Психологические эффекты работе с родителями. Формы работы с родителями учащихся

  • 19.10.2019

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся:

  • работа с родителями в группе,
  • работа с родителями в парах,
  • родительское собрание,
  • родительский комитет,
  • встречи за "круглым столом",
  • тематические психологические консультации и т. д.

К индивидуальным формам относятся:

Индивидуальные формы подробно описаны в книге Н. В. Клюевой "Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг".

ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении заседаний методических объединений, на психолого-педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с родителями.
Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов. Оптимальное количество участников группы:7±2. Существуют некоторые принципы при формировании групп:
- чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;
- чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных ее участников.

Групповая работа с родителями реализует несколько функций:

Коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно-ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную - направленную на решение проблем;
- инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

В своем развитии группа, состоящая из родителей, проходит несколько этапов:

  • предварительная стадия,
  • стадия формирования,
  • конфликт,
  • консолидация,
  • эффективная работа.

На предварительном этапе психолог оформляет заказ на совместную работу родителей:

  • четко формулирует задачу, которая будет поставлена перед родителями,
  • создает необходимые условия ее функционирования.

На этапе формирования задача психолога заключается в том, чтобы:

  • стимулировать процессы группообразования (сплочения),
  • создать обстановку доверия,
  • задать первичные нормы общения и способы взаимодействия.

При вступлении группы в фазу конфликта психолог:

  • активизирует процессы осмысления происходящего,
  • ориентирует участников работы на понимание, развитие своих позиций и умение услышать позицию другого.

На этапе консолидации происходит:

  • переход на этап понимания каждым членом группы значения совместной работы и своего места в этом пространстве.

Процессы развития группы не следует форсировать, они должны естественным образом вырастать из происходящего в группе.

  • эффект группового давления, фактор смещения риска.

Группа, в которую входят родители, для которых характерны такие психологические особенности, как властность, демонстративность, ориентация на подавление, может не заметить продуктивных идей, высказываемых недостаточно авторитетными ее членами. Психолог должен культивировать обстановку, в которой будет происходить совместная работа над проблемой, а не принятие единоличных решений.
Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях - как фон, как организатор контактов и как основной инструмент воздействия на личность.
На эффективность групповой работы влияют характер, значимость проблемы и восприятие ее сложности глазами участников группы. Важен и состав группы: в частности, наличие в группе участников, имеющих затяжной личностный конфликт, может привести к снижению эффекта.

Перед началом работы родители формулируют общие правила , в необходимости которых они убеждаются в ходе работы.
Введение правил позволяет проводить работу более направленно и организованно. В качестве ориентира можно использовать правила групповой работы, принятые в тренинге:

  • "здесь и теперь",
  • доверия и откровенности,
  • участия, конфиденциальности.

В каждой группе могут быть приняты свои правила.

Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие:

  • степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы,
  • степень взаимопонимания, взаимоподдержки,
  • готовность к продуктивному сотрудничеству,
  • совместимость,
  • удовлетворенность проделанной работой и т. д.

ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГА, ВЕДУЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ

Позиция психолога, его стиль общения зависит от групповой ситуации и уровня развития группы. Основные функции психолога, ведущего шнятия с родителями, могут быть следующими:

Руководящая функция заключается в том, что психолог осуществляет методическое обеспечение занятий, предлагает программу работы.

Экспертная функция заключается в том, что психолог помогает участникам провести анализ работы. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее. Анализ зависит от интерпретационных схем, которыми владеет психолог.

Посредническая функция заключается в органя зации общения родителей друг с другом. Ocoбенно важно посредничество, когда кто-либо из родителей имеет негативное мнение о контакте с тем или иным человеком в группе. Психолог также помогает родителям в отстаивании пpaв ребенка или отстаивает права ребенка самостоятельно, если родители не в состоянии это сделать.

Мобилизирующая функция заключается в том, что психолог мобилизует усилия родителей на решение проблем, создает в группе условия для oФфективного взаимодействия.

Консультирующая функция. Задача психола как консультанта - обеспечить родителей необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

"МОЗГОВОЙ ШТУРМ" - Коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга.

Если некоторая общая проблема является личной для целой группы (например, в классе межличностный конфликт, враждебные группировки, разобщенность, сложности и непонимание взаимоотношениях с конкретным преподавателем, неудовлетворенность психологическим климатом), ее решение целесообразно провести в режиме коллективной мыслительной деятельности, одним из методов которой является "мозговой штурм", или "брейнсторминг" . Этот метод состоит из следующих этапов.

Первый этап - генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован ншостоятельно от других, как основной).
На этом этапе создается атмосфера свободного иысказывания различных идей и мнений:

  • исключается критика, можно высказывать любую идею;
  • поощряется самое необузданное фантазирование: чем более дикой окажется идея, тем лучше;
  • количество предлагаемых идей должно быть как можно большим;
  • предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополи-зировать их;
  • каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, "улучшать" и совершенствовать.
Второй этап - критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Он может быть организован двумя способами.
1."Классический" - психолог благодарит родителей за проделанную работу, сообщает, чт высказанные идеи будут доведены до классного руководителя, директора и т. д., которые оценят их с точки зрения возможности примене ния на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи - их можно передать в письменном виде психологу.

2.Оценка идей самими участниками.

  • Родители разрабатывают критерии оценк идей и все идеи записываются на доске;
  • определяется наиболее перспективная группа идей, причем каждая идея в этой групп оценивается в соответствии с принятым критериями оценки;
  • идеи тестируются методом "от противного": почему данная идея, если ее реализовать, провалится;
  • каждый из родителей как бы вновь проделывает "мозговую атаку", но свою, личную, создавая на основе уже зафиксированных идей нечто новое;
  • группа выбирает наиболее ценные идеи располагает их по степени важности и об сновывает важность реализации;
  • группа обсуждает вместе с психологом итоги работы, включающие в себя оценку эффективности, рефлексию.
Результатом такой работы может быть программа развития по различным позициям: особенности организации учебного и воспитательного процесса, сплочение класса, родителей, способны к конструктивной работе, идеальный учитель дл класса и др.

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ

1. "Реверсированная мозговая атака", или "разнос" , отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.

2. "Список прилагательных и определений". Список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Например: родителям задается вопрос: "Каким вы хотели бы видеть класс, в котором учится ваш ребенок?".

А. Родители предлагают качества, характеристики или описания, соответствующие их представлениям об идеальном классе (дружный, сплоченный, не допускающий оскорблений, оказывающий друг другу поддержку и т.д.).
Б. Группа родителей рассматривает каждое прилагательное в отдельности и решает, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.

3. "Ассоциации". На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации - другой символ и т.д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой: родителям предлагается "вылепить" "родительское собрание сегодня и завтра". После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.

4. "Коллективная запись". Каждый из участников получает "записную книжку", где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не потерять уважение своих детей и т. д.).
Участники независимо друг от друга заносят в "блокнот" свои соображения, определяют наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать " мозговой штурм ".

5. "Запись на листе". Сущность приема состоиЛ в том, что при обсуждении какой-либо проблемы, во время лекции каждый из родителем получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложен ние записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходима формулировать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др.

6. "Большая мечта". Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать Bceм что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет, перспективы и т. д.).

РАБОТА В ПАРАХ

Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т. д.

Диада - хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными имоциональными отношениями между партнерами, любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта.
В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия.

Третий член группы может выполнять одну из следующих ролей:

  • частного посредника;
  • оппортуниста;
  • тактика;
  • манипулятора.
У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы:
  • появляется возможность получить обратную связь и поддержку;
  • в паре участники могут легче идентифицировать себя с другими (идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе);
  • способствует развитию эмпатии (эмпатия - понимание другого человека на уровне чувств и эмоционального отношения, является основой для такого человеческого явления, как дружба);
  • взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности;
  • работа в парах облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой.
Работу в парах можно организовать по принципу "Инфокарусели".
Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы:
  • мой ребенок и его друзья;
  • праздники в семье, какие они, зачем они ребенку;
  • что и как читает ребенок
Формулируются вопросы:
  • как мы отмечаем дни рождения,
  • как помогаем ребенку учить дома уроки и т. д.
Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

Задача родителей - собрать как можно больше информации по теме.

В качестве объекта обсуждения могут выстукать не только специально оформленные вопросы, но и случаи из жизни.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей. Традиционный подход и организация взаимодействия с родителями на исследовательской основе имеют следующие различия:

Традиционный подход

Ориентация на исследование

Психолог издагает основные взгляды, понятия, идеи

Родители самостоятельно или вместе с психологом постигают взгляды, ведущие понятия и идеи

Родители узнают основные идеи благодаря прямому изложению

Правила, законы, идеи формулируются самостоятельно

Основная цель - формирование практических манипуляций, навыков

Развитие системного мышления (умение видеть ситуацию в целом, находить противоречия)

Развитие способности следовать указаниям.Выводы и рекомендации планируются заранее

Родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации или рекомендации

Основная форма работы: лекция

Организация исследования, дискуссия

Психические процессы: задействуется память, внимание, восприятие

Опора на мышление
Функция психолога - всезнающий эксперт Основная функция: помогать, поддерживать, направлять

В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты.

ЛЕКЦИЯ

Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция - это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы.
Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: "Влияние семьи на формирование личности ребенка". Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились "это" как-то пережить. И здесь вы раздаете листочки и просите ответить на вопрос: "Каково ваше личное мнение по поводу трудностей совре менной семьи?". Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, н уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить - шутите. Цель данного приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д.). Следующую встречу вы начнете с того, что расскажете родителям о них самих. Заканчивать работу желательно рефлексией ("что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т.д.").

ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ И ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Причины можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным причинам относятся те, что коренятся в самой природе внимания и восприятия:

  • ограниченный объем внимания человека,
  • состав аудитории (устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня),
  • место и условия встречи (духота, холод, шум),
  • естественное утомление внимания (следует помнить о периодах кризиса внимания: первый наступает через 15-20 минут, второй на 30-35 минуте)
Субъективные причины:
  • качество самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное, как следствие непонимания, изложения общедоступного, представления "готовых истин",
  • невключенности в активное обсуждение,
  • перегруженности информацией,
  • несоответствия темы интересам аудитории,
  • невыразительности формы изложения (тихий голос, монотония, разрыв смысловых блоков, чтение по листу, суетливая манера изложения, грамматические и стилистические ошибки).

ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ

  • Неофициальность
  • Прогнозирование: на основе реальных фактов делаются прогнозы событий. Вариант этого приема - "стимулирование аппетита", суть которого заключается в том, что, исходя из ситуации, психолог дает прогноз развития негативных тенденций и рисует "мрачную картину" возможного будущего, а затем указывает пути,позволяющие избежать этого
  • Сопоставление всех "за" и "против"
  • Апелляция к авторитету
  • Драматизация
  • Динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, "живой" голос)
  • Наглядность
  • Прямое обращение к аудитории, диалог с ней
  • Использование неожиданной информации
  • Провокация: на короткое время провоцируется несогласие с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к конструктивным выводам
  • Создание эффекта присутствия: слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий

ДИСКУССИЯ

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ

"Круглый стол" - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).

"Форум" - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе.

"Симпозиум" - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.

"Дебаты" - обсуждение, построенное на ситуации: "докладчик - оппонент".

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Получение, знаний на исследовательской основе противостоит распространенной в практике работе с родителями - манере констатирующего изложения материала - и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения ("в класс пришел новичок, дети его отвергают"; "как поднять авторитет класса" и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями.

ВСТРЕЧА С ПРОБЛЕМОЙ

Вариант 1-й
Последовательность шагов

  1. "Ввод" в проблему
  2. Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал
  3. Проблематизация
  4. На этом этапе родители имеют возможность увидеть проблему
  5. Депроблематизация (теоретическое представление, комментарий)
  6. Проектирование практических действий. На данном этапе происходит поиск возможностей применения

Вариант 2-й

  1. Определение проблемы ("мы не знаем, что делать")
  2. Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы (например, родители обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей или детей видеофильм, провести социологическое исследование, анкетирование)
  3. Осуществление исследовательской деятельности преимущественно в группе: поиск вариантов решения
  4. Подведение итогов. Оценка процесса. Оценка содержания
  5. Может взять на себя руководитель исследования - психолог
  6. Практическая реализация

Вариант 3-й

  1. Осознание наличия проблемы и ее значения (часто проблемы являются надуманными)
  2. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению
  3. Выработка (выдвижение) различных вариантов решения
  4. Выработка, принятие решения
  5. Применение
  6. Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные "разогревающие" приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.

    ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

    К ним относятся семь ключевых вопросов: "Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто-чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:

    1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей)
    2. Что нужно сделать? (Цели)
    3. Где? (Уточнить место)
    4. Когда? (Время)
    5. 5. Как? (Метод) и т.д.

    При формулировании вопросов психолог должен придерживаться следующих правил.

    1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения (альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы "Да" или "Нет", ограничивают собеседника).

    2. В вопросах должна быть минимальная информация.

    3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд. Суггестивные вопросы типа: "Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что?.." - также ограничивают возможности собеседника и часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ

    Например, вы предлагаете родителям поговорить о любви: "Любовь - это?.."
    o Согласны ли вы с утверждением "Любви все возрасты покорны " ?
    o Заметен ли влюбленный человек?
    o Правда ли, что любовь - это самоистязание?
    o Есть ли разница между любовью и влюбленностью?
    o Всегда ли соседкой любви бывает ревность?
    o Верно ли, что любить может не каждый?
    o Как вы относитесь к высказыванию:"Не родись красивой,а родись счастливой"?
    o Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
    o Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?

    Такие вопросы могут быть мостиком для установления атмосферы доверия, спокойствия и сотрудничества с психологом. А далее можно попросить родителей нарисовать образ любви и провести обсуждение или привести интересные высказывания, попросить рассказать о своем к ним отношении, например:
    "Любить - значит, утверждать неповторимое существование другого человека". С. Л. Рубинштейн МИНИ-ЭКСПЕРИМЕНТ "ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ" "Парадоксальная ситуация" - прием, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо включить естественное любопытство к исследовательской деятельности.
    Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.

    Задание для родителей.

    1. Укажите цифрой количество крестиков, которое вы реально сможете поставить в графе "реальный результат" за одну минуту (1 проба; например, это 19)
    2. Укажите цифрой, какое количество крестиков вам хотелось бы поставить за одну минуту (1 проба; например, это 25), а дальше засекайте время и ставьте крестики. По истечении 1 минуты результаты подсчитайте. Занесите результат в соответствующую графу.
    3. То же самое сделайте еще два раза.
    4. После эксперимента каждый подводит итоги взаимосвязи реального и желаемого в жизни.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

    Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.)- Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

    Специфическими чертами тренинга являются:
    - нацеленность на психологическую помощь;
    - создание атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций участников относительно себя и дру друга;
    - развитие и открытие новых качеств свое личности;
    - реализация творческого потенциала и до тижение оптимального уровня жизнеде тельности.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Игра - модель социального взаимодействия средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способное ти, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, самой игре, культурная ситуация в целом.

    Функции игры:

    Познавательная;
    - коммуникативная;
    - разрешающая;
    - объединяющая;
    - организующая;
    - развивающая;
    - настраивающая;
    - психотерапевтическая.

    Игры обычно проводятся по следующей схеме (И. Бачков):

    o создание игровой проблемной ситуации;
    o "проживание" проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета;
    o подведение итогов игры; анализ игровой ситуации; обсуждение хода и результатов игры, действий и переживаний участников.
    В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

    СИТУАЦИОННО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

    Такой вид игры особенно полезен, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
    Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: "Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия..."

    РАЗОГРЕВАЮЩИЕ ИГРЫ

    Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросите родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложите закрыть глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств, Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся "мостиком" к обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными смыслами, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько таких игр.

    ДИАГНОСТИКА

    Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, иозможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.
    Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.

    (Опросники и анкеты представлены в разделе "Диагностика")

Психолог – человек, обладающий теоретическими знаниями в области психологии и практически работающий с жизненными и личностными проблемами детей и взрослых. Для этого помимо консультаций психолог использует разнообразные формы организации. К традиционным формам относятся лекции, беседы, семинары. Нетрадиционные формы работы основаны на использовании активных методов обучения - психогимнастики, тренинга, ролевых и деловых игр. При большом разнообразии форм работы психолога с детьми и взрослыми их можно разделить на индивидуальные и групповые формы работы. К индивидуальным формам работы психолога в образовательном учреждении относят индивидуальные консультации, индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми. К групповым формам организации работы психолога относят групповые консультации, консилиумы, педсоветы, семинары, лекции, тренинги, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Разнообразие форм работы психолога с детьми, родителями и педагогами представлено в таблице (табл.7).

Таблица 7

Формы и методы организации работы психолога образовательного учреждения

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Психодиагностика

Индивидуальное

обследование;

Групповое

тестирование;

Анализ продуктов

Деятельности.

Индивидуальное

и групповое

тестирование;

Анкетирование;

Анализ урока;

Наблюдения.

Анкетирование;

Тестирование.

Психопрофилактика

Для дошкольников:

Развивающие занятия;

Для школьников:

Тренинги, факультативы;

Уроки психологии, лекции;

Семинары, практикумы;

Ролевые игры.

Тренинги;

Лекции, семинары;

Практикумы;

Консилиумы;

Деловые игры.

Родительские

собрания;

Групповые

консультации;

Тренинги;

Ролевые и деловые игры.

Психокоррекция

Групповые коррекционно-развивающие занятия;

Индивидуальные

коррекционные занятия.

Индивидуальные беседы;

Релаксационные

Тренинг общения.

Игровые занятия с детьми и родителями;

Родительские группы.

Консультирование

Консультативные беседы;

Индивидуальные

консультации;

Профконсультации для

старшеклассников;

Групповые консультации.

Групповые консультации;

Индивидуальные

консультации;

Тренинги;

Ролевые игры.

Индивидуальные и групповые консультации;

Родительские

собрания.

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений.

Традиционные формы обучения дают знания, а активные методы обучения помогают приобрести навыки. При рассмотрении активных методов обучения целесообразно остановиться на тренинге. Социально-психологический тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг - это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, детьми, которая является эффективным методом обучения и коррекции, и вызывает большой интерес детей и взрослых. В условиях образовательного учреждения целесообразно использовать тренинг с целью групповой профилактики нарушений психологического здоровья у детей и подростков.

Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг общения, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг самостоятельности и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую и развивающую задачи, которые решаются не столько ведущим, сколько самими участниками. Назанятиях психолог может ставить ряд задач:

Дать ребенку или взрослому знания о нем самом, развивать рефлексию как процесс позна­ния и понимания себя и других;

Способствовать личностно­му росту, самоопределению и поиску жизненных ценностей;

Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности;

Дать некоторые сведения о психологических функциях и процессах;

Совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал человека, помочь ему стать социально адаптированным.

Психолог является руководителем малой группы и ее участником одновременно. Он дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем, он грамотно осуществляет все процедуры, их анализ и интерпрета­цию таким образом, чтобы это служило и целям обучения, и в то же время способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, меняя творчески различный стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях.

Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек-человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда - общение. И, тем не менее, педагогическое общение - камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо.

Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) - развитие социального интеллекта, навыков профессиональ­но-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие - неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события.

Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие:

1. Самопознание: получение конкретных сведений о себе; выяснение, каким человек предстает в глазах других; выяснение степени самостоятельности идеального «Я».

2. Диагностика: развитие самоанализа; развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими.

3. Проверка установок на образы других: развитие понимания позиции другого; формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; развитие умения слушать и понимать другого; психотерапевтическое воздействие.

Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга:

1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.

2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу).

3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура.

4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя).

5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.

6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией.

Принципы поведения в группе: 1) каждый участник группы может высказывать о каждом все, что хочет; 2) каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы; 3) нельзя говорить о группе за пределами занятий.

Программа обучения в группе состоит из трех частей:

Первая часть - вводная (участники знакомятся);

Вторая часть- тренировочная (отрабатывается система упражнений);

Третья часть- анализ тренировочной части.

Ведение группы социально-психологического тренинга - особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необ­ходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека - своеобразная форма власти над ним. Отсюда ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать, и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и на­сколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник.

Еще одна форма работы психолога - сеансы психологической разгрузки, которые проводятся психологом с детьми, с педагогами, с родителями. Для этого в образовательном учреждении предусмотрена специальная комната отдыха или уголок релаксации. Немаловажное значение здесь имеет создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха), создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха), стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки).

Выделяются следующие типы сеансов психологической разгрузки:

1. Вводно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде).

2. Восстановительно-профилактические (снятие утомления, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции).

3. Лечебно-оздоровительные (помощь в лечении начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний).

4. Социально-психологические (улучшение социально-пси­хологической среды деятельности в коллективе).

5. Информационные и учебно-воспитательные (осуществление профессионально-прикладного и воспитательного влияния).

Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлексии.

Развивающие групповые занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, могут проходить в форме факультативов, «уроков общения», с элементами тренинга. Занятия проводятся психологом один раз в неделю в течение всего года. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Для дошкольников – 30-35 мин., для младших школьников - урок, т.е. 45 мин, для старшеклассников – 1 час (факультатив). Такие занятия являются наилучшим средством профилактики нарушений и отклонений в поведении и общении и обеспечивают формирование психологического здоровья и выполнение воз­растных задач развития. Вследствие этого, учитывая компоненты психологического здоровья, можно определить следующие ос­новные направления в планировании психопрофилактических и развивающих занятий:

Аксиологическое направление - формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;

Инструментальное направление - формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. формирование личностной рефлексии;

Потребностно-мотивационное направление - формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте;

Развивающее направление - формирование умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека, развитие произвольной регуляции поведения, формирование чувства компетентности, переориентация детей с оценок взросло­го на группу сверстников.

Вся профессиональная деятельность психолога должна отражаться в его документации. Годовой план - перспективный план работы психолога на учебный год состав­ляется по всем основным направлениям его деятельности: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа и психопрофилактика. Запланированные мероприятия фиксируются в календарном плане работы психолога на месяц. В циклограмме деятельности психолога на неделю фиксируется хронометраж рабочего времени и на каждый день определяется конкретный объем работы (табл.8).

Таблица 8

Примерная циклограмма деятельности школьного психолога на неделю

Дни недели

Поне-дельник

Психодиагностика, наблюдения за детьми на уроке

Консультации для педагогов

Психодиагностика (индивидуальная)

Факультатив (тренинг)

«Телефон доверия» (консультирование)

Индивидуальные консультации для родителей

Консилиум (семинар, совещание, педсовет)

Психологическая гимнастика (факультатив)

Психодиагностика, посещения уроков

Факультатив (тренинг)

Обработка результатов, оформление документации

Психодиагностика

Обработка результатов диагностики

Коррекционно-развивающие занятия с детьми

Консультации для родителей

Представленный в циклограмме хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени психолога образования, где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. Исследования показали, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т.д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать психологическая служба детского сада.

С 2011 года на базе МБДОУ №27 функционирует родительский клуб «Диалог», целями работы которого являются повышение психологической культуры родителей, формирование эмоционально- положительных отношений детей и родителей. При работе с родителями используются следующие методы и формы работы: диагностический (исследование стиля воспитания ребенка в семье, диагностика детско-родительских отношений и семейного микроклимата), просветительский и профилактический. Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проводятся тематические беседы, семинары-практикумы («Кризис трех лет», «»Чем страшна агрессия», «Ахи-страхи»), консультации («Почему дети лгут?», «Стили воспитания», «Семейное общение»), тренинги, чаепития («Традиции и обычаи моей семьи») . Кроме того родители привлекаются к участию в днях психологии (День Доброты, День Улыбок, День Вежливости), праздниках. Создание клуба способствует мягкой адаптации детей, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения со взрослыми и сверстниками. Результатом реализации данной формы работы с родителями является улучшение семейного микроклимата, оптимизация взаимоотношений с детьми (2012 г. – на 28%) по данным анкетирования.

Работа психологической службы в детском саду направлена на сотрудничество и психологическую поддержку родителей как в качестве индивидуальных консультаций, так и методов групповой работы. Отмечу, что формам групповой работы с родителями у нас отдается наибольшее предпочтение. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю посмотреть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы объективизировать свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные просчеты, изменяется их неадекватная родительская позиция, происходит оптимизация форм и приемов воздействия в процессе воспитания детей.

Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания. В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относиться к ним с пониманием, создавать атмосферу принятия.

Таким образом, групповые эффекты дают возможность родителям оптимизировать взаимоотношения в семье, повысить психологическую компетентность, получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. На наш взгляд, данная модель психологического сопровождения родителей ДОУ поможет родителям осознать важность своего влияния на развитие личности ребенка, научит содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Литература:

  1. Губкина Т.А. Родительский клуб/ Школьный психолог, 2000, №25.
  2. Дошкольное учреждение и семья: метод.руководство / под.ред.Т.Доронова - М.: ЛИНКА ПРЕСС,2001
  3. Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи / Управление ДОУ. – 2004. - №4

А. Ю. МОНАХОВА

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ:

ЯРОСЛАВЛЬ

АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ

АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ

УДК 37.015.3 ББК 88.56

Научный консультант Н. В. Клюева, доктор психо­логических наук, профессор факультета психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

Монахова А. Ю.

М 77 Психолог и семья: активные методы взаимодей­ ствия/Художник А. А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. - 160 с: ил. - (Практическая психология в шко­ле).

Эта книга - об организации работы с родителями, о целях и задачах такой работы, о трудностях и пробле­мах.

В ней изложены основные методы активного взаимо­действия с родителями, приведены сценарии занятий, описаны методы и формы работы. Доступность и образ ность изложения материала делают книгу интересной « для психологов и для педагогов.

УДК 37.015.3 ББК 88.56

ISBN 5-9285-0228-1

© Академия развития,

Академия Холдинг, 2002 ©Монахова А. Ю., 2002 ©Художник Селиванов А. А., 2002

Введение...................................................................... 5

Система работы психолога с семьей.............................. 7

Цели и задачи работы психолога с родителями.......... 7

Трудности и проблемы. Факторы, препятствующие

эффективной работе......................................."........... 10

Техники установления позитивных отношений

с родителями................................................................ 14

Приемы установления контакта................................. 14

Эмоциональные аспекты взаимоотношений психолога

с родителями.......................................................... 22

Классификация типов родителей.............................. 25

Ресурсы творчества.................................................. 32

Способы индивидуальных сражений с собственной

психологической инерцией....................................... 34

Условие профессионального и личностного роста

психолога................................................................ 36

Коллективные формы работы с родителями................... 42

Групповая работа и ее возможности........................... 42

Работа в парах.......................................................... 57

Родительское собрание............................................. 60

Родительский комитет.............................................. 65

Активные методы работы с родителями........................ 67

Лекция................................................................... 69

Дискуссия............................................................... 75

Метод исследования................................................. 76

Психологический тренинг........................................ 82

Психологические игры............................................. 82

Диагностика............................................................ 85

психолога с родителями........................................... 87

Методический материал для родительских собраний....... 89

Тема «Семья и ее влияние на ребенка» (исследование

в семье) ................................................................... 89

Тема «Факторы, влияющие на психологическое

благополучие ребенка в семье» (дискуссия) ................ 91

Тема «Ритмы жизни»............................................... 93

Тема «А правда ли, что с детства можно быть взрослым или до старости оставаться ребенком?» (психологичес­кий практикум) ....................................................... 95

Тема «Роли, которые мы выбираем» (психологический

практикум) ............................................................. 98

Тема «Знаю ли я своего ребенка?..» (Проблемная готов­ность учащихся среднего звена к обучению в школе.

Исследование) .......................................................... 100

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

Тема «Средства массовой иллюзионистики» (лекция с

элементами исследования) ...................... Ю2

Тема «Агрессивное поведение» (лекция) ......."..."."...."! 106

Тема «Если отношения с ребенком вышли из-под

контроля...» (психологический практикум) ................ Ц2

Тема «Хвалить самого себя - нескромно?» (психоло-"

гический практикум) ............................................... ц5

Тема «Когда в товарищах согласья нет...» (обсуждение

классных правил) ..................................................... Ц7

Тема «Что мешает нам выслушать и понять своего

ребенка?..» (психологический практикум) ................ 120

Тема «Какими вы видите детей?» (исследование) ....... 122

Тема «Воспитывающая позиция» (исследование) ........ 126

Тема «Каким я вижу мир вокруг себя?» (диагностика восприятия мира детьми 7-8 лет) ......................... 128

Приложение. Тесты и анкеты........................................ 134

Литература................................................................ 159

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 5

ВВЕДЕНИЕ

«Два человеческих изобре­тения можно считать самыми трудными, а именно: искусст­во управлять и искусство вос­питывать...»

И. Кант

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той се­мейной жизнью, какая склады­вается намеренно или ненаме­ренно.

Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоян­ны, обыденны, что она действу­ет незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». А. Н. Острогорский

В детстве закладывается основа личности чело­века и его судьбы. Исследования показывают," что современные родители, воспитывая детей, все боль­ше нуждаются в помощи специалистов. Консульта­ции нужны не только родителям детей неблагопо­лучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегод­няшней ситуации обескуражены или фрустрирова-ны. По мнению ученых, в настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гар­моничным характером встречаются дети эмоцио­нально неустойчивые. У детей нередко наблюдают­ся самые разные варианты личностной акцентуа­ции: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствитель­ность, застенчивость, замкнутость и т. д. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать сво­их детей, им нужны средства и методики, они мо-

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

гут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязатель­но давать родителям глубокие знания, но познако­мить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооцен­ку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать свое­го ребенка, открыто и честно строить взаимодей­ствие необходимо.

Можно привести немало примеров, когда вме­шательство психолога, проведенная беседа с ребен­ком, консультация для родителей приносили безус­ловную пользу. Эффективная работа психолога с семьей становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, об­легчить адаптацию ребенка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и се­мьи, психологи разнообразят формы взаимодей­ствия с семьей: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки, семинары родителей по обмену опытом воспитания, приобщают к чтению психологической литературы и т. д. Психологами творческого склада изобретаются и другие уни­кальные формы работы.

Образовательные процессы повышения компе­тентности родителей в учебных заведениях идут. Социальный заказ на такую работу очевиден, одна­ко задача образования родителей пока не признана обществом как фактор первостепенной важности.

Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие лич­ности ребенка, научатся содействовать его гармо­ничному развитию, активно сотрудничать с учеб­ным заведением. Учителя, психологи, дети и роди­тели могут научиться лучше понимать друг друга и помочь друг другу почувствовать себя сильнее и лучше.

Система работы психолога с семьей

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Цели и задачи работы психолога с родителями формулируются исходя из Положения о психоло­гической службе в системе народного образования и зависят от общей и профессиональной подготов­ленности психолога, а также от особенностей ро­дителей (образования, степени заинтересованности в воспитании ребенка, материального положения и многих других), от отношения администрации к формированию единого образовательного простран­ства в школе, объединяющего усилия педагогов, родителей, администрации и детей. Взаимодействие психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях: научно-исследователь­ском, прикладном и практическом.

Научно-исследовательское направление вклю­чает изучение законов обучения взрослых (роди­телей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь - научное обоснование и операциональная разработ­ка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.

Прикладной аспект предполагает использова­ние психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологи­ческие закономерности развития ребенка, участву­ют в решении его проблем в образовательном учреждении.

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать допол­нительным поводом для самоосознания и личност­ного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреп­лению сотрудничества с образовательным учреж­дением.

Основная идея организации работы с родите­лями заключается в следующем: помочь разви­тию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенци­ала. Эта идея изменения выражается в различ­ных терминах: развитие, рост, актуализация, ин­теграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный конструкт, отража­ющий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А. Ф. Бондаренко). Фактически речь идет о воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется даже в тех случаях, когда подобная задача является второ­степенной.

Разработка оптимальных методов и форм раз­вития самосознания родителей в условиях учебно­го заведения является частью общей задачи орга­низации работы с родителями. Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать и оптимизировать процессы само­организации и саморазвития.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, учителя и психолога мы можем эффективнее решать задачи сопровожде­ния личностного и возрастного развития детей.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ g

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими парт­нерами школы в деле воспитания детей?

Верить в важность и необходимость совме­стных действий, поднимать авторитет се­мьи;

Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для разви­тия;

Учитывать интересы родителей;

Опираться на жизненный опыт родителей;

Отказаться от модели «тушения пожара в семье», когда проблема носит явно выра­женный или хуже того - хронический характер, ориентироваться на профилакти­ческую работу;

Обращаться к ресурсам семьи, не концент­рироваться на ее недостатках;

Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

К наиболее важным предпосылкам организа­ции работы с родителями, на наш взгляд, отно­сятся:

Поддержка со стороны руководства (пред­полагает правильную аргументацию необ­ходимости);

Сотрудничество с классными руководителя­ми (позволяет снять возможную напряжен­ность);

Мотивация родителей (необходимы аргумен­ты для соответствующих действий);

Умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирование);

Хороший контакт и эффективное взаимо­действие с родителями (через создание до­верительной рабочей обстановки, устраня­ющей неопределенность и неуверенность в отношениях);

10

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

Инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий (в определен­ных пределах), инициативу, свободное выс­казывание идей, возможность эксперимен­тирования и творчества.

Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействия с семьей, тесно связаны.

ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ

Перечислим факторы, которые препятствуют эффективной организации работы с родителями: - ожидание быстрого и легкого успеха (жела­ние быстро найти легкие ответы на труд­ные вопросы);

Отсутствие опыта группового взаимодей­ствия, непроработанность поставленной за­дачи с точки зрения личностной значимо­сти для родителей;

Трудности в налаживании коммуникаций между друг другом (закрытость родителей);

Редкость и кратковременность такой работы;

Завышенные и нереалистичные ожидания от психолога;

Неэффективно сформированные группы (в частности, наличие в группе конфликтую­щих сторон).

Другая трудность в организации работы с ро­дителями заключается в том, что родители - взрослые люди, которые имеют свои взгляды, за­крепленные в «генах», стереотипы, например, та­кие, как: «я и так все знаю» - отрицание воз­можности приобретения нового опыта, «чему Вы можете меня научить, я Вас старше» - демонст­рация превосходства возраста, «воспитание - не

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

11

мужское дело» - пола, «Вы психолог, Вы и за­нимайтесь» - долженствования и др. Встречают­ся трудности, связанные с предоставлением роди­телям теоретического материала. Родители прихо­дят на занятия с разным уровнем профессиональной подготовки, знаний, разной степенью заинтересо­ванности в работе. Иногда просто не хватает вре­мени, чтобы найти для изложения теории общую платформу. Лучше всего теория усваивается в интеграции с практикой. Через практические уп­ражнения, задания родители лучше усваивают и интегрируют теоретический материал.

Чаще всего сопротивление родителей возника­ет в случаях, когда:

Не объяснены цели работы. Таинственность и двусмысленность порождают неизвест­ность и беспокойство;

Родители не приняли участия в планирова­нии совместной работы. Родителям свой­ственно поддерживать любые изменения, если они принимали участие в их подготов­ке. Все мы готовы следовать собственным рекомендациям;

Игнорируются традиции коллектива. Необ­ходимо гармонично встроиться в привыч­ные формы работы, например, использо­вать возможности родительского собрания;

Проводимая работа требует дополнительных энергетических ресурсов, грозит увеличе­нием затраченного времени;

Кажется, что и так хорошо («И зачем это все придумали?»);

Инициатор работы не пользуется уважени­ем и доверием. К сожалению, часто мы смотрим не на проект, а на его автора. Если он нам антипатичен и не вызывает доверия, то мы бессознательно переносим это на его предложения, независимо от их истинной ценности.

ПСИХОЛОГ II СЕМЬЯ

Таким образом, в начале работы многие роди­тели осторожно относятся к действиям психолога, так как необходимы усилия для серьезной работы или есть угроза их личному благополучию. Сопро­тивляются они и методам, с помощью которых психолог пытается осуществить взаимодействие с родителями.

МОТИВИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

«Совместная деятельность разных людей - это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни» (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстро­ить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии.

Обратим внимание на несколько важных мо­ментов взаимодействия психолога с родителями,

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

учет которых позволяет повысить заинтересован­ность родителей в совместной работе.

Идеология обучения взрослых (а в каких-то ситуациях психологу приходится учить родителей) предполагает установление равноправных партнер­ских отношений, когда и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование. Основная функция психолога в работе с семьей - поддерж­ка и помощь. Преобладание контрольно-оценоч­ных действий психолога может оттолкнуть роди­телей от взаимодействия с психологом.

Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересован­но. Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какого-либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение. Родите­лям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной. Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменени­ях в поведении ребенка, об улучшении его взаимо­отношений с классом, педагогом... Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.

Родители остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому, что их больше загружают. Так «убивают» инициативу. Свобода выбора (пространство для инициативы) - необходимое условие успешного общения с педаго­гом и психологом. Большинство родителей стре­мится в процессе взаимодействия с психологом приобрести новые знания. Повышенные требова­ния, дающие шанс дальнейшего развития, прини­маются охотнее, чем заниженные. Если информа­ция примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает.

14

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

ТЕХНИКИ УСТАНОВЛЕНИЯ

ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С РОДИТЕЛЯМИ

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА

Взаимодействие родителей и психолога начи­нается с установления контакта между ними, это умение является ценным положительным каче­ством психолога.

Контакт зависит от того, что мы говорим и как мы себя держим. Каждое движение - слово в языке жестов. Элементами невербальной комму­никации, в частности, являются: тембр голоса и интонация; пространство, разделяющее говорящих; частота дыхания; жесты, осанка, одежда; выраже­ние лица; символы статуса; контакт глазами.

При общении с родителями очень важно, что­бы ваше тело, взгляд, мимика были максимально открытыми, располагали к доверию.

* * W-

м

\

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

15

16

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

Жесты. Известные жесты: «замки» (скрещен­ные на груди руки, пальцы рук), поза «льва» - знаки, воспринимающиеся подсознанием любого человека однозначно: вы для общения закрыты.

Если вы проявляете нетерпение, говорите по­вышенным или раздражительным тоном, то у родителей о вас может сложиться одно из следу­ющих впечатлений:

Вам все надоело;

Вам не интересна ваша работа;

Вы не доброжелательны;

Вы не уважаете других;

Вы боитесь.

Среди жестов, обозначающих открытость, мож­но выделить следующие: раскрытые руки, руки на груди, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук, ладонями вверх, расстеги­вание пиджака и др.

Взгляд. В ситуациях, когда контакт не нужен и общение носит формальный характер, визуаль­ного контакта нет. Отсюда рекомендация: хотите установить контакт - начинайте со взгляда в глаза, но тут важно не перегнуть палку, так как человек при слишком устойчивом визуальном контакте может истолковать это по-своему: подо­зрительный; может, со мной что-то не так; следит за мной и т. д.

Во время выступления перед родителями най­дите тех, кто внимательно, заинтересованно слу­шает, смотрит на вас и оказывает невербальную поддержку. Это позволит сосредоточиться и уве­ренно выступить.

Голос. В разговоре с родителями желательно пользоваться чармом. Чарм - мягкий, успокаива­ющий, расслабляющий, доверительный тон, не включает психологическую защиту; темп - сред­ний, охват аудитории - до 100%. В ситуациях, требующих психологической защиты, психолог,

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

17

родители, педагоги используют императив. Импе­ратив - жесткий, властный, подавляющий тон, действует на взаимоотношения разрушающе, в работе с аудиторией - охват до 50%.

Организация пространства. Вокруг каждого из нас существует некоторое пространство, кото­рое мы стремимся держать в неприкосновенности. Деликатность, умение держать дистанцию - не­пременное условие плодотворного общения. Воз­никающее напряжение в процессе общения с роди­телями может быть индикатором нарушения лич­ностного пространства. В этом случае необходимо посторониться или отодвинуться, ответить на воп­рос или занять безопасное положение. Но и чрез­мерная страховка может повредить. Так, если сидя вы слишком упираетесь в спинку стула, создается ощущение «ухода» из ситуации.

18

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

19

Психологу важно правильно выбрать расстоя­ние не только между ним и собеседником, но так­же учесть расположение.

Расположение уча­стников друг против друга. Если мотивом общения выступает соперничество, то люди располагаются напротив друг друга. Такое расположение эффективно тогда, когда предстоит об­суждение, участники которого придержива­ются противополож­ных точек зрения.

Если мотивом взаимодействия является сотруд­ничество, то люди становятся или садятся рядом, вполоборота.

Треугольник. Та­кое расположение эф­фективно при обсужде­нии вопросов, требую­щих равного вклада, когда необходимо

прийти к общему мне­нию, организовать ди­алог. В центре - пси­холог, выполняющий функцию посредника.

Круглый стол. Используется для обсуждения проблем, требующих выражения мнения, органи­зации дискуссии. Роль психолога в таком взаимо­действии, как правило, минимальна. Все участни­ки находятся в равном положении. Если участни­ков дискуссии много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд.

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с ро­дителями на одном языке, просто, не перегружая информацию специальной терминологией. Часто можно наблюдать, как начинающие и неопытные практические психологи используют трудно пони­маемые родителями научные термины «инфанти-лизация», «невротизация» по разным причинам, а иногда и вполне осознанно, как средство защиты от Родителей. Как следствие, у родителей возникает эмоциональное напряжение, неопределенность и

20

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

21

агрессия на психолога. Родителям важно не то, как много знает психолог, им важно знать, что вы по­нимаете их проблемы и готовы помочь.

Создание обстановки, привлекающей родите­лей к жизни школы или детского сада, является необходимой. Большинство всех успешных изме­нений были результатом того, что сначала созда­ется атмосфера «подъема». Если вам кажется трудным изменить обстановку, вспомните простой пример из физики: вода кипит при температуре 100 градусов С, но при 99 градусах это все еще просто горячая вода. Один лишний градус, увели­чение на один процент, превращает кастрюлю с томящейся водой в мощный кипящий котел. Один градус порождает огромное облако пара, а это сила, способная привести в движение железнодо­рожный состав, весящий тонны.

Стремление завоевать уважение и авторитет среди родителей - это не проявление самолюби­вых притязаний, а непременное условие эффектив­ного взаимодействия. Исследования показывают, что родители в первую очередь обращают внима­ние на то:

Как обращаются к их ребенку;

Интересны ли для психолога их проблемы;

Способен ли психолог терпеливо их выслу­шивать;

Самоотверженную работу в интересах кол­лектива (отсутствие формализма);

Профессиональные качества;

Организаторские качества;

Личностные качества:

Человечность;

Оптимистическое и уважительное отноше­ние к себе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Проверьте свои установки на общение с роди­телями: из каждой пары приведенных утвержде­ний выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

1. а) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.

б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

2. а) Меня должны уважать.

б) Я должен завоевать уважение.

3. а) Я должен быть в центре внимания.

б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

4. а) Я считаю, что кредит доверия должен на­капливаться.

б) Я всегда авансирую доверие родителям.

Правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.

Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнаю­щего эксперта.

22

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

23

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

Различные ситуации, которые возникают в общении психолога с родителями, нередко требу­ют от психолога выдержки и самообладания, а также позволяют задуматься о том, что родители могут быть носителями самых разных установок, культурного уровня, знаний и т. д. Однако есть конфликтные ситуации, которые могут привести к эмоциональному срыву. Культура эмоций предпо-

лагает умение быть сдержанным и сохранять свое достоинство в самых трудных ситуациях. Сохра­нение способности к рассуждению, способности анализировать ситуацию и свое состояние, с тем чтобы выбрать наиболее правильное поведение в подобных ситуациях, является главным условием делового общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Как регулировать свои эмоции и научить это­му родителей? Например, можно использовать такие приемы. , Сядьте удобно.

Расслабьтесь.

Закройте глаза.

Представьте привычные для вас конфликтные ситуации:

с вашими родителями; с вашими детьми; с вашими родственниками; с вашими друзьями; с вашими знакомыми; с родителями учащихся; с директором; с ч учителями.

Внимательно проанализируйте характер ваших эмоций, определите «ведущую» эмоцию, привыч­ные для вас высказывания в этих ситуациях и сделайте вывод для себя. Можете ли вы назвать себя в этих ситуациях интеллигентным челове­ком? Если вы четко осознаете, что в ряде ситуа­ций вы себе не нравитесь, проведите мысленный тренинг таких ситуаций, в которых ваше поведе­ние будет безупречно. Таким образом, вы мыслен­но подготовите себя к правильному поведению и заложите основу психологической установки для сдержанного поведения в реальных условиях.

24

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

25

Подумайте о самом симпатичном, самом тро­гательном, самом жизнерадостном существе, кото­рое вы встречали - из жизни, из сказки, это все равно. Главное, как только вы о нем подумали, вам захотелось улыбнуться.

Попробуйте нарисовать это существо. Положи­те правую ладонь на ваш рисунок. Представьте, что маленькое симпатичное существо растет у вас под ладонью. Почувствуйте, какую положитель­ную энергию оно излучает. Пусть ничто не мешает вам наполняться легким состоянием, положитель­ной энергией. \ j

В ситуациях общения с родителями, когда вы ограничены в свободе выражения эмоций, психо­логическая защита может заключаться в предва­рительной оценке родителей.

В процессе работы оказалось, что родителей можно приблизительно разделить на шесть ти­пов. Это: позитивно ориентированные, союзники, манипуляторы, творческие, равнодушные и дест­руктивные. Предложенная классификация не претендует на научность, а лишь позволяет заду­маться о том, что родители могут быть носите­лями самых разных установок, позиций по отно­шению к образовательному учреждению в об­щем, и к психологу в частности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ

Позитивно ориентированные. Они стремятся к пониманию и объективной оценке, готовы выслу­шать различные точки зрения, отдают себе отчет в незнании некоторых вещей. Гибко перестраива­ются. Если не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эго­изма. Это не означает некую золотую середину, могут и резко выступать несбалансированные чер­ты, например вспыльчивость, тревожность, даже

26

ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

27

порядочный эгоизм - что угодно; но плюс к тому три непременные качества: умение слушать и слы­шать, стремление к самоусовершенствованию и умение быть благодарным. Общение с такой кате­горией родителей самое приятное. Если возникают недоразумения, то они принимают различные спо­собы их разрешения, сотрудничают или идут на компромисс.

Союзники. Организация помощи психологу и педагогу является их основной целью. Мнение психолога или педагога для них всегда авторитет­но. Часто они выступают в роли посредника меж­ду родителями и педагогами, родителями и деть­ми, пытаются снизить уровень напряженности во время занятий, готовы идти на компромисс и сами предлагают компромиссные решения. Легко всту­пают в дискуссию, сотрудничают. В случае воз­никновения противоречий они всегда принимают точку зрения психолога или педагога.

Манипуляторы. Их большинство. Они стремят­ся управлять окружающими с помощью изучения их сильных и слабых сторон, специально воздей­ствуя на слабости людей, чтобы побудить этих лю­дей делать то, что нужно родителю-манипулятору. Если манипулятор добивается нужного ему поведе­ния, он будет это делать каждый раз. Есть особая категория родителей, которые испытывают физи­ческое наслаждение от чувства власти над челове­ком. В этом случае они испытывают торжество, превосходство, ощущение своей значимости, вседоз­воленности и т. д. Если манипулятор не может до­биться от вас того, чего хочет, он начинает испы­тывать комплекс неполноценности, который его са-

Цель работы с родителями - повышение уровня родительской компетентности и активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Задачи работы с родителями - в повышении уровня их психологической грамотности, коммуникативной компетентности, разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на тип семейного воспитания.

Работа с родителями на коррекционном этапе может осуществляться по преимуществу в двух формах - в форме собственно коррекционной работы и в форме курирования случая. Коррекционная работа предполагает проведение психологом коррекционных занятий с детьми, а в случае необходимости и с их родителями с использованием специальных методов и приемов. Курирование случая предполагает систематический контроль психолога за ходом дальнейшего развития ребенка, консультирование родителей о формах и способах общения с ребенком, видах занятий и методах проведения. Следует учитывать три обстоятельства:

Готовность к сотрудничеству с психологом родителей, степень их сенситивности к восприятию психологических рекомендаций, меру воспитательской компетентности и ответственности.

Наличие необходимых материальных и организационных условий проведения коррекционной части консультирования.

Различают два вида работы с родителями: индивидуальную работу (проблема обращения в консультацию носит характер внутреннего конфликта самого ребенка) и руководство родительскими группами (проблема отражает межличностные трудности общения между ребенком и родителями). Групповая форма показана в тех случаях, когда в основе трудностей общения лежит непонимание родителями базовых фактов развития ребенка и его потребностей и соответствующей им динамике отношений.

Руководство родительскими группами м. осуществляться в форме консультаций по частным проблемам и в форме обучения родителей некоторым базовым принципам. Важное требование по подбору участников групп: в группу лучше включать родителей детей одного возраста, желательно с примерно сходными запросами и конфликтами.

Обучение родителей базовым принципам преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения, причинами неадекватных родительско-детских отношений могут быть усвоенные в детстве стереотипы воспитания и ошибочные установки малых социальных групп.

Общие принципы организации работы родительских групп:

Концентрация внимания группы не на поведении ребенка, а на его чувствах и переживаниях. Возможно центрирование как на ребенке, так и на терапевтическом подходе к самому родителю.

Роль консультанта состоит в том, чтобы, подобно зеркалу, селектировать и повторять вслед за членами группы то, что нужно для продуктивной постановки проблемы, ее анализа, развития дискуссии и ее разрешения. Консультант воздерживается от авторитарных и оценочных суждений, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Консультант только организует адекватную ориентировку родителей. Право выбора того или иного решения остается за родителем. При этом необходимо усвоение родителями способов эмпатического общения - «конгруэнтной коммуникации». При консультировании, базирующемся на клиент-центрированном подходке, отступают от центрации на проблемах ребенка в сторону проблем родителя, не будучи жестко закреплено на ребенке и детско-родительских отношениях. Аналитическое направление концентрирует внимание групповой дискуссии на ребенке.

Методы работы с родителями включают: индивидуальное консультирование, курацию случая, групповое обсуждение проблем воспитания и развития с применением психодрамы, тренинг родительского общения, организацию совместной деятельности и игры с детьми.

Выяснение мотивов, приведших в консультацию (как заявленных, так и не6осознанных):

мы неумелые родители – неблагополучен ребенок;

плохо в семье, плохо и с ребенком;

плохой супруг – плохой ребенок;

манипуляция (сделайте с ним (ребенком, мужем, женой, учителем, тещей и т.д.) что-нибудь).

Необходим анализ неосознанных мотивов прихода родителей к психологу, возможно, связанных:

С жизненным опытом родителей, для которых

воспитание выступает как реализация потребности смысла жизни;

воспитание выступает как мотив, реализующий потребность достижения;

воспитание как реализация сверхценных идеалов, качеств (например, ждали мальчика, а родилась девочка - в итоге воспитывают в девочке мужские качества);

воспитание как реализация определенной системы (например, плавать раньше, чем ходить);

С результатом супружеских отношений и т.д.

Другие новости по теме:

  • РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ - Детская психологическая служба - А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер
  • Развитие у ребенка понятий правильного и неправильного - Разговор с родителями - Винникотт Д.В.
  • Глава I. Доречевая стадия развития ребенка и ее роль в формировании аспектов, форм и средств коммуникации - Речевое развитие ребенка - Лепска
  • ПРОГРАММА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи - Автор неизвестен
  • Глава II. Речевая стадия развития коммуникации ребенка - Речевое развитие ребенка - Лепска
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЯ - Детская психологическая служба - А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер
  • Часть первая. "Роль родителей и дар духа" - Семь духовных законов успеха для родителей - Чопра Дипак
  • МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ - Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста - Л.Б. Фесюкова
  • 6. Три уровня общения как единый процесс - Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка - Миллс Дж., Кроули Р.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ - Детская психологическая служба - А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер
  • 6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка - Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка - Л.Ф. Обухова
  • Глава третья. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Психическое развитие ребенка - Аври Баллон
  • 2. Анализ - ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Л.С. Выготский.
  • Проблема развития мотивационной сферы ребенка - Проблемы формирования личности - Л.И.Божович
  • ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК ФАКТОР ДЕЗАДАПТАЦИИ РЕБЕНКА - Детская психологическая служба - А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер
  • 5. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - Стратегическая семейная терапи- Маданес К.
  • ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ - Детская психологическая служба - А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер
  • Опыт занятий психической саморегуляцией в группах детей и родителей в г. Брно (Чехословакия). Т.Матяткова - Дети - Владимир Антонов