнышко?». Экскурсия, (прогулка тематическая) « Путешествие в лес» Презентация музыкальной игры «Есть у солнышка друзья»
О чем рассказывает весеннее солнышко 1 неделя-«Солнечные лучики» 2 неделя- «Мы хотим на ракете полететь к солнышку» 3 неделя- «Кто и как поет весеннюю песенку» 4 неделя- «Разноцветный весенний дождь в цветочной стране» Вызвать интерес к природным явлениям, отражая в речи слова характеризующие весеннее время года. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждать детей к самостоятельному инсценированию с использованием полумасок; развивать память и речь детей. Обогащать представления детей об окружающей действительности- о космонавтах – первых людях полетевших в космос. Познакомить детей с сезонными изменениями в природе. Познакомить с правилами поведения в природе(не шуметь, не ломать птичьи гнезда, не ломать ветки деревьев). Формировать умения, связанные с художественно-образным отображением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности. 1 апреля- 30 апреля Развлечение « День смешинок, день улыбок, день веселых картинок». Игровое занятия с использованием полифункционального игрового оборудования « С солнышком радость без солнышка грусть». Выставка рисунков «Светит солнышко» Посещение кукольного спектакля «Вслед за солнышком» Праздник солнца совместно с другими детьми и взрослыми . Физкультурное развлечение « Скоро в космос полетим». Презентация иллюстрированной книги сказки-игры С. Маршака «Кто колечко найдет?»
Весенние чудеса 1неделя – «Мы на праздник идем». 2 неделя- «Радуются наши друзья, что весна пришла» 3неделя- «Весеннее путешествие в голубом вагоне» 4неделя- «Скоро, скоро праздник лета» Обогащать представления детей о всенародных майских праздниках. Формировать чувство сопричастности.закреплять знания и представления о животных и их детёнышах; учить различать диких и домашних животных; воспитывать любовь и уважение к ним.Обобщить, систематизировать знания детей о времени года - лето; назвать характерные признаки 1 - 30 мая (с 20 апреля по 1 мая – мониторинг) Физкультурный досуг « Зверюшки навострите ушки»

МОНИТОРИНГ

Критериально-диагностический инструментарий социального развития детей в группе кратковременного пребывания.

Критерии Параметры Методы диагностики
Поведение ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым (родители, педагоги) 1.Использование экспрессивно-мимических средств в общении со взрослым 2.Ориентация на оценку взрослого. 3.Эмоциональная вовлеченность в деятельность со взрослым. Методика диагностики психологического развития детей от рождения до трёх лет (Е.О.Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) Опросные методы (анкетирование родителей, педагогов, беседа); Наблюдение
Развитие предметной деятельности и игры 1.Виды действий с предметами 2.Познавательная активность 3.Включенность предметных действий в общение со взрослым 4.Целенаправленность в предметной деятельности Методика диагностики психологического развития детей от рождения до трёх лет (Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова). Наблюдение
Эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками 1.Интерес к сверстнику 2.Инициативность 3.Просоциальные действия 4.Средства общения Диагностика развития общения со сверстниками (Орлова И.А., Холмогорова В.М.) Коммуникативно-личностный опросник для педагогов и родителей ребёнка. Анкета для изучения особенностей взаимодействия ребёнка со сверстниками.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В рамках данной программы с родителями проводятся следующие формы работы:

· совместные занятия;

· совместные праздники и развлечения;

· совместные выставки творческих работ;

· тематические, индивидуальные консультации, беседы;

· проведение родительских собраний;

· анкетирование;

· тренинги

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПиН 2.4.1.2660 10)

2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

3. Н.Д. Ватутина «Ребенок поступает в детский сад» – М.: Просвещение, 1983

4. В.В. Ветрова «Во что играть с ребенком до 3 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2009

5. Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе «Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ»: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2006

6. Н.В.Микляева «Группы кратковременного пребывания. Педагогическое сопровождение» - Москва, ТЦ Сфера, 2009

7. Е.О.Смирнова, Т.В.Ермолова, С.Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» - «Мозаика-Синтез», Москва, 2008

8. Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» - Москва, «Мозаика-Синтез», 2011

9. Е.В.Воропаева «Организация группы кратковременного пребывания детей» - ж-л Справочник руководителя дошкольного учреждения, № 1 2006

10. Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, М.Б.Зуйкова «Организация групп кратковременного пребывания детей в ДОУ» -ж-л Справочник руководителя дошкольного учреждения, № 11 2006

11. Р.Калинина, Л.Семенова, Г.Яковлева «К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении» Дошкольное воспитание, 1998, № 4

12. Н.А.Колесова «Организация в детском саду группы выходного дня» - ж-л Справочник руководителя дошкольного учреждения, № 11 2008

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «ТЕРЕМОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОХМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа

группы выходного дня для детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ

«МИР НА ЛАДОШКЕ»


Актуальность Иногда за рабочую неделю у родителей накапливается много неотложных дел: уборка квартиры, поход по магазинам, визит к парикмахеру, срочная поездка по делам фирмы – причин может быть масса. А заботливым родителям в тоже время хочется, чтобы их ребенок не остался без внимания, и это время прошло для него максимально интересно и полезно. В группе выходного дня дети проведут 1 – 4 часа в увлекательных обучающих играх, забавах, развлечениях, а у мам и пап появится немного времени заняться делами или просто отдохнуть.




Участники проекта: дети, посещающие детские сады города и района, заведующий МБДОУ д/с 1, ст. воспитатель, педагоги, в том числе и креативная группа по разработке сценариев, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, приглашенные специалисты по запросам родителей (педагог – психолог, логопед)


Услуга рассчитана на детей 3 – 7 лет Принцип комплектования: количество детей в группе - до 15 человек, разновозрастная группа. Материально – техническое обеспечение проекта: групповое помещение с необходимой мебелью, игровые пособия различного назначения, дидактические игры, технические средства: телевизор с USB- выходом, видеоролики, картины в цифровом виде, детские презентации, материалы для продуктивной деятельности, кулер.


Формы, в которых организуется совместная деятельность взрослых и детей: игровая деятельность, досуговая деятельность, коллективные и индивидуальные творческие задания, соревнования, организация выставки работ Методы: Наглядные, словесные, практические, игровые, частично - поисковые, метод проблемного обучения Приемы: «утренний сбор», воображаемая ситуация в развернутом виде, появление игрового персонажа, игровые действия воспитателя, инсценирование, отгадывание загадок, элементы соревнования, дидактические задания, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, просмотр видеороликов, рассматривание, обследование предметов, приемы нетрадиционного рисования.


Цель: организация дополнительной платной услуги «Группа выходного дня» Задачи: 1. организация присмотра, ухода, за детьми, создание психологического комфорта; организация помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей; 2. развитие социальных навыков взаимодействия детей в коллективе (уверенность в себе, успешное общение вне дома, формирование культуры общения, формирование детского сообщества, установление сотрудничества детей и взрослых); 3. развитие личности, творческих возможностей ребенка в художественно – эстетической деятельности, развитие фантазии; 4. развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления посредством использования дидактических игр.


Содержание работы по проекту: Проект предусматривает 3 блока работы: диагностический блок представлен анкетами на определение потребности родителей в данной услуге и удовлетворенностью деятельностью Группы выходного дня нормативно-правовой блок, включающий всю нормативно-правовую документацию, регламентирующую работу группы выходного дня блок планирования работы и анализа результативности проведенной работы


Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный, информационно – рекламный Срок: Ноябрь, декабрь - проведение рекламной акции по ознакомлению родителей МБДОУ д/с 1 и других садов города и района с данной услугой - анкетирование родителей МБДОУ д/с 1 и других садов города и района с целью определения потребности в услуге -подготовка нормативно – правовой базы: положение о группе выходного дня, положение о креативной группе по сопровождению группы выходного дня, договора с родителями, должностной инструкции педагога группы выходного дня, расчета стоимости посещения ребенком Группы выходного дня. - подбор материала (дидактического, видео и аудиоматериалов, написание примерного сценария дня (в соответствие с тематикой)


II этап – основной Срок: январь - май - работа Группы выходного дня III этап - результативный Срок: май - определение опыта работы Группы выходного дня как положительную или отрицательную тенденцию организации платных дополнительных образовательных услуг - в случае определения положительности опыта организации Группы выходного дня – презентация Проекта на муниципальном уровне.



Вся деятельность взрослых и детей по данному распорядку подчиняется сценарию определенной тематики, который служит связующим звеном между различными видами деятельности и несколько встреч в Группе выходного дня могут объединятся одной тематикой. Сценарии разрабатываются креативной группой по сопровождению Группы выходного дня с учетом комплексно – тематического плана, возрастных и индивидуальных особенностей детей, посещающих Группу выходного дня.


Утренний сбор (элемент программы «Сообщество» - адаптированный в России вариант международной проекта «Шаг за шагом») Дети и взрослые собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня. Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений. Обмениваются новостями, задают вопросы. Определяют тему дня Планируют содержание и формы работы по теме


Предполагаемый результат: - Внедрение дополнительной платной услуги «Группа выходного дня» в практику работы МБДОУ д/с 1 Список используемой литературы: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" 3, 2011 года Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" 3, 2011 года Программа «Сообщество» К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш, адаптированная американская программа «Step by step» («Шаг за шагом»),

В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, нормы взаимоотношений людей, приобщается к культуре, общечеловеческим ценностям. Согласно статистике, уровень формирования важных навыков и умений у воспитанников ДОУ выше, чем у их сверстников, не посещающих детский сад, что становится особенно очевидным при поступлении детей в школу. На фоне общероссийской проблемы – нехватки мест в детских садах – спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым годом.

По разным причинам не каждый ребенок дошкольного возраста готов на длительное время расстаться с мамой. Да и выходные дни, далеко не у всех выпадают на субботу. А бывают такие ситуации, когда маме надо отдохнуть или отправится куда-нибудь по своим важным делам. Ребенку в это время лучше поиграть со сверстниками под присмотром опытного воспитателя, это будет полезно и интересно.

Порой не во всех дошкольных учреждениях имеются дополнительные площади для организации групп кратковременного пребывания. Эта проблема может быть решена открытием на базе дошкольных учреждений групп выходного дня как одной из форм группы кратковременного пребывания.

Методическая сложность педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня состоит в том, что специалистам дошкольных учреждений приходится учитывать не только особый режим пребывания ребёнка в ДОУ, специфику взаимодействия с родителями, но и ориентироваться на Федеральные государственные требования к единой общеобразовательной программе дошкольного образования.

Таким образом, актуальность настоящей программы возникает из противоречий между:

Социальным заказом общества на развитие социально-активной личности ребёнка дошкольного возраста, способной к преобразованию окружающего мира, а также обеспечением доступности дошкольного образования и не включенностью в этот процесс большей части детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях семьи;

Необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в социальном развитии детей в условиях их кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения данного процесса;

Стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить качественное взаимодействие с родителями в условиях группы кратковременного пребывания и отсутствием разработанных методических рекомендаций по педагогическому сопровождению социального развития ребенка.

Процесс педагогического сопровождения социального развития детей в группе выходного дня в дошкольном образовательном учреждении, может быть эффективным при следующей организации образовательного процесса:

1. В основу педагогического сопровождения социального развития детей положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза системного, личностно-деятельностного, социокультурного, интегративного подходов.

2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:

Обогащение предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание образовательных ситуаций социального характера, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум;

Субъект-субъектное взаимодействие в триаде “ребёнок-родитель-педагог”, направленное на формирование социального опыта ребёнка;

Профессиональная готовность педагога к работе с детьми в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В связи с этим организация на базе МБДОУ группы выходного дня для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения призвана обеспечить запросы родителей, дети которых не имеют возможности по разным причинам посещать детский сад, и предоставить необходимую развивающую практику и равные стартовые возможности перед поступлением в школу.

Основная цель работы группы:

  • организация помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей,
  • выравнивание у детей стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • установление сотрудничества ребенка с педагогом, детьми, формирование детского сообщества.

Задачи работы группы:

- для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения с другими детьми и со взрослыми;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

- для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Работу в группе выходного дня осуществляют:

1. Воспитатель

2. Музыкальный работник

3. Заместитель заведующего по ВМР

4. Старшая медицинская сестра

5. Педагог-психолог

Для работы созданы необходимые условия:

1. Групповая комната

2. Участок детского сада

3. Физкультурный зал

4. Музыкальный зал

Особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей.

Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду. Продуктивные виды деятельности подобраны с учетом разновозрастного состава группы и индивидуальных особенностей ребенка.

Средства образования

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

Основной формой деятельности ребенка в группе является свободная работа. В результате правильной организации свободной работы ребенка в специально подготовленной среде ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.

Формы работы включают в себя:

1. Фронтальные занятия.

2. Индивидуальная работа.

3. Развлечения.

Организация режима пребывания детей в группе выходного дня

Режим пребывания составлен с учётом возрастных особенностей детей группы. Приём детей осуществляется с 9.00 утра, в режиме прописана деятельность детей, количество и продолжительность которой соответствует возрастным нормам.

Режим работы группы: по субботам с 9.00 до 12.00 без питания.

В режиме есть место, как обязательным моментам, так и самостоятельной игровой деятельности детей.

Особое место отводится проведению группового общения, которое направлено на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей, и соблюдению питьевого режима.

НОД проводятся по возрастным подгруппам. Для профилактики утомления детей проводится смена помещений и педагогов.

Режим дня группы выходного дня

  • 9-00/9-40 Встреча детей “Мы вам рады!”. Групповое общение.
  • 9-40/10-00
  • 10-00/10-30 Групповое общение. Свободная игровая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями.
  • 10-35/10-55 Непосредственно-образовательная деятельность.
  • 11-00/11-20 Питьевой режим. Взаимодействие с родителями.
  • 11-20/11-40 Непосредственно-образовательная деятельность
  • 11-40/12-00 Свободная игровая деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом нормативно – правовых документов регламентирующих жизнедеятельность детей раннего и дошкольного возраста.

Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня

Образовательный процесс в группе выходного дня строится с использованием продуктивных технологий и ведется в двух направлениях: с детьми и родителями.

Общие принципы организации образовательного процесса

1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности. .

3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:

Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);

Гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;

Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми. .

4. В образовательном процессе незаменимой является проектная деятельность.

Кроме того, образовательный процесс в группе выходного дня включает две основные составляющие:

1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми (“партнерский” блок):

Игровая деятельность;

Изобразительная деятельность;

Коммуникативный тренинг;

Математика;

Физическая культура;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору).

“Партнерский” блок включает следующие формы совместной деятельности взрослого с детьми:

Игровая;

Продуктивная;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Чтение художественной литературы.

Особенность совместной деятельности заключается в следующих моментах:

1) Открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты.

2) Для работы с детьми воспитателю не задаются конкретные темы для “проработки” с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности через:

Варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования),

Репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора,

Общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности,

Возможные способы и формы игровой деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В рамках данной программы с родителями проводятся следующие формы работы:

  • совместные занятия;
  • совместные праздники и развлечения;
  • совместные выставки творческих работ;
  • тематические, индивидуальные консультации, беседы;
  • проведение родительских собраний;
  • анкетирование;
  • тренинги

Мы надеемся, что группа выходного дня будет востребована. Она являются связующей ступенькой перед поступлением ребенка в школу, которая помогает детям подготовиться к школе, раскрыться, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, формирует позитивный опыт общения.